Расчет акциза на авиационный керосин
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет акциза на авиационный керосин (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 182 "Объект налогообложения" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган в ходе проверки установил, что индивидуальный предприниматель реализовал дизельное топливо в объеме, превышающем объем изначально приобретенного, что подтверждается договорами поставки, паспортами качества, универсальным передаточным актом, железнодорожными и товарно-транспортными накладными. Также налоговым органом установлено, что у предпринимателя имелись производственные мощности для смешения нефтепродуктов, на основании чего сделан вывод о производстве подакцизного товара путем смешения дизельного топлива разных видов с дистиллятами газового конденсата, атмосферным и авиационным керосином, в связи с чем были доначислены акцизы. Предприниматель полагает, что при перепродаже подакцизных товаров акциз не исчисляется, а получение подакцизного товара со ставкой акциза, равной ставке одного из компонентов, исключает уплату акцизов. Суд признал правомерным доначисление акцизов, признав доказанным факт производства подакцизного товара путем смешения различных компонентов. Суд отметил, что предоставленные налогоплательщиком в суд акты смешения не подписаны ни главным бухгалтером, ни самим предпринимателем, при этом указанные документы не отражены в учете предпринимателя и не учитывались при формировании книги учета, в связи с чем налоговый орган правомерно применил расчетный метод при определении размера общего размера недоимки. Для определения размера акциза, подлежащего уплате, налоговым органом в каждом налоговом периоде: определена доля приобретенных компонентов для смешивания в общем количестве приобретенных нефтепродуктов в каждом налоговом периоде; определен объем смеси, на которую увеличился объем дизельного топлива; определена сумма акциза на дизельное топливо, подлежащая уплате в бюджет посредством умножения объема смеси, на которую увеличился объем дизельного топлива, на ставку акциза, налог на добавленную стоимость определен расчетным способом как сумма акциза x 20% / 120. Суд принял во внимание, что объем реализованного предпринимателем дизельного топлива значительно превышает объем приобретенного дизельного топлива и указанная разница в объемах не могла сложиться за счет остатков ГСМ на складах. Доказательства того, что разница между приобретенным и реализованным дизельным топливом сложилась за счет иных хозяйственных операций, не связанных со смешением нефтепродуктов, при наличии всех условий для производства смешения, предприниматель не представил.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган в ходе проверки установил, что индивидуальный предприниматель реализовал дизельное топливо в объеме, превышающем объем изначально приобретенного, что подтверждается договорами поставки, паспортами качества, универсальным передаточным актом, железнодорожными и товарно-транспортными накладными. Также налоговым органом установлено, что у предпринимателя имелись производственные мощности для смешения нефтепродуктов, на основании чего сделан вывод о производстве подакцизного товара путем смешения дизельного топлива разных видов с дистиллятами газового конденсата, атмосферным и авиационным керосином, в связи с чем были доначислены акцизы. Предприниматель полагает, что при перепродаже подакцизных товаров акциз не исчисляется, а получение подакцизного товара со ставкой акциза, равной ставке одного из компонентов, исключает уплату акцизов. Суд признал правомерным доначисление акцизов, признав доказанным факт производства подакцизного товара путем смешения различных компонентов. Суд отметил, что предоставленные налогоплательщиком в суд акты смешения не подписаны ни главным бухгалтером, ни самим предпринимателем, при этом указанные документы не отражены в учете предпринимателя и не учитывались при формировании книги учета, в связи с чем налоговый орган правомерно применил расчетный метод при определении размера общего размера недоимки. Для определения размера акциза, подлежащего уплате, налоговым органом в каждом налоговом периоде: определена доля приобретенных компонентов для смешивания в общем количестве приобретенных нефтепродуктов в каждом налоговом периоде; определен объем смеси, на которую увеличился объем дизельного топлива; определена сумма акциза на дизельное топливо, подлежащая уплате в бюджет посредством умножения объема смеси, на которую увеличился объем дизельного топлива, на ставку акциза, налог на добавленную стоимость определен расчетным способом как сумма акциза x 20% / 120. Суд принял во внимание, что объем реализованного предпринимателем дизельного топлива значительно превышает объем приобретенного дизельного топлива и указанная разница в объемах не могла сложиться за счет остатков ГСМ на складах. Доказательства того, что разница между приобретенным и реализованным дизельным топливом сложилась за счет иных хозяйственных операций, не связанных со смешением нефтепродуктов, при наличии всех условий для производства смешения, предприниматель не представил.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 182 "Объект налогообложения" главы 22 "Акцизы" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил акциз, придя к выводу, что налогоплательщик является производителем подакцизных нефтепродуктов, реализуемых третьим лицам. Суд признал доначисление акциза правомерным. Проанализировав приобретаемые налогоплательщиком виды горюче-смазочных материалов, суд сделал вывод об использовании обществом имущества для смешения нефтепродуктов и производства дизельного топлива ЕВРО "арктическое", "зимнее", "летнее" экологического класса 5 (марок ДТ-3-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5), реализуемого третьим лицам. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что он не является производителем подакцизного товара, а лишь улучшал дизельное топливо до приемлемых характеристик, поскольку производство и поставка товара ненадлежащего качества не влияют на наличие у общества обязанности исчислить и уплатить в бюджет акциз при реализации дизельного топлива. Если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям п. 3 ст. 182 НК РФ. Налоговый орган начислил акциз только на объем компонента - авиационного керосина, использованного при производстве дизельного топлива и реализованного налогоплательщиком покупателям в составе вновь произведенного товара - дизельного топлива ЕВРО марок ДТ-3-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5, поскольку ставка акциза на авиационный керосин была ниже, чем ставка акциза на дизельное топливо. На иные компоненты, в том числе средние дистилляты и дизельное топливо, акциз не начислялся. В связи с непредставлением налогоплательщиком первичных документов и пояснений относительно конкретной доли авиационного керосина в реализованном подакцизном товаре - дизельном топливе ЕВРО марок ДТ-3-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5 такой объем исчислен налоговым органом на основании представленных самим налогоплательщиком актов смешения, документов бухгалтерского и налогового учета. Отклоняя довод общества о необходимости уменьшения начисленного акциза на суммы, уплаченные поставщикам при приобретении авиационного керосина, суд, руководствуясь п. 2 ст. 200, п. 1 ст. 201 НК РФ, указал на отсутствие доказательств уплаты акциза при приобретении авиационного керосина, что исключает возможность применения налогового вычета.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил акциз, придя к выводу, что налогоплательщик является производителем подакцизных нефтепродуктов, реализуемых третьим лицам. Суд признал доначисление акциза правомерным. Проанализировав приобретаемые налогоплательщиком виды горюче-смазочных материалов, суд сделал вывод об использовании обществом имущества для смешения нефтепродуктов и производства дизельного топлива ЕВРО "арктическое", "зимнее", "летнее" экологического класса 5 (марок ДТ-3-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5), реализуемого третьим лицам. Суд отклонил довод налогоплательщика о том, что он не является производителем подакцизного товара, а лишь улучшал дизельное топливо до приемлемых характеристик, поскольку производство и поставка товара ненадлежащего качества не влияют на наличие у общества обязанности исчислить и уплатить в бюджет акциз при реализации дизельного топлива. Если организацией получен подакцизный товар путем смешения нескольких компонентов, то в целях исчисления акцизов под произведенным объемом этого подакцизного товара следует понимать ту часть объема смеси, которая отвечает требованиям п. 3 ст. 182 НК РФ. Налоговый орган начислил акциз только на объем компонента - авиационного керосина, использованного при производстве дизельного топлива и реализованного налогоплательщиком покупателям в составе вновь произведенного товара - дизельного топлива ЕВРО марок ДТ-3-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5, поскольку ставка акциза на авиационный керосин была ниже, чем ставка акциза на дизельное топливо. На иные компоненты, в том числе средние дистилляты и дизельное топливо, акциз не начислялся. В связи с непредставлением налогоплательщиком первичных документов и пояснений относительно конкретной доли авиационного керосина в реализованном подакцизном товаре - дизельном топливе ЕВРО марок ДТ-3-К5, ДТ-Л-К5, ДТ-А-К5 такой объем исчислен налоговым органом на основании представленных самим налогоплательщиком актов смешения, документов бухгалтерского и налогового учета. Отклоняя довод общества о необходимости уменьшения начисленного акциза на суммы, уплаченные поставщикам при приобретении авиационного керосина, суд, руководствуясь п. 2 ст. 200, п. 1 ст. 201 НК РФ, указал на отсутствие доказательств уплаты акциза при приобретении авиационного керосина, что исключает возможность применения налогового вычета.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Налоговое стимулирование предприятий высокотехнологичного сектора экономики: проблемы и решения
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Действующий порядок исчисления акциза при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат, обеспечивает государственную поддержку отрасли. Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения является получение авиационного керосина налогоплательщиком - эксплуатантом гражданской авиации. Соответственно, при получении подакцизного товара начисляется налог. В случае использования приобретенного авиационного керосина для заправки воздушных судов применяется налоговый вычет с использованием повышающего коэффициента и дополнительного слагаемого, определяемого по специальному алгоритму. Таким образом, сумма вычета превышает начисленную сумму акциза, что свидетельствует о возмещении акциза налогоплательщиком, следовательно, и о предоставлении государством преференции.
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)Действующий порядок исчисления акциза при получении авиационного керосина налогоплательщиком, включенным в Реестр эксплуатантов гражданской авиации Российской Федерации и имеющим сертификат, обеспечивает государственную поддержку отрасли. Согласно подпункту 28 пункта 1 статьи 182 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) объектом налогообложения является получение авиационного керосина налогоплательщиком - эксплуатантом гражданской авиации. Соответственно, при получении подакцизного товара начисляется налог. В случае использования приобретенного авиационного керосина для заправки воздушных судов применяется налоговый вычет с использованием повышающего коэффициента и дополнительного слагаемого, определяемого по специальному алгоритму. Таким образом, сумма вычета превышает начисленную сумму акциза, что свидетельствует о возмещении акциза налогоплательщиком, следовательно, и о предоставлении государством преференции.
Вопрос: Об отнесении нефтепродуктов, полученных путем смешения авиационного керосина и мазута, к средним дистиллятам в целях акцизов.
(Письмо Минфина России от 22.05.2023 N 03-13-08/46131)В связи с письмом об отнесении нефтепродуктов, полученных путем смешения авиационного керосина и мазута, к средним дистиллятам в целях исчисления акцизов Департамент налоговой политики сообщает.
(Письмо Минфина России от 22.05.2023 N 03-13-08/46131)В связи с письмом об отнесении нефтепродуктов, полученных путем смешения авиационного керосина и мазута, к средним дистиллятам в целях исчисления акцизов Департамент налоговой политики сообщает.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Общество, осуществляя деятельность по продаже готовых нефтепродуктов в розницу через сеть автозаправочных станций, производило дизельное топливо путем смешения дизельного топлива с безакцизным керосином технических марок и подакцизным авиационным керосином. При этом общество не исчисляло сумму акциза на объем готовой продукции, который до смешивания не облагался акцизом либо облагался по ставке ниже, чем ставка акциза на получаемое дизельное топливо.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Общество, осуществляя деятельность по продаже готовых нефтепродуктов в розницу через сеть автозаправочных станций, производило дизельное топливо путем смешения дизельного топлива с безакцизным керосином технических марок и подакцизным авиационным керосином. При этом общество не исчисляло сумму акциза на объем готовой продукции, который до смешивания не облагался акцизом либо облагался по ставке ниже, чем ставка акциза на получаемое дизельное топливо.
Приказ ФНС России от 31.01.2025 N ЕД-7-3/65@
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ для производства аммиака, природный газ в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, этан, сжиженные углеводородные газы, сталь жидкую, автомобили легковые и мотоциклы в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.03.2025 N 81447)100. Приложение N 4 к форме Декларации включает в себя расчет исчисленной суммы акциза и сведения для расчета налогового вычета по авиационному керосину в соответствии с положениями подпункта 28 пункта 1 статьи 182 и пункта 21 статьи 200 Кодекса.
"Об утверждении формы, порядка ее заполнения и формата представления налоговой декларации по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ для производства аммиака, природный газ в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, этан, сжиженные углеводородные газы, сталь жидкую, автомобили легковые и мотоциклы в электронной форме"
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.03.2025 N 81447)100. Приложение N 4 к форме Декларации включает в себя расчет исчисленной суммы акциза и сведения для расчета налогового вычета по авиационному керосину в соответствии с положениями подпункта 28 пункта 1 статьи 182 и пункта 21 статьи 200 Кодекса.
Статья: Косвенные налоги: оценка налоговых рисков
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Таким образом, действующий порядок исчисления и уплаты акцизов обеспечивает государственную поддержку эксплуатантов воздушных судов, использующих указанное топливо для заправки воздушных судов, в том числе в случае колебания цен на авиационный керосин <14>.
(Мандрощенко О.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Таким образом, действующий порядок исчисления и уплаты акцизов обеспечивает государственную поддержку эксплуатантов воздушных судов, использующих указанное топливо для заправки воздушных судов, в том числе в случае колебания цен на авиационный керосин <14>.
Готовое решение: Налоговые льготы
(КонсультантПлюс, 2025)продажа в России авиационного керосина собственного производства (пп. 17 п. 1 ст. 183 НК РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)продажа в России авиационного керосина собственного производства (пп. 17 п. 1 ст. 183 НК РФ);
Вопрос: О применении вычета по акцизу на авиационный керосин.
(Письмо ФНС России от 15.12.2022 N СД-4-3/16994)Величина ВАВИА определяется налогоплательщиком самостоятельно как определенная часть превышения средней цены экспортной альтернативы авиационного керосина (ЦКЕРэксп) над условным установленным значением средней оптовой цены на территории Российской Федерации (ЦКЕРвр) за 1 тонну авиационного керосина, использованного в налоговом периоде самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком.
(Письмо ФНС России от 15.12.2022 N СД-4-3/16994)Величина ВАВИА определяется налогоплательщиком самостоятельно как определенная часть превышения средней цены экспортной альтернативы авиационного керосина (ЦКЕРэксп) над условным установленным значением средней оптовой цены на территории Российской Федерации (ЦКЕРвр) за 1 тонну авиационного керосина, использованного в налоговом периоде самим налогоплательщиком и (или) лицом, с которым налогоплательщиком заключен договор на оказание услуг по заправке воздушных судов авиационным керосином, для заправки воздушных судов, эксплуатируемых налогоплательщиком.
Вопрос: Как уплачиваются акцизы на ГСМ (дизельное топливо, бензин)?
(Консультация эксперта, 2025)Налоговая декларация по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ для производства аммиака, природный газ в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, этан, сжиженные углеводородные газы, сталь жидкую, автомобили легковые и мотоциклы, формат ее представления в электронной форме и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 31.01.2025 N ЕД-7-3/65@.
(Консультация эксперта, 2025)Налоговая декларация по акцизам на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, прямогонный бензин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, авиационный керосин, природный газ для производства аммиака, природный газ в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, этан, сжиженные углеводородные газы, сталь жидкую, автомобили легковые и мотоциклы, формат ее представления в электронной форме и Порядок ее заполнения утверждены Приказом ФНС России от 31.01.2025 N ЕД-7-3/65@.