Рабочее время профессорско-преподавательского состава
Подборка наиболее важных документов по запросу Рабочее время профессорско-преподавательского состава (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 23.08.2023 по делу N 88-17624/2023 (УИД 11RS0001-01-2022-014745-58)
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О перерасчете денежных выплат; 3) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и иных выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцом не пропущен срок обращения в суд по требованию о взыскании оплаты сверхурочной работы, работодателем допущено нарушение прав истца.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.То обстоятельство, что истец не был ознакомлен с картами аттестации рабочих мест с 2010 по 2016 годы, и был ознакомлен с ними лишь ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что он не знал и не мог знать о праве на сокращенную продолжительность рабочего времени при том, что он был ознакомлен с оценкой условий труда по должности командира отделения ГКУ РК "Управления ППС и ГЗ" по состоянию на декабрь 2016 года, тогда как занимал эту должность с апреля 2016 года и условия его труда не менялись. Доказательств того, что со стороны работодателя ФИО1 создавались какие-либо препятствия в ознакомлении с результатами аттестации, суду не представлено.
Категория спора: Защита прав и интересов работника.
Требования работника: 1) О взыскании задолженности за сверхурочную работу; 2) О перерасчете денежных выплат; 3) О взыскании компенсации за несвоевременную выплату заработной платы и иных выплат; 4) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истцом не пропущен срок обращения в суд по требованию о взыскании оплаты сверхурочной работы, работодателем допущено нарушение прав истца.
Решение: 1) Удовлетворено в части; 2) Удовлетворено в части; 3) Удовлетворено в части; 4) Удовлетворено в части.То обстоятельство, что истец не был ознакомлен с картами аттестации рабочих мест с 2010 по 2016 годы, и был ознакомлен с ними лишь ДД.ММ.ГГГГ, не свидетельствует о том, что он не знал и не мог знать о праве на сокращенную продолжительность рабочего времени при том, что он был ознакомлен с оценкой условий труда по должности командира отделения ГКУ РК "Управления ППС и ГЗ" по состоянию на декабрь 2016 года, тогда как занимал эту должность с апреля 2016 года и условия его труда не менялись. Доказательств того, что со стороны работодателя ФИО1 создавались какие-либо препятствия в ознакомлении с результатами аттестации, суду не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дистанционный режим труда работников из числа профессорско-преподавательского состава
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Трудовая функция преподавателей вузов имеет сложную структуру. Она вбирает в себя различные виды работ (научную, творческую, исследовательскую, воспитательную, методическую и пр.). Законодателем предпринимались попытки урегулировать (нормировать) содержание трудовой функции вузовских работников, однако добиться абсолютных результатов пока не удалось. Так, например, отсутствует инструментарий контроля творческого элемента, присущего трудовой деятельности работников высшего образования. Большую часть ежедневной трудовой нагрузки преподавателя занимает не учебная работа, а именно научно-исследовательская, выполнение которой с учетом индивидуальных особенностей педагога не подчиняется требованиям времени и места (научная "муза" посещает, как правило, не на работе). Рассматриваемая проблема не раз становилась предметом научного обсуждения <11>, однако единых рекомендаций не выработано. Неудивительно, что в такой ситуации законодатель предпочел делегировать решение вопросов режима и нормирования труда работодателю. Чтобы избежать злоупотребления со стороны последнего, представляется возможным ввести для профессорско-преподавательского состава режим гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ).
(Машукова Е.М.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2022, N 4)Трудовая функция преподавателей вузов имеет сложную структуру. Она вбирает в себя различные виды работ (научную, творческую, исследовательскую, воспитательную, методическую и пр.). Законодателем предпринимались попытки урегулировать (нормировать) содержание трудовой функции вузовских работников, однако добиться абсолютных результатов пока не удалось. Так, например, отсутствует инструментарий контроля творческого элемента, присущего трудовой деятельности работников высшего образования. Большую часть ежедневной трудовой нагрузки преподавателя занимает не учебная работа, а именно научно-исследовательская, выполнение которой с учетом индивидуальных особенностей педагога не подчиняется требованиям времени и места (научная "муза" посещает, как правило, не на работе). Рассматриваемая проблема не раз становилась предметом научного обсуждения <11>, однако единых рекомендаций не выработано. Неудивительно, что в такой ситуации законодатель предпочел делегировать решение вопросов режима и нормирования труда работодателю. Чтобы избежать злоупотребления со стороны последнего, представляется возможным ввести для профессорско-преподавательского состава режим гибкого рабочего времени (ст. 102 ТК РФ).
Статья: Совершенствование правового регулирования труда научных работников в России и за рубежом
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 9)Глава 52.1 ТК РФ не предусматривает особенностей рабочего времени и времени отдыха научных работников. Предполагается, что на научных работников и руководителей научных организаций распространяется общая продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю. В некоторых источниках указывается, что в советское время научным работникам был установлен сокращенный 6-часовой рабочий день <9>. Однако сегодня такой подход не применяется, что на фоне сохранения сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) для лиц профессорско-преподавательского состава (среди которых многие занимаются научной работой в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования) выглядит не вполне справедливым. В этой связи некоторые авторы предлагают установить рабочую неделю сокращенной продолжительности по аналогии с лицами профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования <10>, то есть рабочее время продолжительностью 36 часов в неделю.
(Черных Н.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2020, N 9)Глава 52.1 ТК РФ не предусматривает особенностей рабочего времени и времени отдыха научных работников. Предполагается, что на научных работников и руководителей научных организаций распространяется общая продолжительность рабочего времени - 40 часов в неделю. В некоторых источниках указывается, что в советское время научным работникам был установлен сокращенный 6-часовой рабочий день <9>. Однако сегодня такой подход не применяется, что на фоне сохранения сокращенной продолжительности рабочего времени (36 часов в неделю) для лиц профессорско-преподавательского состава (среди которых многие занимаются научной работой в образовательных организациях высшего и дополнительного профессионального образования) выглядит не вполне справедливым. В этой связи некоторые авторы предлагают установить рабочую неделю сокращенной продолжительности по аналогии с лицами профессорско-преподавательского состава образовательных организаций высшего образования <10>, то есть рабочее время продолжительностью 36 часов в неделю.
Нормативные акты
"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 22.11.2024)В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 22.11.2024)В зависимости от должности и (или) специальности педагогических работников с учетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования, в отношении педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, в отношении иных педагогических работников.
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.09.2024 N 40-П
"По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой"5.1. Педагогические работники, в том числе учителя, относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда (глава 52 Трудового кодекса Российской Федерации). Так, согласно статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, а в зависимости от их должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в отношении педагогических работников, не относящихся к профессорско-преподавательскому составу, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.
"По делу о проверке конституционности статьи 129, частей первой и третьей статьи 133, частей первой - четвертой и одиннадцатой статьи 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Е.Н. Харюшевой"5.1. Педагогические работники, в том числе учителя, относятся к категории лиц, чья деятельность обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда (глава 52 Трудового кодекса Российской Федерации). Так, согласно статье 333 Трудового кодекса Российской Федерации для педагогических работников установлена сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю, а в зависимости от их должности и (или) специальности продолжительность рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы), порядок определения учебной нагрузки, оговариваемой в трудовом договоре, и основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки в отношении педагогических работников, не относящихся к профессорско-преподавательскому составу, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования.