Рассмотрение дел Арбитражным судом по КАС РФ

Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение дел Арбитражным судом по КАС РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 1 "Предмет регулирования настоящего Кодекса" КАС РФ"Ссылка Предпринимателя на разъяснения пункта 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.08.2020 N 5 "О применении судами норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (КАС), регулирующих производство в суде апелляционной инстанции" судом кассационной инстанции отклоняется, поскольку положения КАС не регламентируют порядок рассмотрения и разрешения и рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений в арбитражных судах (часть 1 статьи 1 КАС РФ)."
Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 01.03.2023 N 37-КАД22-3-К1
Обстоятельства: Определением отказано в удовлетворении ходатайства о передаче дела по подсудности.
Решение: Определение оставлено без изменения, поскольку настоящий спор не связан с ведением лицом предпринимательской деятельности по смыслу гражданского законодательства; доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Из разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", следует, что не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, экономические споры и другие дела, которые связаны с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности и отнесены законом к компетенции арбитражных судов (§ 1 главы 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Перерыв в судебном заседании
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)
По общему правилу, установленному ст. 155 ГПК РФ, ч. 1 ст. 153 АПК РФ и ч. 1 ст. 140 КАС РФ, рассмотрение гражданского, арбитражного и административного дела происходит в судебном заседании, которое представляет собой форму судебного разбирательства, обеспечивающую разрешение спора по существу. На этой стадии гражданского, арбитражного и административного процесса суд определяет обстоятельства дела, получает и исследует доказательства для цели вынесения правильного и объективного судебного решения (Гражданский процесс. Учебник и практикум для ВУЗов / под ред. М.Ю. Лебедева. М.: Юрайт, 2021. С. 189 - 190).
Статья: Оптимизация законодательства об административном судопроизводстве в направлении обеспечения баланса специализации и унификации процессуального права
(Потапенко Е.Г.)
("Вестник гражданского процесса", 2023, N 3)
Комплекс норм, закрепленный в ст. 19 КАС РФ, изложен с дефектами. Так, подсудность районных судов определяется по остаточному принципу, что само по себе не вызывает возражений. Но данная подсудность определяется также посредством исключения из компетенции данных судов административных дел, относящихся к ведению арбитражных судов, что нельзя признать правильным. Во-первых, разграничение компетенции между судами общей юрисдикции и арбитражными судами не охватывается лишь категорией подсудности (КАС РФ использует также термин "подведомственность" <16>). Во-вторых, круг дел, относящийся к компетенции арбитражных судов, ограничивает не только подсудность районных судов, но и всех судов общей юрисдикции. Исходя из положений ст. 17 и 19 КАС РФ, административные дела, рассматриваемые арбитражными судами в порядке приказного производства (п. 3 ст. 229.2 АПК РФ), также могут быть рассмотрены мировыми судьями в соответствии со ст. 17.1 КАС РФ. Разграничить компетенцию судов общей юрисдикции и арбитражных судов в отношении административных дел, рассматриваемых в порядке приказного производства, помогает ч. 4 ст. 1 КАС РФ, в которой правильно указывается на неприменимость КАС РФ к рассмотрению дел, относящихся к компетенции арбитражных судов. Вместе с тем данная общая норма затрагивает все же вопросы конкуренции законодательства и порядков рассмотрения административных дел, но не вопросы разграничения компетенции судебных органов. В этой связи исключающая норма об ограничении круга административных дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, компетенцией арбитражных судов должна быть сформирована к норме ст. 17, а не ст. 19 КАС РФ, которая должна разграничивать административные дела внутри системы судов общей юрисдикции.

Нормативные акты

"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
2.1. Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.