Расследование похищения человека
Подборка наиболее важных документов по запросу Расследование похищения человека (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы использования сведений о личности потерпевшего и подозреваемого при расследовании преступлений о похищении и незаконном лишении свободы наркозависимых лиц в связи с их реабилитацией
(Сиделев В.В.)
("Российский следователь", 2021, N 4)<4> См., напр.: Коровин Н.К. Значение криминалистической характеристики при расследовании похищения человека // Социосфера. 2020. N 1. С. 72 - 74; Латыпова М.Г. Значение элемента осмотра некоторых следственных действий по делам, связанным с похищением человека // Закон и право. 2020. N 9. С. 151 - 153.
(Сиделев В.В.)
("Российский следователь", 2021, N 4)<4> См., напр.: Коровин Н.К. Значение криминалистической характеристики при расследовании похищения человека // Социосфера. 2020. N 1. С. 72 - 74; Латыпова М.Г. Значение элемента осмотра некоторых следственных действий по делам, связанным с похищением человека // Закон и право. 2020. N 9. С. 151 - 153.
"Уголовно-правовая охрана человека от посягательств на его анатомические и физиологические свойства: Монография"
(Чукреев В.А.)
("Прометей", 2022)В решении Совета глав государств СНГ "О программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2014 - 2018 годы", принятом в Минске 25 октября 2013 года <266>, указано на необходимость организовать проведение комплексных совместных и/или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций: по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с похищением и торговлей людьми, органами и тканями человека; по предупреждению, пресечению, выявлению и расследованию фактов незаконного трансграничного оборота органов, тканей и клеток человека, нарушений законодательства, регламентирующего практику трансплантации (п. 2.3). Считаем необходимым обновить указанное решение с учетом современной обстановки, новых видов посягательств и широким использованием сети Интернет.
(Чукреев В.А.)
("Прометей", 2022)В решении Совета глав государств СНГ "О программе сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в борьбе с торговлей людьми на 2014 - 2018 годы", принятом в Минске 25 октября 2013 года <266>, указано на необходимость организовать проведение комплексных совместных и/или согласованных межведомственных профилактических, оперативно-розыскных мероприятий и специальных операций: по предупреждению, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений, связанных с похищением и торговлей людьми, органами и тканями человека; по предупреждению, пресечению, выявлению и расследованию фактов незаконного трансграничного оборота органов, тканей и клеток человека, нарушений законодательства, регламентирующего практику трансплантации (п. 2.3). Считаем необходимым обновить указанное решение с учетом современной обстановки, новых видов посягательств и широким использованием сети Интернет.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 6 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Власти обвиняли заявительницу в безынициативности при использовании средств правовой защиты, предоставляемых уголовным правом. По их мнению, то, что она вовсе не подавала или подавала, а впоследствии забирала назад заявления о возбуждении уголовного дела помешало органам государственной власти продолжать уголовное судопроизводство в отношении С. Суд не смог согласиться с этой точкой зрения. Он повторил: положения российского законодательства, которые делают уголовное расследование строго зависимым от подачи жалоб жертвой, несовместимы с обязательством государства по наказанию всех форм домашнего насилия. С учетом особенно уязвимой ситуации жертв домашнего насилия законодательная база должна позволять органам власти проводить расследование дел о домашнем насилии по собственной инициативе в качестве вопроса, представляющего общественный интерес, и наказывать лиц, виновных в таких действиях. В настоящем деле, несмотря на серьезность нападения на беременную заявительницу, которое привело к прекращению беременности, власти не рассмотрели вопрос о том, какие мотивы побудили заявительницу отозвать свое заявление, и не требовала ли серьезность нападения от них проведения уголовного расследования. Они не начали по собственной инициативе ни одного расследования по этому делу, хотя похищение человека и тяжкие телесные повреждения - такие как прерывание беременности - могли расследоваться в рамках публичного обвинения (пункт 99 постановления).
(подготовлен Верховным Судом РФ)Власти обвиняли заявительницу в безынициативности при использовании средств правовой защиты, предоставляемых уголовным правом. По их мнению, то, что она вовсе не подавала или подавала, а впоследствии забирала назад заявления о возбуждении уголовного дела помешало органам государственной власти продолжать уголовное судопроизводство в отношении С. Суд не смог согласиться с этой точкой зрения. Он повторил: положения российского законодательства, которые делают уголовное расследование строго зависимым от подачи жалоб жертвой, несовместимы с обязательством государства по наказанию всех форм домашнего насилия. С учетом особенно уязвимой ситуации жертв домашнего насилия законодательная база должна позволять органам власти проводить расследование дел о домашнем насилии по собственной инициативе в качестве вопроса, представляющего общественный интерес, и наказывать лиц, виновных в таких действиях. В настоящем деле, несмотря на серьезность нападения на беременную заявительницу, которое привело к прекращению беременности, власти не рассмотрели вопрос о том, какие мотивы побудили заявительницу отозвать свое заявление, и не требовала ли серьезность нападения от них проведения уголовного расследования. Они не начали по собственной инициативе ни одного расследования по этому делу, хотя похищение человека и тяжкие телесные повреждения - такие как прерывание беременности - могли расследоваться в рамках публичного обвинения (пункт 99 постановления).
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.12.2019 N 58
"О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми"18. Рекомендовать судам при рассмотрении уголовных дел о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению данных преступлений, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, и в соответствии с частью 4 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации частными определениями (постановлениями) обращать на них внимание соответствующих организаций и должностных лиц.
"О судебной практике по делам о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми"18. Рекомендовать судам при рассмотрении уголовных дел о похищении человека, незаконном лишении свободы и торговле людьми выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению данных преступлений, нарушению прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве предварительного расследования или при рассмотрении уголовного дела нижестоящим судом, и в соответствии с частью 4 статьи 29 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации частными определениями (постановлениями) обращать на них внимание соответствующих организаций и должностных лиц.