Распоряжение земельными участками органами местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Распоряжение земельными участками органами местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 12 "Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения" Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения""Исходя из системного толкования пункта 1 статьи 250 ГК РФ, часть 4 статьи 12 Закона N 101-ФЗ, преимущественным правом приобретения земельных долей, находящихся в муниципальной собственности обладают сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство, использующие земельный участок. Право органа местного самоуправления на распоряжение долями возникает с момента регистрации права на нее, а объективная возможность приобретения доли возникает у сельскохозяйственных организаций или КФХ с момента публикации в средствах массовой соответствующей информации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике. Аренда. Общие положения16.1. Вывод из судебной практики: При передаче полномочий от органа местного самоуправления к органу государственной власти по распоряжению земельными участками, право собственности на которые не разграничено, права к новому арендодателю переходят независимо от переоформления договора аренды.
Статья: Распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена: соотношение частных и публичных интересов
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Примечательно, что обоснованность цели распоряжения земельным участком в судебной практике рассматривается как непосредственный критерий законности его отчуждения. Так, по одному из дел судом было указано, что орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не вправе принять решение о его предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования <4>.
(Гряда Э.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2021, N 1)Примечательно, что обоснованность цели распоряжения земельным участком в судебной практике рассматривается как непосредственный критерий законности его отчуждения. Так, по одному из дел судом было указано, что орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельным участком, государственная собственность на который не разграничена, не вправе принять решение о его предоставлении в постоянное (бессрочное) пользование только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования <4>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"3) в течение шести месяцев со дня прекращения в соответствии с пунктом 5 или 6 настоящей статьи права распоряжения органом местного самоуправления таким земельным участком указанный в подпункте 1 настоящего пункта межведомственный коллегиальный орган не принял решение о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению таким земельным участком;
(ред. от 14.02.2024)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"3) в течение шести месяцев со дня прекращения в соответствии с пунктом 5 или 6 настоящей статьи права распоряжения органом местного самоуправления таким земельным участком указанный в подпункте 1 настоящего пункта межведомственный коллегиальный орган не принял решение о целесообразности осуществления федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, полномочий по распоряжению таким земельным участком;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2020)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020)При этом уполномоченный орган, осуществляя предоставление земельного участка на соответствующем праве, не может действовать произвольно, в своих (или иных) интересах без обоснования необходимости такого предоставления (например, в отсутствие подтверждения необходимости предоставления конкретного участка документами территориального планирования, программами развития той или иной области). Так, орган местного самоуправления, осуществляющий распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые на разграничена, расположенными в границах соответствующего муниципального образования, не вправе принять решение о закреплении на праве постоянного (бессрочного) пользования такого участка земли за иным органом местного самоуправления или муниципальным учреждением только с целью последующего разграничения права собственности на этот участок в пользу муниципального образования.