Публичные полномочия это
Подборка наиболее важных документов по запросу Публичные полномочия это (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за нарушение антикоррупционного законодательства при привлечении к трудовой деятельности государственного (муниципального) служащего (в т.ч. бывшего)
(КонсультантПлюс, 2025)...ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...ограничения, налагаемые на бывшего государственного (муниципального) служащего, установлены в целях противодействия коррупции при осуществлении данным лицом деятельности или выполнении работ (оказании услуг) в сфере, не связанной с обеспечением исполнения государственных или иных публичных полномочий. В связи с этим обязанность по направлению сообщения о заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим трудового (гражданско-правового) договора представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы данного лица не распространяется на государственные (муниципальные) органы, в том числе в случае, когда бывший государственный (муниципальный) служащий трудоустраивается в данный орган на должность, не относящуюся к должностям государственной (муниципальной) службы, либо заключает с указанным органом гражданско-правовой договор (договоры)..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 Конституции РФ"Исходя из положений части 1 статьи 1, части 2 статьи 15, статьи 18, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, в правовом государстве вмешательство органов публичной власти в права частных лиц допускается в рамках реализации законных полномочий соответствующего органа и признается правомерным, если использование этих полномочий преследует публично-значимые цели и не приводит к ограничению прав частного лица сверх меры, требуемой для достижения указанной цели (принцип соразмерности)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При самостоятельной реализации решения о КРТ публичным субъектом может быть использован весь доступный ему инструментарий в рамках реализации публичных полномочий. Это могут быть, например, механизмы, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключением концессионных соглашений или соглашений о государственном (муниципальном) частном партнерстве (если это допускается законодательством в отношении определенных объектов) и пр. <1>.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)При самостоятельной реализации решения о КРТ публичным субъектом может быть использован весь доступный ему инструментарий в рамках реализации публичных полномочий. Это могут быть, например, механизмы, связанные с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключением концессионных соглашений или соглашений о государственном (муниципальном) частном партнерстве (если это допускается законодательством в отношении определенных объектов) и пр. <1>.
"Публично-правовые компании в России: проблемы правового статуса: монография"
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Для публично-правовой компании ликвидация возможна только по решению ее учредителя - Российской Федерации, что свидетельствует о добровольном порядке ее ликвидации на основании федерального закона. Принудительный порядок ликвидации для рассматриваемых юридических лиц не свойствен. Так, в силу п. 3 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица по решению суда могут быть, в частности: допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. С учетом того что публично-правовые компании создаются на основании либо федерального закона, либо Указа Президента РФ, грубые, носящие неустранимый характер нарушения закона при создании таких юридических лиц вряд ли могут иметь место. Что касается таких оснований для принудительной ликвидации, как осуществление деятельности без надлежащего разрешения; деятельности, противоречащей законодательству, то их применительно к компании вряд ли можно предположить, с учетом установленного в отношении нее обязательного внешнего государственного и внутреннего аудита (контроля) ее деятельности (п. 9 ст. 5, п. п. 6, 12 ст. 16 Закона о ППК) <346> и широких возможностей учредителя - государства на изменение направлений ее деятельности в случае выявления осуществления компанией противоправной деятельности. В научной литературе принудительное прекращение юридического лица рассматривается как элемент публично-правового регулирования в ГК РФ <347>, направленный на защиту гражданских прав и законных интересов других участников гражданского оборота (на такую направленность обратил внимание и Конституционный Суд РФ) <348> либо на защиту публичных интересов (при нарушении норм Конституции РФ). В случае принудительной ликвидации публично-правовой компании по решению суда подлежит разрешению вопрос о передаче кому-либо возложенных на ликвидируемую компанию публичных полномочий, при этом данный вопрос не является предметом решения суда о ликвидации. В то же время ликвидация компании без принятия государством решения о передаче ее полномочий невозможна, поскольку их реализация непосредственно затрагивает права и интересы государства и общества (например, оказание государственных услуг, осуществление функций государственного заказчика не может быть произвольно приостановлено), и поэтому должна осуществляться в непрерывном режиме. При этом принятие соответствующего судебного акта о ликвидации компании без принятия нового нормативного акта о ликвидации компании и передаче ее полномочий другим лицам, также невозможно.
(Зайцева Ю.А.)
("Юстицинформ", 2024)Для публично-правовой компании ликвидация возможна только по решению ее учредителя - Российской Федерации, что свидетельствует о добровольном порядке ее ликвидации на основании федерального закона. Принудительный порядок ликвидации для рассматриваемых юридических лиц не свойствен. Так, в силу п. 3 ст. 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица по решению суда могут быть, в частности: допущенные при создании юридического лица грубые нарушения закона, если эти нарушения носят неустранимый характер; осуществление юридическим лицом деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо при отсутствии обязательного членства в саморегулируемой организации или необходимого в силу закона свидетельства о допуске к определенному виду работ, выданного саморегулируемой организацией; осуществление юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции РФ, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; невозможность достижения целей, ради которых создано юридическое лицо, в том числе в случае, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется. С учетом того что публично-правовые компании создаются на основании либо федерального закона, либо Указа Президента РФ, грубые, носящие неустранимый характер нарушения закона при создании таких юридических лиц вряд ли могут иметь место. Что касается таких оснований для принудительной ликвидации, как осуществление деятельности без надлежащего разрешения; деятельности, противоречащей законодательству, то их применительно к компании вряд ли можно предположить, с учетом установленного в отношении нее обязательного внешнего государственного и внутреннего аудита (контроля) ее деятельности (п. 9 ст. 5, п. п. 6, 12 ст. 16 Закона о ППК) <346> и широких возможностей учредителя - государства на изменение направлений ее деятельности в случае выявления осуществления компанией противоправной деятельности. В научной литературе принудительное прекращение юридического лица рассматривается как элемент публично-правового регулирования в ГК РФ <347>, направленный на защиту гражданских прав и законных интересов других участников гражданского оборота (на такую направленность обратил внимание и Конституционный Суд РФ) <348> либо на защиту публичных интересов (при нарушении норм Конституции РФ). В случае принудительной ликвидации публично-правовой компании по решению суда подлежит разрешению вопрос о передаче кому-либо возложенных на ликвидируемую компанию публичных полномочий, при этом данный вопрос не является предметом решения суда о ликвидации. В то же время ликвидация компании без принятия государством решения о передаче ее полномочий невозможна, поскольку их реализация непосредственно затрагивает права и интересы государства и общества (например, оказание государственных услуг, осуществление функций государственного заказчика не может быть произвольно приостановлено), и поэтому должна осуществляться в непрерывном режиме. При этом принятие соответствующего судебного акта о ликвидации компании без принятия нового нормативного акта о ликвидации компании и передаче ее полномочий другим лицам, также невозможно.
Готовое решение: Льготируемое имущество организаций
(КонсультантПлюс, 2025)органы публичной власти федеральной территории "Сириус", унитарные предприятия, казенные, бюджетные и автономные учреждения, иные организации, созданные органами публичной власти этой федеральной территории в целях обеспечения реализации их полномочий;
(КонсультантПлюс, 2025)органы публичной власти федеральной территории "Сириус", унитарные предприятия, казенные, бюджетные и автономные учреждения, иные организации, созданные органами публичной власти этой федеральной территории в целях обеспечения реализации их полномочий;
Статья: Общественный контроль за негосударственными пенсионными фондами в Российской Федерации: проблемы организации и осуществления
(Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)В этой связи представляется необходимым закрепить институт общественного контроля в Конституции Российской Федерации, обозначив основания и пределы осуществления общественного контроля, признаки и перечень его объектов и субъектов, форм, методов и видов мероприятий общественного контроля, механизм взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти, их должностными лицами, а также юридическими лицами в стране, которые наделены правом осуществления отдельных публичных полномочий. Это позволит, с одной стороны, повысить авторитет и значимость института общественного контроля в России, а с другой стороны, разработать и закрепить систему мер ответственности вышеназванных объектов общественного контроля за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля.
(Гончаров В.В.)
("Административное и муниципальное право", 2023, N 1)В этой связи представляется необходимым закрепить институт общественного контроля в Конституции Российской Федерации, обозначив основания и пределы осуществления общественного контроля, признаки и перечень его объектов и субъектов, форм, методов и видов мероприятий общественного контроля, механизм взаимодействия субъектов общественного контроля с органами публичной власти, их должностными лицами, а также юридическими лицами в стране, которые наделены правом осуществления отдельных публичных полномочий. Это позволит, с одной стороны, повысить авторитет и значимость института общественного контроля в России, а с другой стороны, разработать и закрепить систему мер ответственности вышеназванных объектов общественного контроля за противодействие законной деятельности представителей субъектов общественного контроля.
Статья: О некоторых проблемных аспектах осуществления общественной экспертизы в России
(Липунцова А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В нашей стране осуществляются реформы во многих сферах государственной и общественной жизни, которые главным образом затрагивают систему государственного управления. Проводимая длительное время административная реформа направлена на создание оптимальной управленческой системы, совершенствование деятельности органов, наделенных публичными полномочиями. При этом важную роль в обеспечении эффективного функционирования страны играют не только органы государственной и муниципальной власти, но и сам народ через различные формы. Развитие современного Российского государства и общества по векторам выстраивания правового государства и гражданского общества требует организации эффективных форм диалога, причем таких, которые позволят обществу влиять на проводимую государством политику. Во многом именно поэтому в последние годы всю большую актуальность приобретает реальное участие граждан в делах государства, и одной из самых действенных мер в этом направлении является общественный контроль.
(Липунцова А.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 12)В нашей стране осуществляются реформы во многих сферах государственной и общественной жизни, которые главным образом затрагивают систему государственного управления. Проводимая длительное время административная реформа направлена на создание оптимальной управленческой системы, совершенствование деятельности органов, наделенных публичными полномочиями. При этом важную роль в обеспечении эффективного функционирования страны играют не только органы государственной и муниципальной власти, но и сам народ через различные формы. Развитие современного Российского государства и общества по векторам выстраивания правового государства и гражданского общества требует организации эффективных форм диалога, причем таких, которые позволят обществу влиять на проводимую государством политику. Во многом именно поэтому в последние годы всю большую актуальность приобретает реальное участие граждан в делах государства, и одной из самых действенных мер в этом направлении является общественный контроль.
Статья: Приобретение муниципалитетами и эксплуатирующими организациями права собственности на бесхозяйные линейные объекты
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Однако нельзя согласиться и с утверждением о том, что постановка на учет линейного объекта в качестве бесхозяйного является правом муниципального органа. В конституционном праве при определении пределов осуществления власти действует общезапретительный принцип, который заключается в том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять только те полномочия, которые прямо им предоставлены и закреплены в нормативных правовых актах. Предоставленное органу публичной власти полномочие - это одновременного его право и обязанность, реализация которых должна обеспечивать достижение публично значимых целей. Следовательно, предоставленное органам муниципальной власти полномочие по обращению с заявлением о постановке на учет бесхозяйных линейных объектов не может рассматриваться как правомочие, реализация которого зависит исключительно от волеизъявления уполномоченного органа. Публично значимая цель учета бесхозяйных объектов заключается в том, чтобы организовать эффективный сбор и обработку информации о линейных объектах, информация о собственниках которых отсутствует. Выявление прошлых или определение новых собственников необходимы для того, чтобы в будущем линейные объекты надлежащим образом использовались и обслуживались, что позволяет существенно снизить вероятность причинения вреда окружающей среде и третьим лицам вследствие неисправности таких объектов. В связи с этим в случае поступления в уполномоченный орган муниципальной власти информации об обнаружении бесхозяйного линейного объекта этот орган обязан предпринять действия по постановке его на учет. В современной судебной практике также поддерживается позиция о том, что постановка на учет бесхозяйных линейных объектов является обязанностью органов власти, уполномоченных на управление муниципальным имуществом (см., например, [8]).
(Судариков К.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 6)Однако нельзя согласиться и с утверждением о том, что постановка на учет линейного объекта в качестве бесхозяйного является правом муниципального органа. В конституционном праве при определении пределов осуществления власти действует общезапретительный принцип, который заключается в том, что органы государственной власти и органы местного самоуправления вправе осуществлять только те полномочия, которые прямо им предоставлены и закреплены в нормативных правовых актах. Предоставленное органу публичной власти полномочие - это одновременного его право и обязанность, реализация которых должна обеспечивать достижение публично значимых целей. Следовательно, предоставленное органам муниципальной власти полномочие по обращению с заявлением о постановке на учет бесхозяйных линейных объектов не может рассматриваться как правомочие, реализация которого зависит исключительно от волеизъявления уполномоченного органа. Публично значимая цель учета бесхозяйных объектов заключается в том, чтобы организовать эффективный сбор и обработку информации о линейных объектах, информация о собственниках которых отсутствует. Выявление прошлых или определение новых собственников необходимы для того, чтобы в будущем линейные объекты надлежащим образом использовались и обслуживались, что позволяет существенно снизить вероятность причинения вреда окружающей среде и третьим лицам вследствие неисправности таких объектов. В связи с этим в случае поступления в уполномоченный орган муниципальной власти информации об обнаружении бесхозяйного линейного объекта этот орган обязан предпринять действия по постановке его на учет. В современной судебной практике также поддерживается позиция о том, что постановка на учет бесхозяйных линейных объектов является обязанностью органов власти, уполномоченных на управление муниципальным имуществом (см., например, [8]).
Готовое решение: Когда заказчикам проводить закупки по Закону N 44-ФЗ, а когда по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)госорганы РФ или субъекта РФ передали госкорпорации, госкомпании, публично-правовой компании полномочия заказчиков в рамках осуществления бюджетных инвестиций. В этом случае все операции осуществляются от лица органа, передавшего эти полномочия (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4.1 ст. 79 БК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)госорганы РФ или субъекта РФ передали госкорпорации, госкомпании, публично-правовой компании полномочия заказчиков в рамках осуществления бюджетных инвестиций. В этом случае все операции осуществляются от лица органа, передавшего эти полномочия (ч. 6 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, п. 4.1 ст. 79 БК РФ);
Статья: Основные научные подходы к пониманию эффективности публичной власти в российском конституционном праве
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что эффективность публичной власти должна оцениваться как с позиции конституционной законности, так и с точки зрения легальности и легитимности. Незаконные, антиконституционные действия носителей власти не могут быть признаны эффективными по сути, как противоречащие Конституции РФ и общему принципу законности, точно так же нельзя вести речь об эффективной реализации властно-публичных полномочий, если эти полномочия (или действия) не признаны со стороны общества, вызывают отторжение, недоверие, массовые акции протеста или неповиновения.
(Ульянов А.Ю.)
("Журнал российского права", 2023, N 8)Вышеизложенное позволяет прийти к выводу, что эффективность публичной власти должна оцениваться как с позиции конституционной законности, так и с точки зрения легальности и легитимности. Незаконные, антиконституционные действия носителей власти не могут быть признаны эффективными по сути, как противоречащие Конституции РФ и общему принципу законности, точно так же нельзя вести речь об эффективной реализации властно-публичных полномочий, если эти полномочия (или действия) не признаны со стороны общества, вызывают отторжение, недоверие, массовые акции протеста или неповиновения.
Статья: Частное лицо как субъект административного права
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)В этих и других изданиях термин "частное лицо" используется для обозначения субъекта права, юридический статус которого характеризуется отсутствием у него официальных властных полномочий во взаимодействии с органами или должностными лицами публичной власти. Отсутствие официальных публичных полномочий у этого субъекта является для публичного права его главным отличительным признаком, который указывает на то, что само понятие "частное лицо" в терминах логики должно рассматриваться как соотносительное, немыслимое вне его связи с другим понятием, обозначающим соотносимого с ним субъекта. Понятие "частное лицо" необходимо предполагает существование парной категории, без соотнесения с которой оно теряет смысл, как, например, в связке понятий "истец - ответчик", "начальник - подчиненный".
(Зеленцов А.Б.)
("Административное право и процесс", 2025, N 2)В этих и других изданиях термин "частное лицо" используется для обозначения субъекта права, юридический статус которого характеризуется отсутствием у него официальных властных полномочий во взаимодействии с органами или должностными лицами публичной власти. Отсутствие официальных публичных полномочий у этого субъекта является для публичного права его главным отличительным признаком, который указывает на то, что само понятие "частное лицо" в терминах логики должно рассматриваться как соотносительное, немыслимое вне его связи с другим понятием, обозначающим соотносимого с ним субъекта. Понятие "частное лицо" необходимо предполагает существование парной категории, без соотнесения с которой оно теряет смысл, как, например, в связке понятий "истец - ответчик", "начальник - подчиненный".
Ситуация: Каков размер платы за детский сад и можно ли оформить льготу по его оплате?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер родительской платы устанавливает учредитель детского сада, функциями и полномочиями которого наделяются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа и городского округа (далее - учредитель детского сада). В федеральной территории "Сириус" указанными полномочиями наделяются органы публичной власти этой территории (п. 5 ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 8, п. 4 ч. 1, ч. 2.2 ст. 9, ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Размер родительской платы устанавливает учредитель детского сада, функциями и полномочиями которого наделяются федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъекта РФ или органы местного самоуправления муниципального района, муниципального округа и городского округа (далее - учредитель детского сада). В федеральной территории "Сириус" указанными полномочиями наделяются органы публичной власти этой территории (п. 5 ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1, ч. 4 ст. 8, п. 4 ч. 1, ч. 2.2 ст. 9, ч. 2 ст. 65 Закона N 273-ФЗ).
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в случае если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- в случае если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.