Публичное информирование налогоплательщиков

Подборка наиболее важных документов по запросу Публичное информирование налогоплательщиков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 146 "Объект налогообложения" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Налоговый орган пришел к выводу, что деятельность налогоплательщика по сдаче в аренду недвижимого имущества является предпринимательской, и доначислил НДС. Учитывая отсутствие у налогоплательщика статуса индивидуального предпринимателя, применяющего УСН, суд признал доначисление НДС правомерным. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что судебная практика по вопросу уплаты НДС физическими лицами с доходов, полученных от сдачи имущества в аренду, сложилась только в 2014 году, поэтому налоговый орган должен был уведомить налогоплательщика о наличии у него обязанности уплачивать НДС. Суд указал, что, учитывая сдачу в аренду значительного количества объектов недвижимого имущества коммерческого назначения, у налогоплательщика отсутствовали основания заблуждаться относительно природы и характера доходов, с 2005 года законодательство по вопросу налогообложения операций по сдаче в аренду имущества не менялось, необходимость в публичном информировании по данному вопросу у предпринимателя отсутствовала. Сам налогоплательщик в налоговый орган за получением разъяснений об уплате НДС не обращался. Суд отметил, что налоговый орган самостоятельно уменьшил подлежащую уплате сумму НДС на сумму документально подтвержденных налоговых вычетов, основания для определения размера вычетов расчетным путем отсутствуют. Размер налоговой базы по НДС, определенный налоговым органом, налогоплательщик не опроверг, иной расчет размера налоговой базы не представил.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Модификация правового статуса налогового агента: причины и последствия
(Копина А.А.)
("Финансовое право", 2021, N 4)
Взаимосвязь налогоплательщика и налогового агента имеет экономический характер, поскольку агент выступает источником дохода по отношению к налоговому агенту, именно наличие этой связи позволяет государству обременять лиц обязанностями налогового агента не только в отношении выплат физическим лицам, но и в других случаях, когда существует сложность с исполнением обязанности самим налогоплательщиком либо риски невозможности применения принуждения со стороны государства. С.В. Якуб указывает на отсутствие принципиальных различий между обязанностью налогоплательщика самостоятельно уплатить налог и обязанностью налогового агента перечислить удержанный налог. По мнению автора, обе обязанности исполняются субъектом из принадлежащих ему на праве собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления) денежных средств и в отношении одного и того же управомоченного субъекта - публично-правового образования <9>. Вместе с тем налоговый агент не является представителем государства, поскольку он не наделяется никакими властными полномочиями по отношению к налогоплательщику <10>. Фактически налогоплательщик и налоговый агент являются равными перед законом субъектами, которые не наделены правами и обязанностями в отношении друг друга, но при этом обязаны выполнять предписания закона. Так, правовой статус налогового агента не дает оснований налогоплательщику оспаривать его права по законному удержанию налога, причитающегося с конкретного лица, при этом за налогоплательщиком также не закрепляется право на применение мер воздействия к налоговому агенту, который не соблюдает своей обязанности по удержанию и перечислению сумм налога в бюджет <11>. Налоговый агент не подменяет государственные органы и налогоплательщика. Например, налоговый агент не должен информировать налогоплательщика о наличии у последнего права на получение налогового вычета, а также не обязан без соответствующего заявления налогоплательщика его применять <12>, вместе с тем ст. 231 НК РФ предусматривает, что излишне удержанная налоговым агентом из дохода налогоплательщика сумма налога подлежит возврату налоговым агентом на основании письменного заявления налогоплательщика, однако практика применения данной статьи показывает, что попытка законодателя увеличить объем публичных полномочий налогового агента по НДФЛ в ст. 231 НК РФ и придать ему статус, более приближенный к публично-правовому образованию, пока особым успехом не увенчалась <13>.
Статья: Банки как участники налоговых правоотношений
(Киселева Н.В.)
("Банковское право", 2021, N 3)
В свою очередь, В.В. Попов, Е.Г. Тришина утверждают, что "банки в налоговых отношениях обладают сложной налоговой правосубъектностью: налогоплательщика; плательщика сборов; налогового агента; посредника в перечислении в бюджетную систему Российской Федерации соответствующих сумм налогов, сборов, налоговых недоимок, пеней и налоговых штрафов; субъекта, информирующего налоговые органы и способствующего им в мероприятиях налогового контроля; лица, привлекаемого к обеспечению исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами обязанностей по уплате налогов и сборов. По сути, такого многоаспектного налогового правового статуса нет у других субъектов налоговых правоотношений" <5>.

Нормативные акты

"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).
Постановление Конституционного Суда РФ от 08.11.2022 N 47-П
"По делу о проверке конституционности пункта 37 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "Трактородеталь Групп"
Правила предусматривают, что взимание сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзацах втором и пятом пункта 3 статьи 24.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления", осуществляет Федеральная таможенная служба (пункт 3). Платежный документ об уплате сбора представляется плательщиком в таможенный орган в течение 15 дней со дня выпуска самоходной машины в соответствии с заявленной таможенной процедурой, а его непредставление является основанием для начисления пени за неуплату сбора исходя из одной трехсотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты сбора (пункт 11(1)). При уплате сбора на бланке единой формы паспорта самоходной машины и других видов техники проставляется соответствующая отметка (пункты 7 и 13). В случае выявления фактов неуплаты сбора таможенный орган информирует плательщика о необходимости его уплаты (и пени за просрочку уплаты), а впоследствии сумма задолженности подлежит взысканию с должника в судебном порядке (пункт 17).