Распоряжение о перераспределении земельных участков
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение о перераспределении земельных участков (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 52 "Правопреемство в исполнительном производстве" Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве""Отказывая в удовлетворении заявления о замене стороны в исполнительном производстве, судебные инстанции, руководствуясь положениями статьи 44 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 52 Федерального закона от 2 октября 2007 года "229-ФЗ "Об исполнительном производстве", исходили из того, что обязательство, к исполнению которого был понужден ответчик решением Сунженского районного суда Республики Ингушетия от 22 мая 2019 года, возникло до вступления в силу Закона Республики Ингушетия от 30 декабря 2019 года N 56-РЗ "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия и органами государственной власти Республики Ингушетия"."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 11.2 "Образование земельных участков" ЗК РФ"Вопреки доводам кассационной жалобы суды правильно пришли к выводу, что перераспределение земельных участков ответчиков проведено в соответствии с требованиями закона, соответствующие распоряжения Управления имущественных отношений Алтайского края и соглашения, заключенные с ответчиками, никем не оспорены, недействительными не признаны, не оспариваются истцом и в рамках настоящего дела, в связи с чем само по себе образование указываемых истцом земельных участков путем раздела исходных земельных участков в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации прав истца не нарушает."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена: соотношение частных и публичных интересов
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Правовая оценка подобных ситуаций судами различна. Например, по одному из дел суд пришел к выводу, что ничтожность договора аренды в рассматриваемой ситуации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления юридического лица <8>. В другом случае было отмечено, что действия органов местного самоуправления по некорректному перераспределению между собой полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут быть поставлены в вину арендатору, который, действуя разумно и добросовестно, принял участие в конкурентных процедурах и по их результатам получил право на заключение договора аренды <9>. Данная правовая позиция было поддержана Верховным Судом Российской Федерации <10>.
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Правовая оценка подобных ситуаций судами различна. Например, по одному из дел суд пришел к выводу, что ничтожность договора аренды в рассматриваемой ситуации является самостоятельным и достаточным основанием для отказа в удовлетворении заявления юридического лица <8>. В другом случае было отмечено, что действия органов местного самоуправления по некорректному перераспределению между собой полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не могут быть поставлены в вину арендатору, который, действуя разумно и добросовестно, принял участие в конкурентных процедурах и по их результатам получил право на заключение договора аренды <9>. Данная правовая позиция было поддержана Верховным Судом Российской Федерации <10>.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципалитеты, как правило, распоряжаются <1> также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, сдают в аренду и проч. (ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2021 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Следовательно, в отношении этих земельных участков также осуществляется муниципальный земельный контроль. Однако, по информации Минюста России, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов РФ почти в половине субъектов РФ <2>. Например, по Закону Свердловской области от 24 ноября 2014 г. N 98-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" <3> полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области. Однако в законе не уточняется, какой орган осуществляет земельный контроль за этими участками, как, впрочем, и в законах других субъектов РФ.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Муниципалитеты, как правило, распоряжаются <1> также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, сдают в аренду и проч. (ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ (в ред. от 5 апреля 2021 г.) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"). Следовательно, в отношении этих земельных участков также осуществляется муниципальный земельный контроль. Однако, по информации Минюста России, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы от органов местного самоуправления органам исполнительной власти субъектов РФ почти в половине субъектов РФ <2>. Например, по Закону Свердловской области от 24 ноября 2014 г. N 98-ОЗ "О перераспределении отдельных полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" и органами государственной власти Свердловской области и о внесении изменений в Закон Свердловской области "Об особенностях регулирования земельных отношений на территории Свердловской области" <3> полномочия органов местного самоуправления муниципального образования "город Екатеринбург" по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, отнесены к полномочиям органов государственной власти Свердловской области. Однако в законе не уточняется, какой орган осуществляет земельный контроль за этими участками, как, впрочем, и в законах других субъектов РФ.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Перейдут ли права к новому арендодателю при передаче полномочий от органа местного самоуправления к органу госвласти по распоряжению неразграниченными земельными участками, если договор аренды не будет переоформлен
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области", Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2008 N 500-П, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Ульяновской области с 01.01.2016 осуществляет Департамент.
Перейдут ли права к новому арендодателю при передаче полномочий от органа местного самоуправления к органу госвласти по распоряжению неразграниченными земельными участками, если договор аренды не будет переоформлен
(КонсультантПлюс, 2025)"...Суды первой и апелляционной инстанций установили, что в соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", Законом Ульяновской области от 03.07.2015 N 85-ЗО "О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области и органами государственной власти Ульяновской области", Положением о Департаменте государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области, утвержденным постановлением Правительства Ульяновской области от 09.12.2008 N 500-П, полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в Ульяновской области с 01.01.2016 осуществляет Департамент.
Статья: О динамике компетенционных возможностей местного самоуправления в России
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)<12> В 2019 г. законы о перераспределении полномочий с передачей полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления к органам исполнительной власти субъектов РФ действовали в 51 субъекте РФ и затрагивали 4,5 тыс. муниципальных образований. Наиболее часто перераспределялись полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия в сферах архитектуры, градостроительства и территориального планирования, тепло-, газо- и водоснабжения территорий, природопользования, дорожной деятельности, транспортного обслуживания населения, торговли и рекламы. См.: Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2018 г. - начало 2019 г.). Мониторинг Минюста России. URL: http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2019/07/monitoring_msu_2018-2019.docx (дата обращения: 02.06.2021).
(Уваров А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 3)<12> В 2019 г. законы о перераспределении полномочий с передачей полномочий по решению вопросов местного значения от органов местного самоуправления к органам исполнительной власти субъектов РФ действовали в 51 субъекте РФ и затрагивали 4,5 тыс. муниципальных образований. Наиболее часто перераспределялись полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, полномочия в сферах архитектуры, градостроительства и территориального планирования, тепло-, газо- и водоснабжения территорий, природопользования, дорожной деятельности, транспортного обслуживания населения, торговли и рекламы. См.: Информационно-аналитические материалы о развитии системы местного самоуправления в Российской Федерации (данные за 2018 г. - начало 2019 г.). Мониторинг Минюста России. URL: http://131fz.ranepa.ru/uploads/files/2019/07/monitoring_msu_2018-2019.docx (дата обращения: 02.06.2021).
Статья: Перераспределение полномочий между муниципальными образованиями и субъектами Российской Федерации: по материалам судебной практики
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Законом Свердловской области от 2014 года перераспределены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Решением районного суда от 2022 года удовлетворены требования межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на землях неразграниченной государственной собственности на Министерство по управлению государственным имуществом области. Как указано в решении суда, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, то только оно одно и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с обнаруженными отходами производства и потребления как собственник таких земель и лицо, обязанное нести расходы по их содержанию <23>.
(Баженова О.И.)
("Местное право", 2024, N 2)Так, Законом Свердловской области от 2014 года перераспределены полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Решением районного суда от 2022 года удовлетворены требования межрайонного природоохранного прокурора о возложении обязанности по ликвидации несанкционированных свалок на землях неразграниченной государственной собственности на Министерство по управлению государственным имуществом области. Как указано в решении суда, поскольку исключительно Министерство обладает полномочиями по распоряжению землями, государственная собственность на которые не разграничена, то только оно одно и выступает в любых правоотношениях, в том числе в правоотношениях по обращению с обнаруженными отходами производства и потребления как собственник таких земель и лицо, обязанное нести расходы по их содержанию <23>.