Расчет налоговой нагрузки организации
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет налоговой нагрузки организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Доводы налогоплательщика были отклонены. В частности, суд указал, что в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял несколько видов деятельности, которые являются различными строительно-монтажными работами и при их совмещении в деятельности организации соответствуют отраслевому виду деятельности "строительство". ИФНС, в свою очередь, был представлен расчет налоговой нагрузки исходя из фактических направлений деятельности налогоплательщика. Согласно расчету налоговая нагрузка с учетом доначислений в целом не превосходит среднеотраслевую, а без учета доначислений меньше, чем среднеотраслевая.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Доводы налогоплательщика были отклонены. В частности, суд указал, что в проверяемом периоде налогоплательщик осуществлял несколько видов деятельности, которые являются различными строительно-монтажными работами и при их совмещении в деятельности организации соответствуют отраслевому виду деятельности "строительство". ИФНС, в свою очередь, был представлен расчет налоговой нагрузки исходя из фактических направлений деятельности налогоплательщика. Согласно расчету налоговая нагрузка с учетом доначислений в целом не превосходит среднеотраслевую, а без учета доначислений меньше, чем среднеотраслевая.
Перспективы и риски арбитражного спора: Налог на прибыль: Налоговый орган доначислил налог на прибыль спецрежимнику, ссылаясь на ведение деятельности с взаимозависимым лицом как единое предприятие
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган доначислил налог на прибыль Организации, посчитав, что она необоснованно применяла спецрежим, так как ведет деятельность вместе с взаимозависимым лицом как единое предприятие и целью дробления было снижение налоговой нагрузки
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган доначислил налог на прибыль Организации, посчитав, что она необоснованно применяла спецрежим, так как ведет деятельность вместе с взаимозависимым лицом как единое предприятие и целью дробления было снижение налоговой нагрузки
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как рассчитать налоговую нагрузку по налогу на прибыль организаций
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций считается низкой
(КонсультантПлюс, 2025)2. Какая налоговая нагрузка по налогу на прибыль организаций считается низкой
Готовое решение: Налоговая нагрузка
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как организации рассчитать налоговую нагрузку
(КонсультантПлюс, 2025)3. Как организации рассчитать налоговую нагрузку
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2020 N 46-П
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика"Такое регулирование предрешает, как в деле заявителя, фискальные последствия, которые расходятся с правомерными ожиданиями налогоплательщиков, притом что ожидания в этом случае имеют основания в мотивах соответствующего законодательного решения (имея в виду, что переход к кадастровой стоимости при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций был нацелен на увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения), а также в том, как оно изложено - буквально и в системе с иными законодательными установлениями. В частности, при формальном соответствии одного из видов разрешенного использования земельного участка требованиям оспариваемого законоположения используемые в одних и тех же целях здания (строения, сооружения) могут подпадать либо не подпадать под обложение налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости только ввиду того, что на одном с ними земельном участке, согласно архитектурно-градостроительному (землеустроительному) решению (зонированию), может быть размещен торговый (офисно-деловой, бытовой) центр.
"По делу о проверке конституционности подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой открытого акционерного общества "Московская шерстопрядильная фабрика"Такое регулирование предрешает, как в деле заявителя, фискальные последствия, которые расходятся с правомерными ожиданиями налогоплательщиков, притом что ожидания в этом случае имеют основания в мотивах соответствующего законодательного решения (имея в виду, что переход к кадастровой стоимости при исчислении налоговой базы по налогу на имущество организаций был нацелен на увеличение уровня налоговой нагрузки на объекты коммерческой недвижимости, в том числе офисно-делового и торгового назначения), а также в том, как оно изложено - буквально и в системе с иными законодательными установлениями. В частности, при формальном соответствии одного из видов разрешенного использования земельного участка требованиям оспариваемого законоположения используемые в одних и тех же целях здания (строения, сооружения) могут подпадать либо не подпадать под обложение налогом на имущество организаций по кадастровой стоимости только ввиду того, что на одном с ними земельном участке, согласно архитектурно-градостроительному (землеустроительному) решению (зонированию), может быть размещен торговый (офисно-деловой, бытовой) центр.
Апелляционное определение Апелляционной коллегии Верховного Суда РФ от 14.08.2018 N АПЛ18-366
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N АКПИ18-393, которым был признан недействующим абзац седьмой письма Минфина России от 22.11.2017 N 03-15-07/77488>Акционерное общество "Газпромнефть-Урал" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просило признать абзац седьмой Письма недействующим, считая, что он не соответствует действительному смыслу разъясняемых им положений статей 420, 422 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет необоснованное увеличение налоговой нагрузки организации.
<Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 14.06.2018 N АКПИ18-393, которым был признан недействующим абзац седьмой письма Минфина России от 22.11.2017 N 03-15-07/77488>Акционерное общество "Газпромнефть-Урал" (далее - Общество) обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением, в котором просило признать абзац седьмой Письма недействующим, считая, что он не соответствует действительному смыслу разъясняемых им положений статей 420, 422 Налогового кодекса Российской Федерации и влечет необоснованное увеличение налоговой нагрузки организации.
Вопрос: О предложении по установлению на федеральном уровне ограничения предельного роста налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций.
(Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 03-05-05-01/127196)Установление на федеральном уровне ограничения предельного роста налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций, рассчитываемому по кадастровой стоимости, повлечет необоснованное занижение указанного налога, что, в свою очередь, может привести к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
(Письмо Минфина России от 28.12.2023 N 03-05-05-01/127196)Установление на федеральном уровне ограничения предельного роста налоговой нагрузки по налогу на имущество организаций, рассчитываемому по кадастровой стоимости, повлечет необоснованное занижение указанного налога, что, в свою очередь, может привести к выпадающим доходам бюджетов субъектов Российской Федерации.
"Способы оптимизации налоговой нагрузки на бизнес"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Итак, мы рассмотрели различные варианты определения оптимальной налоговой нагрузки на бизнес. Приведенные сведения показывают, что компания вправе использовать экономически обоснованные, а главное, законные способы налоговой оптимизации. Конечно, налоговые инспекторы могут попытаться оспорить примененный организацией метод минимизации налоговых платежей. Однако это не лишает налогоплательщика права защищать свои права и финансовые интересы.
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2023)Итак, мы рассмотрели различные варианты определения оптимальной налоговой нагрузки на бизнес. Приведенные сведения показывают, что компания вправе использовать экономически обоснованные, а главное, законные способы налоговой оптимизации. Конечно, налоговые инспекторы могут попытаться оспорить примененный организацией метод минимизации налоговых платежей. Однако это не лишает налогоплательщика права защищать свои права и финансовые интересы.
"Годовой отчет 2024"
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Напомним, что с 01.01.2025 основная ставка налога на прибыль возрастает с 20 до 25%. Соответственно, просроченные долги 2024 года, отправленные в резерв в 2024 году, уменьшат налоговую базу 2024 года. А если оплата придет в 2025 году, то восстановленные суммы резерва увеличат налоговую базу 2025 года. При этом сумма налога за 2024 год, которую организация сэкономила, исчисляется по ставке 20%. А сумма налога за 2025 год пойдет уже по ставке 25%. Так что экономия в итоге может обернуться увеличением налоговой нагрузки.
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2024)Напомним, что с 01.01.2025 основная ставка налога на прибыль возрастает с 20 до 25%. Соответственно, просроченные долги 2024 года, отправленные в резерв в 2024 году, уменьшат налоговую базу 2024 года. А если оплата придет в 2025 году, то восстановленные суммы резерва увеличат налоговую базу 2025 года. При этом сумма налога за 2024 год, которую организация сэкономила, исчисляется по ставке 20%. А сумма налога за 2025 год пойдет уже по ставке 25%. Так что экономия в итоге может обернуться увеличением налоговой нагрузки.
Статья: Евразийское экономическое пространство: налоговые риски государства и способы их устранения
(Андреева А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Из данных табл. 1 видно, что уже к настоящему моменту общие потери российского бюджета при реализации нефти и нефтепродуктов на территории ЕАЭС за последние 5 лет составили около 14 млн руб. Нивелировать этот эффект может новый налоговый маневр в нефтегазовом секторе, который начался в 2019 г. и рассчитан на 6 лет. В соответствии с Договором о ЕАЭС к 2025 г. должен начать функционировать общий нефтегазовый рынок, согласно запланированному налоговому маневру к этому же сроку необходимо полностью перейти к взиманию ресурсной ренты через НДПИ, постепенно увеличивая ставки данного налога и одновременно уменьшая ставки экспортной таможенной пошлины до полного ее обнуления. Подобная мера позволит восполнить потери бюджета, образовавшиеся в результате вступления в Евразийский экономический союз, однако создаст дополнительные налоговые риски для бизнеса, а именно для небольших независимых нефтегазодобывающих организаций (ННК). Налоговый маневр 2019 - 2024 гг. рассчитан на крупные нефтегазовые компании, которые могут компенсировать увеличение налоговой нагрузки в одном сегменте уменьшением в другом. ННК же занимаются только разведкой и добычей нефти и сосредоточены на поставке на внутренний рынок. Таким образом, повышение ставок НДПИ сделает эти компании неконкурентоспособными по сравнению с более крупным нефтегазовым бизнесом, а то и убыточными, что, в свою очередь, не позволяет однозначно утверждать о будущем положительном эффекте второго налогового маневра.
(Андреева А.Н.)
("Налоги" (журнал), 2020, N 6)Из данных табл. 1 видно, что уже к настоящему моменту общие потери российского бюджета при реализации нефти и нефтепродуктов на территории ЕАЭС за последние 5 лет составили около 14 млн руб. Нивелировать этот эффект может новый налоговый маневр в нефтегазовом секторе, который начался в 2019 г. и рассчитан на 6 лет. В соответствии с Договором о ЕАЭС к 2025 г. должен начать функционировать общий нефтегазовый рынок, согласно запланированному налоговому маневру к этому же сроку необходимо полностью перейти к взиманию ресурсной ренты через НДПИ, постепенно увеличивая ставки данного налога и одновременно уменьшая ставки экспортной таможенной пошлины до полного ее обнуления. Подобная мера позволит восполнить потери бюджета, образовавшиеся в результате вступления в Евразийский экономический союз, однако создаст дополнительные налоговые риски для бизнеса, а именно для небольших независимых нефтегазодобывающих организаций (ННК). Налоговый маневр 2019 - 2024 гг. рассчитан на крупные нефтегазовые компании, которые могут компенсировать увеличение налоговой нагрузки в одном сегменте уменьшением в другом. ННК же занимаются только разведкой и добычей нефти и сосредоточены на поставке на внутренний рынок. Таким образом, повышение ставок НДПИ сделает эти компании неконкурентоспособными по сравнению с более крупным нефтегазовым бизнесом, а то и убыточными, что, в свою очередь, не позволяет однозначно утверждать о будущем положительном эффекте второго налогового маневра.
Вопрос: О цене госконтракта, а также об НДС при реализации плательщиком УСН товаров (работ, услуг) в рамках госконтракта с 01.01.2025.
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19624)При заключении контракта цена формировалась исходя из НМЦК, с учетом выделенного НДС по ставке 20%. Однако в случае уменьшения цены контракта на 15% на основании новой ставки НДС (5%) совокупное уменьшение стоимости по сравнению с НМЦК составит 20% (учитывая, что изначально НДС по ставке 20% уже был включен в расчет). Такой подход нарушает принцип равноправия участников закупки, так как:
(Письмо Минфина России от 28.02.2025 N 03-07-11/19624)При заключении контракта цена формировалась исходя из НМЦК, с учетом выделенного НДС по ставке 20%. Однако в случае уменьшения цены контракта на 15% на основании новой ставки НДС (5%) совокупное уменьшение стоимости по сравнению с НМЦК составит 20% (учитывая, что изначально НДС по ставке 20% уже был включен в расчет). Такой подход нарушает принцип равноправия участников закупки, так как:
Статья: Особенности методики и организации налогового аудита
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)Соответственно, внутренний налоговый аудит помогает организации:
(Остаев Г.Я., Козменкова С.В., Алборов Г.Р., Кондратьев Д.В.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 4)Соответственно, внутренний налоговый аудит помогает организации:
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Во-первых, бремя камеральных налоговых проверок для организации определяется объемом обязательных к представлению в налоговый орган расчетов и деклараций, и в этом отношении получение статуса участника налогового мониторинга не дает ей абсолютно никаких послаблений. Внедрение налогового мониторинга в практику налогового контроля не сопровождалось ни отменой, ни сокращением состава налоговой отчетности. Ни по одному налогу обязанность представлять расчеты и декларации не была смягчена для участников налогового мониторинга в соответствующих главах НК РФ. И в настоящее время налоговая отчетность в полной объеме составляется вне зависимости от применяемой формы налогового контроля.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Во-первых, бремя камеральных налоговых проверок для организации определяется объемом обязательных к представлению в налоговый орган расчетов и деклараций, и в этом отношении получение статуса участника налогового мониторинга не дает ей абсолютно никаких послаблений. Внедрение налогового мониторинга в практику налогового контроля не сопровождалось ни отменой, ни сокращением состава налоговой отчетности. Ни по одному налогу обязанность представлять расчеты и декларации не была смягчена для участников налогового мониторинга в соответствующих главах НК РФ. И в настоящее время налоговая отчетность в полной объеме составляется вне зависимости от применяемой формы налогового контроля.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налоговым проверкамТакже при расчете налоговой нагрузки налоговые органы вместо сумм уплаченных налогов могут использовать информацию из налоговой отчетности организации о суммах налогов, начисленных за год, поскольку налоги по итогам года уплачиваются после его окончания.
Статья: Экологизация налоговой системы России: перенос налоговой нагрузки с труда на экологию
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Считается, что в российском налоговом законодательстве сложились предпосылки для переноса налогового бремени с труда (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, страховые взносы) на ресурсы (налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, водный налог и акцизы на экологически неблагополучные товары: топливо и горюче-смазочные материалы (на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, на моторные масла)). Это подтверждается предложенным Президентом и поддержанным Государственной Думой России двукратным снижением общей ставки страховых взносов с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса в качестве антикризисной меры <6>, предложениями Председателя Совета Федерации о снижении налога на прибыль для организаций, которые используют отечественные НИОКР <7>. Такое снижение может свидетельствовать о готовности системы к преодолению парадоксального пособничества налоговой политики экологически опасным явлениям и процессам при усилении социальной напряженности.
(Зацарная Н.А.)
("Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях", 2024, N 4; "Международный бухгалтерский учет", 2025, N 6)Считается, что в российском налоговом законодательстве сложились предпосылки для переноса налогового бремени с труда (налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, страховые взносы) на ресурсы (налог на добычу полезных ископаемых, налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, водный налог и акцизы на экологически неблагополучные товары: топливо и горюче-смазочные материалы (на автомобильный и прямогонный бензин, дизельное топливо, авиационный керосин, средние дистилляты, бензол, параксилол, ортоксилол, на моторные масла)). Это подтверждается предложенным Президентом и поддержанным Государственной Думой России двукратным снижением общей ставки страховых взносов с зарплат выше МРОТ для малого и среднего бизнеса в качестве антикризисной меры <6>, предложениями Председателя Совета Федерации о снижении налога на прибыль для организаций, которые используют отечественные НИОКР <7>. Такое снижение может свидетельствовать о готовности системы к преодолению парадоксального пособничества налоговой политики экологически опасным явлениям и процессам при усилении социальной напряженности.
Статья: Страховые взносы для плательщиков налога на профессиональный доход: перспективы правового регулирования
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Отметим, что отсутствие для самозанятых обязанности по уплате страховых взносов традиционно считалось одним из преимуществ, существенно облегчающим их работу, а также стимулирует к работе с ними организаций <5>. Логика рассуждений в этом случае следующая: общее налоговое бремя самозанятых остается низким не только по причине установления минимальных ставок на доходы плательщиков НПД, но и ввиду отсутствия необходимости уплаты страховых взносов.
(Лютова О.И.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)Отметим, что отсутствие для самозанятых обязанности по уплате страховых взносов традиционно считалось одним из преимуществ, существенно облегчающим их работу, а также стимулирует к работе с ними организаций <5>. Логика рассуждений в этом случае следующая: общее налоговое бремя самозанятых остается низким не только по причине установления минимальных ставок на доходы плательщиков НПД, но и ввиду отсутствия необходимости уплаты страховых взносов.