Распоряжение имуществом автономной некоммерческой организации

Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение имуществом автономной некоммерческой организации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2023 по делу N 88-9448/2023 (УИД 09RS0001-01-2022-003272-92)
Категория спора: Продажа недвижимости.
Требования: 1) О признании недействительными доверенности, договора купли-продажи; 2) Об аннулировании сведений о государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок и жилой дом.
Обстоятельства: Истица ссылается на то, что договор купли-продажи был заключен ее отцом без ее ведома и согласия. При заключении сделки была использована поддельная доверенность, так как за совершением данного нотариального действия истица не обращалась. Жилой дом и земельный участок из владения истицы не выбывали.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь статей 167, 168, 183, 185 Гражданского кодекса Российской Федерации, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, приняв во внимание проведенные судебные почерковедческие экспертизы АНО "Научно-исследовательский институт экспертиз", согласно которым в рукописной записи ФИО4, имеющиеся в доверенности от ДД.ММ.ГГГГ и в строке N в реестре N совершения нотариальных действий Карачаевского нотариального округа Карачаево-Черкесской Республики - нотариуса ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ выполнены не ФИО4, а иным лицом с подражанием подписному почерку ФИО4, в связи с чем признал доказанным факт подделки подписи ФИО4 в нотариальной доверенности, и как следствие отсутствием полномочий у ФИО1 на распоряжение имуществом, принадлежащим истице.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Новеллы правового регулирования деятельности некоммерческих организаций
(Кузнецова С.А.)
("Вестник Российской правовой академии", 2023, N 4)
Также в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" внесены изменения [7], направленные на усиление контроля за принятием автономной некоммерческой организацией, в деятельности которой используются средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовых решений по распоряжению денежными средствами и имуществом. В последние годы широкое распространение получила практика получения некоммерческими организациями государственных грантов и субсидий на реализацию программ в социальной, культурной, спортивной, научной и других сферах. В большей степени это коснулось финансирования автономных некоммерческих организаций за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов. Контроль этих средств необходим. Государство вправе рассчитывать на их использование по целевому назначению и строго в законном порядке. Это позволит не допустить злоупотреблений и незаконного оборота капитала, отмывания средств с использованием НКО.
"Корпоративное право современной России: монография"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Андреев В.К., Лаптев В.А.)
("Проспект", 2023)
Определение унитарных юридических лиц через отсутствие признаков, которые присущи корпорациям, в значительной степени обедняет их понятие, поскольку фактически учредители и становятся участниками унитарного юридического лица. Именно так можно истолковать права собственника имущества унитарного предприятия, предусмотренные ст. 20 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". Собственник имущества предприятия определяет цели, предмет, виды деятельности предприятия, утверждает его устав, принимает решение о реорганизации или ликвидации унитарного предприятия, назначает на должность руководителя предприятия, дает согласие на распоряжение недвижимым имуществом, изымает у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и т.д. Собственник предприятия фактически является его участником, поскольку, будучи имущественно обособленным от предприятия, он распоряжается его имуществом и совершает действия по управлению предприятием. Выходит, что критерий, положенный в основу выделения унитарного юридического лица, недостаточно четкий. Подобное понимание унитарного юридического лица, когда у ряда из них (фонды, автономные некоммерческие организации, религиозные организации) учредители не обладают вещными правами, делает этот тип юридического лица ущербным, а корпорации получают преимущественное положение и олицетворяют юридическое лицо в целом.

Нормативные акты

Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О некоммерческих организациях"
Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой автономной некоммерческой организации признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанные с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества, а также с передачей такого имущества в пользование или в залог, при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов автономной некоммерческой организации, определяемой по данным ее бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если учредительными документами автономной некоммерческой организации не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ
(ред. от 08.08.2024, с изм. от 31.10.2024)
2. Частное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам частного учреждения несет собственник его имущества.