Расходы протокольного характера
Подборка наиболее важных документов по запросу Расходы протокольного характера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 346.16 "Порядок определения расходов" главы 26.2 "Упрощенная система налогообложения" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налогоплательщику единый налог по УСН, так как пришел к выводу о неправомерном учете в составе расходов по УСН затрат по выплате компенсации водителям-экспедиторам за разъездной характер работы. Суд установил, что трудовыми договорами, заключенными с работниками, положением об оплате труда водителей-экспедиторов, протоколом общего собрания участников общество гарантировало водителям-экспедиторам грузовых транспортных средств выплату надбавки взамен суточных. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в состав расходов по УСН включаются расходы на оплату труда. К расходам на оплату труда относятся, в частности, не только расходы по начислениям стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, но также и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Суд указал, что в ст. 255 НК РФ установлен открытый перечень расходов на оплату труда работников, учитываемых в целях налогообложения, при условии, что эти выплаты производятся в рамках трудовых и связанных с ними отношений. Суд установил, что надбавка выплачивалась обществом исходя из положений ст. 168.1 ТК РФ, в силу которой работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы. Данные выплаты соответствовали критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Суд пришел к выводу о том, что компенсация водителям-экспедиторам за разъездной характер работы правомерно учтена налогоплательщиком в составе расходов по УСН как компенсационные выплаты в рамках трудовых отношений.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил налогоплательщику единый налог по УСН, так как пришел к выводу о неправомерном учете в составе расходов по УСН затрат по выплате компенсации водителям-экспедиторам за разъездной характер работы. Суд установил, что трудовыми договорами, заключенными с работниками, положением об оплате труда водителей-экспедиторов, протоколом общего собрания участников общество гарантировало водителям-экспедиторам грузовых транспортных средств выплату надбавки взамен суточных. Согласно подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ в состав расходов по УСН включаются расходы на оплату труда. К расходам на оплату труда относятся, в частности, не только расходы по начислениям стимулирующего и (или) компенсирующего характера, связанные с режимом работы и условиями труда, но также и другие виды расходов, произведенных в пользу работника, предусмотренных трудовым договором и (или) коллективным договором. Суд указал, что в ст. 255 НК РФ установлен открытый перечень расходов на оплату труда работников, учитываемых в целях налогообложения, при условии, что эти выплаты производятся в рамках трудовых и связанных с ними отношений. Суд установил, что надбавка выплачивалась обществом исходя из положений ст. 168.1 ТК РФ, в силу которой работникам, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, работодатель возмещает связанные со служебными поездками расходы. Данные выплаты соответствовали критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. Суд пришел к выводу о том, что компенсация водителям-экспедиторам за разъездной характер работы правомерно учтена налогоплательщиком в составе расходов по УСН как компенсационные выплаты в рамках трудовых отношений.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2024 N 19АП-5515/2024 по делу N А08-8322/2023
Требование: Об отмене определения о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.При этом любые установленные рекомендуемые расценки на юридические услуги, в том числе Методические рекомендации по размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в Белгородской области, утвержденные Решением Совета Адвокатской палаты Белгородской области от 12.03.2015 (протокол N 2, с учетом изменений от 10.04.2017 - протокол N 1, от 31.05.2021 - протокол N 4), носят информационный характер и не являются безусловным основанием для признания расходов на оплату услуг представителя в конкретном деле разумными или неразумными.
Требование: Об отмене определения о взыскании судебных расходов.
Решение: Определение оставлено без изменения.При этом любые установленные рекомендуемые расценки на юридические услуги, в том числе Методические рекомендации по размерам оплаты юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям и организациям в Белгородской области, утвержденные Решением Совета Адвокатской палаты Белгородской области от 12.03.2015 (протокол N 2, с учетом изменений от 10.04.2017 - протокол N 1, от 31.05.2021 - протокол N 4), носят информационный характер и не являются безусловным основанием для признания расходов на оплату услуг представителя в конкретном деле разумными или неразумными.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как облагаются НДФЛ командировочные выплаты работникам учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)Аналогичный вывод Минфин России сделал в отношении безотчетных сумм в иностранной валюте, выданных работнику на расходы протокольного характера (Письмо от 26.02.2020 N 03-04-06/13853).
(КонсультантПлюс, 2025)Аналогичный вывод Минфин России сделал в отношении безотчетных сумм в иностранной валюте, выданных работнику на расходы протокольного характера (Письмо от 26.02.2020 N 03-04-06/13853).
Типовая ситуация: Как оплатить и учесть командировочные расходы (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Если должностному лицу, направленному в служебную командировку, выдана безотчетная сумма в иностранной валюте на расходы протокольного характера без представления документов, такая выплата облагается НДФЛ и взносами (Письмо Минфина от 26.02.2020 N 03-04-06/13853).
(Издательство "Главная книга", 2025)Если должностному лицу, направленному в служебную командировку, выдана безотчетная сумма в иностранной валюте на расходы протокольного характера без представления документов, такая выплата облагается НДФЛ и взносами (Письмо Минфина от 26.02.2020 N 03-04-06/13853).
Нормативные акты
Указ Президента РФ от 18.07.2005 N 813
(ред. от 17.10.2022)
"О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих"37. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе разрешать государственным органам выплачивать в необходимых случаях отдельным гражданским служащим в период их пребывания в краткосрочных служебных командировках на территориях иностранных государств безотчетные суммы в иностранной валюте на расходы протокольного характера, а также производить иные выплаты.
(ред. от 17.10.2022)
"О порядке и условиях командирования федеральных государственных гражданских служащих"37. Президент Российской Федерации и Правительство Российской Федерации вправе разрешать государственным органам выплачивать в необходимых случаях отдельным гражданским служащим в период их пребывания в краткосрочных служебных командировках на территориях иностранных государств безотчетные суммы в иностранной валюте на расходы протокольного характера, а также производить иные выплаты.
Приказ Минфина России от 24.05.2022 N 82н
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)- выдача командируемым работникам (сотрудникам) наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений, осуществления расходов протокольного характера, а также компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найму жилых помещений и иных расходов, произведенных командированным работником с разрешения или ведома работодателя, перечень которых определяется работодателем в коллективном договоре или локальном нормативном акте (в силу специфики деятельности отдельных главных распорядителей бюджетных средств - в нормативном правовом акте) - по соответствующим элементам видов расходов, предназначенным для отражения расходов на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда (денежного довольствия) - 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", 134 "Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания" и 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда";
(ред. от 10.06.2025)
"О Порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 30.06.2022 N 69085)- выдача командируемым работникам (сотрудникам) наличных денежных средств (или перечисление на банковскую карту) под отчет для приобретения проездных билетов и (или) оплаты найма жилых помещений, осуществления расходов протокольного характера, а также компенсация работникам понесенных ими за счет собственных средств расходов по оплате проезда к месту командирования и обратно, найму жилых помещений и иных расходов, произведенных командированным работником с разрешения или ведома работодателя, перечень которых определяется работодателем в коллективном договоре или локальном нормативном акте (в силу специфики деятельности отдельных главных распорядителей бюджетных средств - в нормативном правовом акте) - по соответствующим элементам видов расходов, предназначенным для отражения расходов на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда (денежного довольствия) - 112 "Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда", 122 "Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда", 134 "Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания" и 142 "Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда";
"Контроль и ревизия в бюджетных учреждениях: Учебное пособие"
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)На счете 208.91 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ" учитываются расходы протокольного характера при служебных командировках на территории иностранных государств (статья 290 "Прочие расходы").
(2-е издание, переработанное)
(Маслова Т.С.)
("Магистр", "ИНФРА-М", 2023)На счете 208.91 "Расчеты с подотчетными лицами по оплате прочих работ" учитываются расходы протокольного характера при служебных командировках на территории иностранных государств (статья 290 "Прочие расходы").
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2022 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 3. По мнению ИФНС, налогоплательщику обоснованно отказано в применении вычетов по НДС и признании расходов по налогу на прибыль при приобретении материалов и комплектующих, т.к. хозяйственные операции носят формальный характер.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 4)(-) 3. По мнению ИФНС, налогоплательщику обоснованно отказано в применении вычетов по НДС и признании расходов по налогу на прибыль при приобретении материалов и комплектующих, т.к. хозяйственные операции носят формальный характер.
Статья: Уведомление о вызове в налоговую не возлагает на компанию каких-либо налоговых обязательств - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 50)Основанием доначисления налога на прибыль, пеней и штрафа послужили выводы инспекции о том, что организация неправомерно учла затраты по оплате работ в рамках договора подряда в составе расходов при исчислении налога на прибыль единовременно, а не через амортизацию. По мнению налогоплательщика, спорные работы не относились к модернизации объекта, поскольку конструктивных и качественных улучшений объекта не произошло, фактически произведенные работы носили восстановительный характер. Суд отказал в удовлетворении требования организации. Он, исследовав и оценив локальные сметы и акты о приемке выполненных работ, протоколы допроса и осмотра, экспертное заключение, установил, что работы, выполненные подрядчиком в рамках договора подряда, свидетельствуют об улучшении и совершенствовании качественных и технико-экономических характеристик объекта. Эти характеристики позволяют увеличить нагрузки объекта. Данные работы полностью изменили устройство полов на объекте и относятся к модернизации, затраты по которой должны учитываться в составе расходов по налогу на прибыль только через амортизацию в порядке, определенном в п. 1 ст. 258 НК РФ.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 50)Основанием доначисления налога на прибыль, пеней и штрафа послужили выводы инспекции о том, что организация неправомерно учла затраты по оплате работ в рамках договора подряда в составе расходов при исчислении налога на прибыль единовременно, а не через амортизацию. По мнению налогоплательщика, спорные работы не относились к модернизации объекта, поскольку конструктивных и качественных улучшений объекта не произошло, фактически произведенные работы носили восстановительный характер. Суд отказал в удовлетворении требования организации. Он, исследовав и оценив локальные сметы и акты о приемке выполненных работ, протоколы допроса и осмотра, экспертное заключение, установил, что работы, выполненные подрядчиком в рамках договора подряда, свидетельствуют об улучшении и совершенствовании качественных и технико-экономических характеристик объекта. Эти характеристики позволяют увеличить нагрузки объекта. Данные работы полностью изменили устройство полов на объекте и относятся к модернизации, затраты по которой должны учитываться в составе расходов по налогу на прибыль только через амортизацию в порядке, определенном в п. 1 ст. 258 НК РФ.
Типовая ситуация: Как оформить, оплатить и учесть однодневную командировку (для бюджетной организации)
(Издательство "Главная книга", 2025)Если должностному лицу, направленному в служебную командировку, выдана безотчетная сумма в иностранной валюте на расходы протокольного характера без представления документов, такая выплата облагается НДФЛ и взносами (Письмо Минфина от 26.02.2020 N 03-04-06/13853).
(Издательство "Главная книга", 2025)Если должностному лицу, направленному в служебную командировку, выдана безотчетная сумма в иностранной валюте на расходы протокольного характера без представления документов, такая выплата облагается НДФЛ и взносами (Письмо Минфина от 26.02.2020 N 03-04-06/13853).
Статья: Развитие принципа "загрязнитель платит" в международном экологическом праве
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Таким образом, Киотский протокол не только закрепил принцип "загрязнитель платит" как норму международного права, носящую обязательный характер, но и расширил его концепцию, совместив два механизма экономической мотивации: обязанность загрязнителя нести расходы и получение сертифицированных сокращений выбросов как бонус, балансирующий их. Этот международный договор стал двигателем эволюции экономического подхода в международном экологическом праве и ознаменовал начало второго этапа в развитии принципа "загрязнитель платит".
(Габриелов В.А.)
("Российский юридический журнал", 2025, N 1)Таким образом, Киотский протокол не только закрепил принцип "загрязнитель платит" как норму международного права, носящую обязательный характер, но и расширил его концепцию, совместив два механизма экономической мотивации: обязанность загрязнителя нести расходы и получение сертифицированных сокращений выбросов как бонус, балансирующий их. Этот международный договор стал двигателем эволюции экономического подхода в международном экологическом праве и ознаменовал начало второго этапа в развитии принципа "загрязнитель платит".
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Например, в Письме УФНС России по г. Москве от 11.08.2009 N 16-15/082607.2 указано, что наличие у организации оправдательных документов, подтверждающих положительный результат от деятельности сотрудника в командировке (предварительные договоры, протоколы о намерениях), не предусмотрено законодательством РФ. Следовательно, отсутствие результата в виде заключенных договоров или иных подписанных документов (при наличии надлежащим образом оформленных командировочного удостоверения, приказа, служебного задания для направления в командировку и отчета о его выполнении, авансового отчета с приложением к нему документов, подтверждающих произведенные расходы) не свидетельствует о непроизводственном характере командировочных расходов.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Например, в Письме УФНС России по г. Москве от 11.08.2009 N 16-15/082607.2 указано, что наличие у организации оправдательных документов, подтверждающих положительный результат от деятельности сотрудника в командировке (предварительные договоры, протоколы о намерениях), не предусмотрено законодательством РФ. Следовательно, отсутствие результата в виде заключенных договоров или иных подписанных документов (при наличии надлежащим образом оформленных командировочного удостоверения, приказа, служебного задания для направления в командировку и отчета о его выполнении, авансового отчета с приложением к нему документов, подтверждающих произведенные расходы) не свидетельствует о непроизводственном характере командировочных расходов.
Статья: Уведомление федеральным государственным служащим о фактах склонения к совершению коррупционных преступлений: проблемы правового регулирования
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Современная система антикоррупционной деятельности предполагает применение широкого спектра механизмов воздействия на правомерное поведение государственных служащих: декларирования доходов и расходов указанных лиц; уведомления представителя нанимателя (работодателя) о потенциальном возникновении конфликта интересов; антикоррупционного просвещения должностных лиц и иных механизмов административного, правового и дисциплинарного характера (например, сообщения отдельными категориями лиц о получении подарков в связи с протокольными мероприятиями; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов и т.п.). При этом среди значительного массива антикоррупционных мер особое внимание обращает на себя механизм уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (далее - уведомление). Остановимся на нем более подробно.
(Мулявко Д.Е.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 7)Современная система антикоррупционной деятельности предполагает применение широкого спектра механизмов воздействия на правомерное поведение государственных служащих: декларирования доходов и расходов указанных лиц; уведомления представителя нанимателя (работодателя) о потенциальном возникновении конфликта интересов; антикоррупционного просвещения должностных лиц и иных механизмов административного, правового и дисциплинарного характера (например, сообщения отдельными категориями лиц о получении подарков в связи с протокольными мероприятиями; антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов и т.п.). При этом среди значительного массива антикоррупционных мер особое внимание обращает на себя механизм уведомления федеральными государственными служащими о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений (далее - уведомление). Остановимся на нем более подробно.
Статья: Розничный инвестор на рынке ценных бумаг: договор с брокером
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2021, N 9)<5> Например, брокер обязан предоставить неквалифицированному инвестору информацию (1) о ценах спроса и ценах предложения таких ценных бумаг и производных финансовых инструментов либо об иных обстоятельствах, информация о которых необходима в силу характера сделки; (2) о расходах, возмещаемых клиентом брокеру в связи с исполнением поручений, а также о размере вознаграждения брокера или порядке его определения (п. 2.4 ст. 3 Закона об РЦБ). Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров (утв. Банком России, протокол от 20.12.2018 N КФНП-39), ввел ряд технических требований. В частности, брокер должен исключить препятствия к осуществлению клиентом в местах обслуживания фотосъемки, аудио- и видеозаписи процесса взаимодействия с таким получателем финансовых услуг, за исключением случаев, когда это может привести к нарушению нормативных актов (п. 3.4 Стандарта).
(Селивановский А.С.)
("Закон", 2021, N 9)<5> Например, брокер обязан предоставить неквалифицированному инвестору информацию (1) о ценах спроса и ценах предложения таких ценных бумаг и производных финансовых инструментов либо об иных обстоятельствах, информация о которых необходима в силу характера сделки; (2) о расходах, возмещаемых клиентом брокеру в связи с исполнением поручений, а также о размере вознаграждения брокера или порядке его определения (п. 2.4 ст. 3 Закона об РЦБ). Базовый стандарт защиты прав и интересов физических и юридических лиц - получателей финансовых услуг, оказываемых членами саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих брокеров (утв. Банком России, протокол от 20.12.2018 N КФНП-39), ввел ряд технических требований. В частности, брокер должен исключить препятствия к осуществлению клиентом в местах обслуживания фотосъемки, аудио- и видеозаписи процесса взаимодействия с таким получателем финансовых услуг, за исключением случаев, когда это может привести к нарушению нормативных актов (п. 3.4 Стандарта).
"Годовой отчет для учреждений здравоохранения - 2022"
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- в случае выдачи командируемым лицам наличных денежных средств (либо при перечислении их на банковскую карту) под отчет для осуществления командировочных расходов, расходов протокольного характера, а также по выплате компенсации понесенных ими за счет собственных средств командировочных расходов и иных расходов, произведенных с разрешения или ведома работодателя, отражаются по КВР 112;
(под общ. ред. д. э. н. Ю.А. Васильева)
("БиТуБи", 2022)- в случае выдачи командируемым лицам наличных денежных средств (либо при перечислении их на банковскую карту) под отчет для осуществления командировочных расходов, расходов протокольного характера, а также по выплате компенсации понесенных ими за счет собственных средств командировочных расходов и иных расходов, произведенных с разрешения или ведома работодателя, отражаются по КВР 112;
Статья: Юридическое значение предостережения
(Федотов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Что же касается эффективности предостережений как мер административно-правового реагирования на отступления от индикативных показателей, ведущих к возникновению необоснованной рисковой практики, то характерен следующий пример: Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с удовлетворением отмечает, что профилактические мероприятия, проведенные в отношении ТСН, дают положительные результаты. В рамках принятия мер по предостережению от 11 мая 2023 г. N 29-05-48-91 (ПМ 66231186600006056621) выбраны председатель правления (протокол от 1 июня 2023 г. N 1), правление (протокол от 31 мая 2023 г. N 1); по предостережению от 15 февраля 2023 г. N 29-05-48-55 (ПМ 66231186600005082509) утверждена смета доходов и расходов на 2023 г. (протокол от 31 мая 2023 г. N 1), по предостережениям от 2 марта 2023 г. N 29-10-48-367 (ПМ 66231186600005238985), от 12 мая 2022 г. N 29-10-44-595 (ПМ 66221186600002051264) размещена необходимая информация в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, т.е. совершены действия, носящие формальный характер, наличие или отсутствие которых носит нейтральный характер и вовсе не влияет на положение дел в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.
(Федотов С.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 2)Что же касается эффективности предостережений как мер административно-правового реагирования на отступления от индикативных показателей, ведущих к возникновению необоснованной рисковой практики, то характерен следующий пример: Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области с удовлетворением отмечает, что профилактические мероприятия, проведенные в отношении ТСН, дают положительные результаты. В рамках принятия мер по предостережению от 11 мая 2023 г. N 29-05-48-91 (ПМ 66231186600006056621) выбраны председатель правления (протокол от 1 июня 2023 г. N 1), правление (протокол от 31 мая 2023 г. N 1); по предостережению от 15 февраля 2023 г. N 29-05-48-55 (ПМ 66231186600005082509) утверждена смета доходов и расходов на 2023 г. (протокол от 31 мая 2023 г. N 1), по предостережениям от 2 марта 2023 г. N 29-10-48-367 (ПМ 66231186600005238985), от 12 мая 2022 г. N 29-10-44-595 (ПМ 66221186600002051264) размещена необходимая информация в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства, т.е. совершены действия, носящие формальный характер, наличие или отсутствие которых носит нейтральный характер и вовсе не влияет на положение дел в отрасли жилищно-коммунального хозяйства.