Раскрытие банковской тайны

Подборка наиболее важных документов по запросу Раскрытие банковской тайны (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Формы документов

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 86 "Обязанности банков, связанные с осуществлением налогового контроля" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")
Общество обратилось в суд с заявлением о признании незаконным отказа налогового органа предоставить сведения о движении денежных средств по расчетным счетам должника. Суд отказал в удовлетворении требований общества. Суд указал, что налоговые органы не являются держателями информации об операциях на счетах налогоплательщика. Из положений ст. ст. 86, 93.1 НК РФ не следует, что налоговые органы наделены правом запроса информации у банков об остатках и движении денежных средств по счетам должника при получении запросов юридических лиц с приложением ими копии исполнительного листа. Суд дополнительно отметил, что ст. ст. 102, 103 НК РФ прямо устанавливают запрет на раскрытие налоговой и банковской тайн. При этом суд подчеркнул, что общество не запрашивало сведения о наименовании и местонахождении банков и иных кредитных организаций, в которых открыты счета должника, о номерах расчетных счетов и, соответственно, в предоставлении таких сведений налоговый орган не отказывал.
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры, связанные с прекращением трудового договора: Работник оспаривает увольнение за разглашение тайны
(КонсультантПлюс, 2024)
Работник раскрыл неуполномоченному лицу банковскую тайну, но увольнение состоялось без учета его предшествующего поведения, отношения к труду и др. (мера дисциплинарного взыскания в виде увольнения несоразмерна тяжести проступка)

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Закон США NDAA 2021 и правовые проблемы обеспечения банками конфиденциальности информации
(Лаутс Е.Б.)
("Банковское право", 2021, N 5)
Поэтому высказанное в экспертной литературе предложение о "включении в правила обслуживания клиентов и типовые формы договоров предварительного безотзывного согласия клиента на раскрытие определенной информации в случае получения запроса от иностранных государственных органов с учетом действующего законодательства" <9> хотя и может использоваться в сложившейся ситуации банками, но не может в полной мере минимизировать риски банка в части нарушения действующего законодательства России. Включение такого рода положений в типовые документы банка противоречит норме ст. 26 Закона о банках в части возможности расширения, но не сужения сведений, составляющих банковскую тайну во внутренних документах кредитной организации. Включение такого рода условий в договоры с клиентами, на наш взгляд, не сможет в полной мере минимизировать риск привлечения банка к ответственности за раскрытие банковской тайны. Исходя из позиции Конституционного Суда РФ, банковская тайна может быть раскрыта только в случаях, в порядке и форме, предусмотренных законом, поскольку является "публично-частным институтом" <10>, предполагающим ограниченную дискрецию по даче согласия самим клиентом на передачу сведений, составляющих банковскую тайну. С другой стороны, у кредитных организаций распространена практика передачи части функций банков на аутсорсинг, и Банк России не считает такую практику незаконной <11>, хотя очевидно, что в таком случае сведения, составляющие банковскую и коммерческую тайны, могут быть переданы третьим лицам. Кроме того, Банк России в нескольких своих разъяснительных письмах <12> (которые не являются нормативным актом и могут носить только рекомендательный характер) указывает, что передача информации, составляющей банковскую тайну физического лица, третьим лицам (за исключением лиц, упомянутых в ст. 26 Закона о банках, которые имеют право доступа к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных этой статьей) допускается исключительно при наличии письменного согласия физического лица. Данная позиция Банка России подтверждается судебной практикой <13>.
Статья: Прозрачность корпоративных отношений в офшорных юрисдикциях: правовое регулирование и правоприменение
(Болдырев В.А., Лисица В.Н.)
("Право и экономика", 2019, N 12)
Понятно, что в рамках национальных юрисдикций будет вестись активный поиск инструментов выявления бенефициарных владельцев компаний без обращения к иностранным официальным источникам, тем более в условиях отсутствия полного доверия к ним. Поэтому обязанность операторов связи хранить информацию о фактах и содержании коммуникации <32>, в том числе сотовой, включая результаты услуг SMS-аутентификации и SMS-информирования, оценивается некоторыми авторами как потенциальный источник информации о бенефициарах. Так, О.С. Нечкин отмечает: "Обработка и сопоставление персональных данных позволит с максимальной эффективностью достоверно установить предполагаемых контролирующих лиц, обходя запрет раскрытия банковской тайны, а используемые для передачи данных каналы связи при участии оператора сотовой связи будут открытыми и не будут гарантировать полное отсутствие возможности утечки информации" <33>.

Нормативные акты

"Стандарт Банка России "Безопасность финансовых (банковских) операций. Управление инцидентами, связанными с реализацией информационных угроз, и инцидентами операционной надежности. О формах и сроках взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и субъектами национальной платежной системы при выявлении инцидентов, связанных с реализацией информационных угроз, и инцидентов операционной надежности" СТО БР БФБО-1.5-2023"
(принят и введен в действие приказом Банка России от 08.02.2023 N ОД-215)
6. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА С БАНКОМ РОССИИ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ ИНЦИДЕНТОВ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ, В ТОМ ЧИСЛЕ НЕЗАКОННОМ РАСКРЫТИИ БАНКОВСКОЙ ТАЙНЫ, ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ И (ИЛИ) ИНЫХ ДАННЫХ КЛИЕНТОВ ИЛИ РАБОТНИКОВ УЧАСТНИКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБМЕНА, И ИНЦИДЕНТОВ ОПЕРАЦИОННОЙ НАДЕЖНОСТИ