Расчет пени по налогам в 2020 году
Подборка наиболее важных документов по запросу Расчет пени по налогам в 2020 году (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 75 "Пеня" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения налогового органа о взыскании пени за счет денежных средств налогоплательщика. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд установил, что общество уплатило суммы налогов и страховых взносов с нарушением установленного срока, в связи с чем ему были начислены пени и выставлено требование об их уплате. По форме и содержанию требование соответствовало критериям, установленным Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@. Расчет суммы пени был осуществлен налоговым органом с учетом частичной уплаты налогов и взносов, периодов просрочки, ключевой ставки ЦБ РФ, а также положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 о сроках действия моратория на начисление пени. Налогоплательщик не представил развернутый письменный контррасчет пени. Вместо этого общество представило расчет, составленный с помощью калькулятора в сети Интернет. Отказывая в принятии такого расчета как достоверного доказательства, суд указал, что проверить указанные в нем суммы невозможно. В свою очередь, расчет пени налогового органа основан на суммах, указанных в декларациях налогоплательщика, и арифметически составлен верно. Суд указал, что НК РФ не предусматривает возможности снижения пени при наличии у общества смягчающих обстоятельств. Ввиду отсутствия у сторон разногласий о пенеобразующих суммах налогов, страховых взносов и о фактических датах их уплаты суд признал законным решение налогового органа.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в суд с требованием о признании незаконным решения налогового органа о взыскании пени за счет денежных средств налогоплательщика. Суд отказал в удовлетворении требований. Суд установил, что общество уплатило суммы налогов и страховых взносов с нарушением установленного срока, в связи с чем ему были начислены пени и выставлено требование об их уплате. По форме и содержанию требование соответствовало критериям, установленным Приказом ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@. Расчет суммы пени был осуществлен налоговым органом с учетом частичной уплаты налогов и взносов, периодов просрочки, ключевой ставки ЦБ РФ, а также положений Постановления Правительства РФ от 28.03.2022 N 497 о сроках действия моратория на начисление пени. Налогоплательщик не представил развернутый письменный контррасчет пени. Вместо этого общество представило расчет, составленный с помощью калькулятора в сети Интернет. Отказывая в принятии такого расчета как достоверного доказательства, суд указал, что проверить указанные в нем суммы невозможно. В свою очередь, расчет пени налогового органа основан на суммах, указанных в декларациях налогоплательщика, и арифметически составлен верно. Суд указал, что НК РФ не предусматривает возможности снижения пени при наличии у общества смягчающих обстоятельств. Ввиду отсутствия у сторон разногласий о пенеобразующих суммах налогов, страховых взносов и о фактических датах их уплаты суд признал законным решение налогового органа.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Процессуальные споры в административном судопроизводстве: Заявитель не согласен с вынесением судебного приказа
(КонсультантПлюс, 2025)Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2020 по делу N 88а-5367/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Кассационное определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2020 по делу N 88а-5367/2020
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Противодействие коррупции в условиях цифровизации: отечественный опыт
(Арямов А.А., Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Метаморфозы фискально-судебной практики за 2019 - 2020 гг. демонстрируют следующие проблемы. На основании сводного анализа информации, полученной из учетных банковских систем и иных систем цифровых платежей, ФНС фактически начала выявлять живущих не по доходам россиян. Федеральная налоговая служба анализирует дорогостоящие покупки, оплата которых прошла в безналичной форме, и просит дать разъяснения, если расходы налогоплательщика явно не соответствуют его доходам (которые определяются при начислении НДС). Корректно предлагается актуализировать налоговую декларацию; при этом доначисляется подоходный налог. Предполагается, что субъект может расходовать лишь те средства, которые получил в качестве дохода (даже если эти средства заемные); и если выявляется существенная разница между задекларированным доходом (налоги по которому уже уплачены) и фактическими расходами, то такая разница воспринимается как доход, сокрытый от налогообложения. Так, житель Кировской области оказался в числе тех, кому пришло уведомление из ФНС. Субъект, имея задекларированный доход менее 50 000 руб., купил автомобиль марки "Мерседес" стоимостью 6 500 000 руб., что привлекло внимание фискальных органов; кроме того, было выявлено, что на банковские счета данного налогоплательщика систематически поступали денежные переводы от третьих лиц. В уведомлении содержалось требование уточнить данные о налогооблагаемой базе, а также предупреждение следующего содержания: "...в случае выявления нарушений вам необходимо в срок до 30 декабря 2020 года уплатить вышеуказанные исчисленные налоги, взносы и пени, представить налоговую декларацию по 3-НДФЛ, тем самым исключив факт наличия налоговых рисков" <12>. Используя данные цифрового анализа информации, полученной из учетных банковских систем, фискальные органы имеют большие возможности изучения движения денежных средств по банковским счетам и картам, сопоставляя их с осуществляемыми существенными расходами. С одной стороны, режим декларирования доходов и расходов распространяется только на государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ); с другой стороны, служащие фискальных органов вполне могут направлять гражданам такие уведомления. У налогоплательщика отсутствует обязанность оперативного реагирования на такое уведомление, но налоговый орган в таком случае вполне может инициировать процедуру проверки по подозрению в уклонении от налогообложения с перспективами административных и уголовно-правовых репрессалий. Оснащенная цифровым инструментарием ФНС на настоящий момент имеет объективные возможности и необходимые правомочия для выявления "серых доходов" налогоплательщиков. Информация поступает из цифровых баз данных банков, ГИБДД и Росреестра. Реализуется взыскание в судебном порядке. Сформировавшаяся судебная практика демонстрирует единообразный подход к правовой оценке приведенной ситуации со стороны как фискальных органов, так и судебных; различного рода ссылки на договоры займа и дарения часто рассматриваются не в качестве реабилитирующего фактора, а как повод для инициирования встречной проверки. Цифровые возможности сегодня действительно позволяют отслеживать гигантский массив информации, в том числе и в порядке проведения встречных проверок по корреспондирующим финансовым транзакциям.
(Арямов А.А., Руева Е.О.)
("Российский следователь", 2021, N 8)Метаморфозы фискально-судебной практики за 2019 - 2020 гг. демонстрируют следующие проблемы. На основании сводного анализа информации, полученной из учетных банковских систем и иных систем цифровых платежей, ФНС фактически начала выявлять живущих не по доходам россиян. Федеральная налоговая служба анализирует дорогостоящие покупки, оплата которых прошла в безналичной форме, и просит дать разъяснения, если расходы налогоплательщика явно не соответствуют его доходам (которые определяются при начислении НДС). Корректно предлагается актуализировать налоговую декларацию; при этом доначисляется подоходный налог. Предполагается, что субъект может расходовать лишь те средства, которые получил в качестве дохода (даже если эти средства заемные); и если выявляется существенная разница между задекларированным доходом (налоги по которому уже уплачены) и фактическими расходами, то такая разница воспринимается как доход, сокрытый от налогообложения. Так, житель Кировской области оказался в числе тех, кому пришло уведомление из ФНС. Субъект, имея задекларированный доход менее 50 000 руб., купил автомобиль марки "Мерседес" стоимостью 6 500 000 руб., что привлекло внимание фискальных органов; кроме того, было выявлено, что на банковские счета данного налогоплательщика систематически поступали денежные переводы от третьих лиц. В уведомлении содержалось требование уточнить данные о налогооблагаемой базе, а также предупреждение следующего содержания: "...в случае выявления нарушений вам необходимо в срок до 30 декабря 2020 года уплатить вышеуказанные исчисленные налоги, взносы и пени, представить налоговую декларацию по 3-НДФЛ, тем самым исключив факт наличия налоговых рисков" <12>. Используя данные цифрового анализа информации, полученной из учетных банковских систем, фискальные органы имеют большие возможности изучения движения денежных средств по банковским счетам и картам, сопоставляя их с осуществляемыми существенными расходами. С одной стороны, режим декларирования доходов и расходов распространяется только на государственных и муниципальных служащих (Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ); с другой стороны, служащие фискальных органов вполне могут направлять гражданам такие уведомления. У налогоплательщика отсутствует обязанность оперативного реагирования на такое уведомление, но налоговый орган в таком случае вполне может инициировать процедуру проверки по подозрению в уклонении от налогообложения с перспективами административных и уголовно-правовых репрессалий. Оснащенная цифровым инструментарием ФНС на настоящий момент имеет объективные возможности и необходимые правомочия для выявления "серых доходов" налогоплательщиков. Информация поступает из цифровых баз данных банков, ГИБДД и Росреестра. Реализуется взыскание в судебном порядке. Сформировавшаяся судебная практика демонстрирует единообразный подход к правовой оценке приведенной ситуации со стороны как фискальных органов, так и судебных; различного рода ссылки на договоры займа и дарения часто рассматриваются не в качестве реабилитирующего фактора, а как повод для инициирования встречной проверки. Цифровые возможности сегодня действительно позволяют отслеживать гигантский массив информации, в том числе и в порядке проведения встречных проверок по корреспондирующим финансовым транзакциям.
Статья: Суд установил, что налоговой не соблюдены процессуальные требования рассмотрения материалов проверки
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)По запросу общества инспекция выдала справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, в которой отражена задолженность. Относительно требований, датированных 2020, 2021 и 2022 гг., не усматривается, что они имеют отношение к указанной задолженности. Не все требования за 2018 и 2019 гг. имеют доказательства их направления заявителю. Решения о взыскании пеней за счет имущества налогоплательщика не представлены. Постановления о взыскании пеней за счет имущества общества имеют ту же дату, что и решения о взыскании за счет денежных средств. Доказательства направления постановлений в службу судебных приставов отсутствуют. Налоговый орган не представил ни одного доказательства предъявления инкассовых поручений к расчетным счетам заявителя о взыскании спорной недоимки либо сведений об отсутствии денежных средств на счетах в соответствующие периоды. Суд пришел к выводу об утрате инспекцией возможности взыскания спорной задолженности и удовлетворил требование организации.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 30)По запросу общества инспекция выдала справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, в которой отражена задолженность. Относительно требований, датированных 2020, 2021 и 2022 гг., не усматривается, что они имеют отношение к указанной задолженности. Не все требования за 2018 и 2019 гг. имеют доказательства их направления заявителю. Решения о взыскании пеней за счет имущества налогоплательщика не представлены. Постановления о взыскании пеней за счет имущества общества имеют ту же дату, что и решения о взыскании за счет денежных средств. Доказательства направления постановлений в службу судебных приставов отсутствуют. Налоговый орган не представил ни одного доказательства предъявления инкассовых поручений к расчетным счетам заявителя о взыскании спорной недоимки либо сведений об отсутствии денежных средств на счетах в соответствующие периоды. Суд пришел к выводу об утрате инспекцией возможности взыскания спорной задолженности и удовлетворил требование организации.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2023)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Налоговым органом в отношении индивидуального предпринимателя Ф. проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г., по итогам которой составлен акт. Решением налогового органа отказано в привлечении Ф. к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2016 - 2017 гг. и начисленные на указанную сумму недоимки пени за период с 29 июня 2016 г. по 6 ноября 2020 г.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.07.2023)Налоговым органом в отношении индивидуального предпринимателя Ф. проведена выездная налоговая проверка по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов за период с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2017 г., по итогам которой составлен акт. Решением налогового органа отказано в привлечении Ф. к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщику предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 2016 - 2017 гг. и начисленные на указанную сумму недоимки пени за период с 29 июня 2016 г. по 6 ноября 2020 г.
<Письмо> ФНС России от 04.06.2024 N БВ-4-7/6187@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2024 года по вопросам налогообложения>По итогам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 2020 год обществу доначислены страховые взносы, соответствующие пени и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием послужил вывод о занижении обществом базы для исчисления страховых взносов за счет исключения из нее сумм выплаченной компенсации за использование личного имущества работников в интересах заявителя, которая фактически являлась скрытой формой оплаты труда.
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда РФ и Верховного Суда РФ, принятых в I квартале 2024 года по вопросам налогообложения>По итогам камеральной налоговой проверки расчета по страховым взносам за 2020 год обществу доначислены страховые взносы, соответствующие пени и штраф, предусмотренный пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Основанием послужил вывод о занижении обществом базы для исчисления страховых взносов за счет исключения из нее сумм выплаченной компенсации за использование личного имущества работников в интересах заявителя, которая фактически являлась скрытой формой оплаты труда.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)В связи с этим суд признал решение ИФНС частично недействительным (Постановление АС МО от 11.08.2022 N Ф05-15281/2022 по делу N А41-12402/2020).
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)В связи с этим суд признал решение ИФНС частично недействительным (Постановление АС МО от 11.08.2022 N Ф05-15281/2022 по делу N А41-12402/2020).
Статья: Нюансы применения налоговой льготы, зависящей от вида деятельности
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 15)Предприниматель представил в инспекцию декларацию по УСН за 2020 г., в которой исчислил налог по льготной ставке 1%. Проведя камеральную проверку, налоговики посчитали, что бизнесмен не вправе был использовать льготную ставку, поскольку в ЕГРИП в качестве основного вида деятельности заявлен код 68.20, а не 68.20.2. В результате бизнесмену были доначислены налог, пени и штраф.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 15)Предприниматель представил в инспекцию декларацию по УСН за 2020 г., в которой исчислил налог по льготной ставке 1%. Проведя камеральную проверку, налоговики посчитали, что бизнесмен не вправе был использовать льготную ставку, поскольку в ЕГРИП в качестве основного вида деятельности заявлен код 68.20, а не 68.20.2. В результате бизнесмену были доначислены налог, пени и штраф.
Статья: Выбрал объект налогообложения - поменять его не сможешь
(Палько Е.А.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)Организация данное требование проигнорировала, и налоговики сами рассчитали налог (только за 2020 год), исходя из ставки 3%, установленной в данном регионе для плательщиков УСН с объектом налогообложения "доходы". Насчитали они также пени и штрафные санкции.
(Палько Е.А.)
("Бухгалтер Крыма", 2023, N 6)Организация данное требование проигнорировала, и налоговики сами рассчитали налог (только за 2020 год), исходя из ставки 3%, установленной в данном регионе для плательщиков УСН с объектом налогообложения "доходы". Насчитали они также пени и штрафные санкции.
"Актуальная судебно-арбитражная практика по налогам за 2024 год"
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В ходе камеральной налоговой проверки первичного Расчета по страховым взносам за 2020 г. были выявлены ряд нарушений, что послужило основанием для доначисления суммы страховых взносов, соответствующих пеней и привлечения налогоплательщика к ответственности.
(Головкин А.)
("Филинъ", 2025)В ходе камеральной налоговой проверки первичного Расчета по страховым взносам за 2020 г. были выявлены ряд нарушений, что послужило основанием для доначисления суммы страховых взносов, соответствующих пеней и привлечения налогоплательщика к ответственности.
Статья: Актуальные вопросы судебной практики по налоговым спорам, связанным с объектами движимого и недвижимого имущества
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Установив, что в целях налогообложения обществом были использованы сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, представленные государственным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которые содержали недостоверную информацию, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 75 НК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления пеней за нарушение срока уплаты налога на имущество.
(Ильина С.О.)
("Арбитражные споры", 2025, N 2)Установив, что в целях налогообложения обществом были использованы сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, представленные государственным органом - Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), которые содержали недостоверную информацию, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 75 НК РФ, пришел к выводу об отсутствии оснований для начисления пеней за нарушение срока уплаты налога на имущество.
Готовое решение: Как рассчитать пени при УСН (до 31 декабря 2022 г. включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)Это относится и к ситуации, когда на УСН с объектом "доходы минус расходы" минимальный налог по итогам года получился меньше авансовых платежей (Письмо Минфина России от 30.10.2015 N 03-11-06/2/62714).
(КонсультантПлюс, 2022)Это относится и к ситуации, когда на УСН с объектом "доходы минус расходы" минимальный налог по итогам года получился меньше авансовых платежей (Письмо Минфина России от 30.10.2015 N 03-11-06/2/62714).
Статья: Особенности участия прокурора в рассмотрении дел, связанных с возмещением вреда, причиненного налоговыми преступлениями
(Исламова Э.Р., Вафина Г.А.)
("Законность", 2021, N 11)Несомненно, доказыванию подлежит факт причинения ущерба. В силу ст. 28.1 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов <8>.
(Исламова Э.Р., Вафина Г.А.)
("Законность", 2021, N 11)Несомненно, доказыванию подлежит факт причинения ущерба. В силу ст. 28.1 УПК РФ под возмещением ущерба, причиненного бюджетной системе Российской Федерации, понимается уплата в полном объеме недоимки, пеней и штрафов в размере, определяемом в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах с учетом представленного налоговым органом расчета размера пеней и штрафов <8>.
Вопрос: О форме заявления о представлении на бумажном носителе акта сверки принадлежности сумм денежных средств, перечисленных (признаваемых) в качестве ЕНП либо перечисленных не в качестве ЕНП.
(Письмо ФНС России от 27.07.2023 N ЗГ-3-19/9833@)Письмо ФНС России от 28.10.2020 N АБ-4-19/17644@ "О направлении типовой (рекомендуемой) формы заявления о предоставлении акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на бумажном носителе" признано утратившим силу в соответствии с письмом ФНС России от 26.07.2023 N АБ-4-19/9557@.
(Письмо ФНС России от 27.07.2023 N ЗГ-3-19/9833@)Письмо ФНС России от 28.10.2020 N АБ-4-19/17644@ "О направлении типовой (рекомендуемой) формы заявления о предоставлении акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам на бумажном носителе" признано утратившим силу в соответствии с письмом ФНС России от 26.07.2023 N АБ-4-19/9557@.
"Налоговые риски бизнеса"
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Работодатель может избежать негативных последствий в виде указанных доначислений, а также пеней и штрафов, если представит соответствующие налоговые декларации (расчеты) (Письмо УФНС России по Московской области от 27.07.2020 N 10-17/051757@).
(Мясников О.А.)
("АйСи Групп", 2024)Работодатель может избежать негативных последствий в виде указанных доначислений, а также пеней и штрафов, если представит соответствующие налоговые декларации (расчеты) (Письмо УФНС России по Московской области от 27.07.2020 N 10-17/051757@).
Вопрос: Может ли пропуск срока на составление акта об обнаружении фактов налоговых нарушений служить основанием для признания недействительным решения о привлечении к налоговой ответственности?
(Консультация эксперта, 2025)В то же время несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, в частности, предусмотренных п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС России от 10.01.2019 N ЕД-4-2/55).
(Консультация эксперта, 2025)В то же время несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков, в частности, предусмотренных п. 1 ст. 101.4 НК РФ, не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке, в связи с чем при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ (п. 31 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, Письмо ФНС России от 10.01.2019 N ЕД-4-2/55).