Расходы капитального характера
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходы капитального характера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Типовая ситуация: Текущий и капитальный ремонт основных средств: отличие, оформление и учет
(Издательство "Главная книга", 2025)В бухучете резерв на ремонт не создают. Затраты на плановый капитальный ремонт ОС, проводимый реже, чем раз в год, капитализируют на счете 08. Если до окончания СПИ капремонтов больше не будет, затраты включают в стоимость отремонтированного ОС, если будут - принимают к учету как отдельный объект ОС и амортизируют в течение СПИ, равного межремонтному периоду (п. п. 5, 6 ФСБУ 26/2020, Рекомендации Минфина).
(Издательство "Главная книга", 2025)В бухучете резерв на ремонт не создают. Затраты на плановый капитальный ремонт ОС, проводимый реже, чем раз в год, капитализируют на счете 08. Если до окончания СПИ капремонтов больше не будет, затраты включают в стоимость отремонтированного ОС, если будут - принимают к учету как отдельный объект ОС и амортизируют в течение СПИ, равного межремонтному периоду (п. п. 5, 6 ФСБУ 26/2020, Рекомендации Минфина).
Нормативные акты
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)53.2.4.3. По элементу вида расходов "243 Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на закупку товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)53.2.4.3. По элементу вида расходов "243 Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества" отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений на закупку товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности.
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ
(ред. от 17.11.2025)Статья 324. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
(ред. от 17.11.2025)Статья 324. Порядок ведения налогового учета расходов на ремонт основных средств
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)"В силу норм статей 256 и 257 Кодекса затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства и списываются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, путем начисления амортизации.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)"В силу норм статей 256 и 257 Кодекса затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства и списываются в состав расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, путем начисления амортизации.
"Научно-практический комментарий к Федеральному закону от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации"
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В частности, в отличие от оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, которая на тот момент была определена в соответствующих Правилах оценки регулирующего и фактического воздействия (а ее Методика - Приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, в настоящее время - Методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 1 февраля 2024 г. N 54), Методика исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" упоминает расчеты затрат капитального и текущего характера, которые подконтрольные субъекты будут нести в целях соблюдения обязательных требований.
(постатейный)
(Андриченко Л.В., Арзамасов Ю.Г., Емельянов А.С. и др.)
(отв. ред. А.С. Емельянов, С.М. Зырянов, А.В. Калмыкова)
("КОНТРАКТ", 2024)В частности, в отличие от оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, которая на тот момент была определена в соответствующих Правилах оценки регулирующего и фактического воздействия (а ее Методика - Приказом Минэкономразвития России от 22 сентября 2015 г. N 669, в настоящее время - Методика оценки стандартных издержек субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности, возникающих в связи с исполнением требований регулирования, утвержденная Приказом Минэкономразвития России от 1 февраля 2024 г. N 54), Методика исполнения плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации механизма "регуляторной гильотины" упоминает расчеты затрат капитального и текущего характера, которые подконтрольные субъекты будут нести в целях соблюдения обязательных требований.
Статья: Подходы к разработке федерального закона о стратегическом управлении социально-экономическим развитием
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<19> Как неоднократно отмечалось, бюджетное и налоговое законодательство в недостаточной степени обеспечивает субъекты РФ и местное самоуправление собственными источниками доходов, что приводит к высокому уровню их зависимости от межбюджетных трансфертов. Последняя, кроме прочего, препятствует эффективному стратегическому планированию и управлению, так как некоторые трансферты (например, субсидия на софинансирование расходов капитального характера) являются непредсказуемыми, что не позволяет региональным властям заранее планировать объем субсидий из федерального бюджета и приводит к многочисленным изменениям в государственных программах на уровне субъектов РФ, - см., например: Бойко И.А. Современные проблемы бюджетного планирования // Экономика и предпринимательство. 2022. N 2. С. 1317.
(Болдырев О.Ю.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)<19> Как неоднократно отмечалось, бюджетное и налоговое законодательство в недостаточной степени обеспечивает субъекты РФ и местное самоуправление собственными источниками доходов, что приводит к высокому уровню их зависимости от межбюджетных трансфертов. Последняя, кроме прочего, препятствует эффективному стратегическому планированию и управлению, так как некоторые трансферты (например, субсидия на софинансирование расходов капитального характера) являются непредсказуемыми, что не позволяет региональным властям заранее планировать объем субсидий из федерального бюджета и приводит к многочисленным изменениям в государственных программах на уровне субъектов РФ, - см., например: Бойко И.А. Современные проблемы бюджетного планирования // Экономика и предпринимательство. 2022. N 2. С. 1317.
Готовое решение: Какими подстатьями детализируется и какие расходы отражаются по статье 290 "Прочие расходы" КОСГУ
(КонсультантПлюс, 2025)На подстатью 298 КОСГУ относят расходы на иные несоциальные выплаты капитального характера физлицам, в том числе (п. 10.9.8 Порядка N 209н, Письмо Минфина России от 10.12.2021 N 02-05-11/101077):
(КонсультантПлюс, 2025)На подстатью 298 КОСГУ относят расходы на иные несоциальные выплаты капитального характера физлицам, в том числе (п. 10.9.8 Порядка N 209н, Письмо Минфина России от 10.12.2021 N 02-05-11/101077):
"Основные средства: бухгалтерский и налоговый учет"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Расходы по пусконаладочным работам "вхолостую" для целей налогообложения классифицируются как расходы капитального характера. Такие расходы включаются в первоначальную стоимость ОС и учитываются в расходах в составе амортизационных отчислений <**>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Расходы по пусконаладочным работам "вхолостую" для целей налогообложения классифицируются как расходы капитального характера. Такие расходы включаются в первоначальную стоимость ОС и учитываются в расходах в составе амортизационных отчислений <**>.
Готовое решение: Как учреждению до 2026 г. учитывать операции на счете 0 401 20 000 "Расходы текущего финансового года"
(КонсультантПлюс, 2025)Какой порядок применения счета 0 401 20 281 "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям"
(КонсультантПлюс, 2025)Какой порядок применения счета 0 401 20 281 "Расходы на безвозмездные перечисления капитального характера государственным (муниципальным) учреждениям"
Статья: Учет стоимости ликвидируемого объекта незавершенного строительства в расходах: противостояние продолжается?
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 42)Минфин России считает, что нельзя. В комментируемом письме специалисты финансового ведомства указали, что в силу ст. 256 и 257 НК РФ затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства и списываются в состав расходов путем начисления амортизации. Вместе с тем объекты незавершенного капитального строительства не подлежат амортизации в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ. Кроме того, п. 5 ст. 270 НК РФ установлено, что расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому в случае отказа от дальнейшей реализации инвестиционного проекта стоимость такого объекта не может учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В противном случае это означало бы учет расходов, которые не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 42)Минфин России считает, что нельзя. В комментируемом письме специалисты финансового ведомства указали, что в силу ст. 256 и 257 НК РФ затраты капитального характера формируют первоначальную стоимость основного средства и списываются в состав расходов путем начисления амортизации. Вместе с тем объекты незавершенного капитального строительства не подлежат амортизации в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ. Кроме того, п. 5 ст. 270 НК РФ установлено, что расходы по приобретению и (или) созданию амортизируемого имущества не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Поэтому в случае отказа от дальнейшей реализации инвестиционного проекта стоимость такого объекта не может учитываться при определении налоговой базы по налогу на прибыль. В противном случае это означало бы учет расходов, которые не связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)По общему правилу затраты капитального характера, связанные с приобретением (реконструкцией, модернизацией) ОС, формируют первоначальную стоимость соответствующих объектов и списываются в состав расходов путем начисления амортизации. Такой порядок применяется как в бухгалтерском учете, так и в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)По общему правилу затраты капитального характера, связанные с приобретением (реконструкцией, модернизацией) ОС, формируют первоначальную стоимость соответствующих объектов и списываются в состав расходов путем начисления амортизации. Такой порядок применяется как в бухгалтерском учете, так и в целях исчисления налоговой базы по налогу на прибыль.
Готовое решение: Какие расходы отражаются по коду вида расходов (КВР) 243 "Закупка товаров, работ и услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества"
(КонсультантПлюс, 2025)При отнесении расходов на КВР 243 убедитесь, что они не связаны с бюджетными инвестициями, которые следует отражать по одному из КВР группы 400. Кроме того, проверьте, носят ли расходы на ремонт капитальный характер, так как расходы на текущий ремонт следует отражать по КВР 244.
(КонсультантПлюс, 2025)При отнесении расходов на КВР 243 убедитесь, что они не связаны с бюджетными инвестициями, которые следует отражать по одному из КВР группы 400. Кроме того, проверьте, носят ли расходы на ремонт капитальный характер, так как расходы на текущий ремонт следует отражать по КВР 244.