Рассмотрение обращений центральным банком
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение обращений центральным банком (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области рынка ценных бумаг: Потерпевший оспаривает отказ в возбуждении дела (прекращение производства по делу) о незаконном отказе в созыве (уклонении от созыва) или о нарушении требований к порядку созыва, подготовки и проведения общих собраний участников ООО
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Банк России) рассмотрел заявление Потерпевшего о привлечении ООО (руководителя ООО) к административной ответственности за незаконный отказ в созыве (уклонение от созыва) общего собрания участников или за нарушение требований к порядку его созыва, подготовки и проведения и отказал в возбуждении дела (прекратил производство по делу) по ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2025)Уполномоченный орган (Банк России) рассмотрел заявление Потерпевшего о привлечении ООО (руководителя ООО) к административной ответственности за незаконный отказ в созыве (уклонение от созыва) общего собрания участников или за нарушение требований к порядку его созыва, подготовки и проведения и отказал в возбуждении дела (прекратил производство по делу) по ч. 11 ст. 15.23.1 КоАП РФ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Рассмотрение обращений в финансовых организациях
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Порядок рассмотрения обращений Банком России
(Храмцовская Н.)
("Юридический справочник руководителя", 2024, N 7)Порядок рассмотрения обращений Банком России
Вопрос: О вопросах, связанных с рассмотрением МФО обращений физлиц и юрлиц, направлением ответов, копий обращений и ответов, обеспечением конфиденциальности информации и надзором за рассмотрением обращений.
(Письмо Банка России от 05.04.2024 N 59-8-1/16703)Вопрос: Согласно ст. 79.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 442-ФЗ) поступившее в Банк России обращение физического лица о нарушении кредитной организацией, некредитной финансовой организацией, бюро кредитных историй его прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц в течение семи рабочих дней со дня регистрации в Банке России направляется для рассмотрения по существу в финансовую организацию, действия (бездействие) которой обжалуются, за исключением случаев, указанных в ст. 79.4 настоящего Федерального закона.
(Письмо Банка России от 05.04.2024 N 59-8-1/16703)Вопрос: Согласно ст. 79.3 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (в ред. Федерального закона от 04.08.2023 N 442-ФЗ) поступившее в Банк России обращение физического лица о нарушении кредитной организацией, некредитной финансовой организацией, бюро кредитных историй его прав, свобод и законных интересов либо прав, свобод и законных интересов других лиц в течение семи рабочих дней со дня регистрации в Банке России направляется для рассмотрения по существу в финансовую организацию, действия (бездействие) которой обжалуются, за исключением случаев, указанных в ст. 79.4 настоящего Федерального закона.
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава XI.2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ
(ред. от 31.07.2025)
"О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2025)Глава XI.2. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ БАНКОМ РОССИИ
Указание Банка России от 23.09.2024 N 6853-У
"О требованиях к заявлению, предусмотренному абзацем первым пункта 1.1 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и порядке рассмотрения Банком России такого заявления"
(вместе с "Информацией, включаемой в заявление о пересмотре высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций")
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2024 N 79703)Зарегистрировано в Минюсте России 4 октября 2024 г. N 79703
"О требованиях к заявлению, предусмотренному абзацем первым пункта 1.1 статьи 7.8 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", и порядке рассмотрения Банком России такого заявления"
(вместе с "Информацией, включаемой в заявление о пересмотре высокой степени (уровня) риска совершения подозрительных операций")
(Зарегистрировано в Минюсте России 04.10.2024 N 79703)Зарегистрировано в Минюсте России 4 октября 2024 г. N 79703
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В случае назначения временной администрации после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций временная администрация осуществляет те же функции, которые предоставляются временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации, за исключением функций, связанных с финансовым оздоровлением кредитной организации. Если временная администрация установит наличие у кредитной организации признаки банкротства, она должна направить в Банк России ходатайство о направлении Банком России в суд заявления о признании кредитной организации банкротом. Временная администрация при рассмотрении судом заявления Банка России о признании кредитной организации банкротом представляет заключение о финансовом состоянии должника и составе кредиторов. В период своей деятельности временная администрация ведет реестр требований кредиторов и в случае признания кредитной организации банкротом передает этот реестр и иную документацию кредитной организации конкурсному управляющему.
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)В случае назначения временной администрации после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций временная администрация осуществляет те же функции, которые предоставляются временной администрации в случае приостановления полномочий исполнительных органов кредитной организации, за исключением функций, связанных с финансовым оздоровлением кредитной организации. Если временная администрация установит наличие у кредитной организации признаки банкротства, она должна направить в Банк России ходатайство о направлении Банком России в суд заявления о признании кредитной организации банкротом. Временная администрация при рассмотрении судом заявления Банка России о признании кредитной организации банкротом представляет заключение о финансовом состоянии должника и составе кредиторов. В период своей деятельности временная администрация ведет реестр требований кредиторов и в случае признания кредитной организации банкротом передает этот реестр и иную документацию кредитной организации конкурсному управляющему.
"Комментарий к Федеральному закону от 27 июня 2011 г. N 161-ФЗ "О национальной платежной системе"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 11.10 комментируемой статьи регламентирует рассмотрение Банком России заявлений, указанных в ч. 11.8 и 11.9 данной статьи: Банк России в срок, не превышающий 15 рабочих дней, принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении таких заявлений; указанное решение должно быть мотивировано; порядок принятия указанного решения устанавливается Банком России.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Часть 11.10 комментируемой статьи регламентирует рассмотрение Банком России заявлений, указанных в ч. 11.8 и 11.9 данной статьи: Банк России в срок, не превышающий 15 рабочих дней, принимает решение об удовлетворении или об отказе в удовлетворении таких заявлений; указанное решение должно быть мотивировано; порядок принятия указанного решения устанавливается Банком России.
"Комментарий к Федеральному закону от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Последствия неисполнения ломбардом указанных обязанностей предусмотрены в ч. 7 указанной ст. 79.3 Закона о Банке: Банк России самостоятельно рассматривает обращение по существу и дает заявителю письменный ответ в случае, если финансовой организацией в установленный законодательством РФ срок не направлены в Банк России копия ответа на обращение или копия уведомления от финансовой организации, предусмотренного законодательством РФ; ответ на обращение дается Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в течение 15 рабочих дней со дня, установленного для направления копии ответа на обращение или копии уведомления от финансовой организации, предусмотренного законодательством РФ, в Банк России; в случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения Банк России вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения. О понятии рабочего дня см. комментарий к ст. 4 Закона.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Последствия неисполнения ломбардом указанных обязанностей предусмотрены в ч. 7 указанной ст. 79.3 Закона о Банке: Банк России самостоятельно рассматривает обращение по существу и дает заявителю письменный ответ в случае, если финансовой организацией в установленный законодательством РФ срок не направлены в Банк России копия ответа на обращение или копия уведомления от финансовой организации, предусмотренного законодательством РФ; ответ на обращение дается Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в течение 15 рабочих дней со дня, установленного для направления копии ответа на обращение или копии уведомления от финансовой организации, предусмотренного законодательством РФ, в Банк России; в случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения Банк России вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения. О понятии рабочего дня см. комментарий к ст. 4 Закона.
Вопрос: О вопросах по применению норм, регулирующих порядок и сроки рассмотрения микрофинансовой организацией обращений физлиц или юрлиц.
(Письмо Банка России от 18.01.2024 N 59-8-1/1735)Вопрос: Статьей 12 Федерального закона от 04.08.2023 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Одним из изменений, предусмотренных ст. 12 Закона N 442-ФЗ, является дополнение Федерального закона N 151-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон N 151-ФЗ в редакции Закона N 442-ФЗ именуется как Закон N 151-ФЗ) ст. 9.1, регулирующей порядок и сроки рассмотрения микрофинансовыми организациями обращений.
(Письмо Банка России от 18.01.2024 N 59-8-1/1735)Вопрос: Статьей 12 Федерального закона от 04.08.2023 N 442-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 442-ФЗ) предусмотрено внесение изменений в Федеральный закон от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Одним из изменений, предусмотренных ст. 12 Закона N 442-ФЗ, является дополнение Федерального закона N 151-ФЗ (далее по тексту Федеральный закон N 151-ФЗ в редакции Закона N 442-ФЗ именуется как Закон N 151-ФЗ) ст. 9.1, регулирующей порядок и сроки рассмотрения микрофинансовыми организациями обращений.
Ситуация: Как подать жалобу в Центральный банк РФ (Банк России)?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Банк России оставляет заявление без рассмотрения по существу при выявлении, в частности, недостоверных сведений о заявителе либо при наличии в заявлении нецензурных или оскорбительных выражений (п. 2.1 Положения Банка России N 842-П).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратите внимание! Банк России оставляет заявление без рассмотрения по существу при выявлении, в частности, недостоверных сведений о заявителе либо при наличии в заявлении нецензурных или оскорбительных выражений (п. 2.1 Положения Банка России N 842-П).
Готовое решение: Как реорганизовать ООО в форме присоединения к АО
(КонсультантПлюс, 2025)Если документы подаются после их предварительного рассмотрения Банком России, укажите это в заявлении. Если Банк России выявил несоответствия, приложите справку об их полном устранении (п. 5.11 Положения о стандартах эмиссии);
(КонсультантПлюс, 2025)Если документы подаются после их предварительного рассмотрения Банком России, укажите это в заявлении. Если Банк России выявил несоответствия, приложите справку об их полном устранении (п. 5.11 Положения о стандартах эмиссии);
Статья: Изменение порядка рассмотрения финансовыми организациями обращений граждан (применение Федерального закона от 4 августа 2023 года N 442-ФЗ)
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Федеральным законом N 442-ФЗ установлена обязанность финансовых организаций отвечать на поступающие обращения заявителей в течение 15 рабочих дней со дня регистрации обращения (если иной срок не предусмотрен федеральными законами для отдельной категории обращений) в случае поступления обращений напрямую в организацию, а также в случае направления обращений Банком России в организацию для рассмотрения и подготовки ответа.
("Официальный сайт Банка России", 2025)Ответ: Федеральным законом N 442-ФЗ установлена обязанность финансовых организаций отвечать на поступающие обращения заявителей в течение 15 рабочих дней со дня регистрации обращения (если иной срок не предусмотрен федеральными законами для отдельной категории обращений) в случае поступления обращений напрямую в организацию, а также в случае направления обращений Банком России в организацию для рассмотрения и подготовки ответа.
Ситуация: Что делать, если банк заблокировал банковскую карту физического лица?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если оснований для отказа в рассмотрении заявления нет, то Банк России рассмотрит обращение в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления в Банк России (ч. 11.10 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если оснований для отказа в рассмотрении заявления нет, то Банк России рассмотрит обращение в течение 15 рабочих дней со дня поступления заявления в Банк России (ч. 11.10 ст. 9 Закона N 161-ФЗ).
Статья: Современные тенденции правового регулирования защиты прав потребителей финансовых услуг Банком России
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)Думается, что изменение механизма рассмотрения Банком России обращений потребителей финансовых услуг обусловлено их огромным количеством (так, за период с января по сентябрь 2024 г. в Банк России поступило более 241 тыс. жалоб <2>) и, как следствие, необходимостью стимулирования финансовых организаций к надлежащему и добросовестному исполнению своих обязанностей. К возможным причинам корректировки модели защиты прав потребителей финансовых услуг Банком России также можно отнести наличие большого количества недобросовестных практик финансовых организаций, что предопределяет необходимость контроля за оперативностью решения возникающих у потребителей финансовых услуг вопросов и повышения ответственности финансовых организаций в части рассмотрения обращений потребителей. Думается, что общий положительный эффект от изменения механизма рассмотрения Банком России обращений потребителей финансовых услуг будет выражаться в повышении уровня удовлетворенности потребителей от взаимодействия с финансовыми организациями и уровня доверия к финансовому рынку.
(Голубитченко М.А.)
("Электронное приложение к "Российскому юридическому журналу", 2025, N 1)Думается, что изменение механизма рассмотрения Банком России обращений потребителей финансовых услуг обусловлено их огромным количеством (так, за период с января по сентябрь 2024 г. в Банк России поступило более 241 тыс. жалоб <2>) и, как следствие, необходимостью стимулирования финансовых организаций к надлежащему и добросовестному исполнению своих обязанностей. К возможным причинам корректировки модели защиты прав потребителей финансовых услуг Банком России также можно отнести наличие большого количества недобросовестных практик финансовых организаций, что предопределяет необходимость контроля за оперативностью решения возникающих у потребителей финансовых услуг вопросов и повышения ответственности финансовых организаций в части рассмотрения обращений потребителей. Думается, что общий положительный эффект от изменения механизма рассмотрения Банком России обращений потребителей финансовых услуг будет выражаться в повышении уровня удовлетворенности потребителей от взаимодействия с финансовыми организациями и уровня доверия к финансовому рынку.
"Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Последствия неисполнения БКИ указанных обязанностей предусмотрены в ч. 7 указанной ст. 79.3 Закона о Банке: Банк России самостоятельно рассматривает обращение по существу и дает заявителю письменный ответ в случае, если финансовой организацией в установленный законодательством РФ срок не направлены в Банк России копия ответа на обращение или копия уведомления от финансовой организации, предусмотренного законодательством РФ; ответ на обращение дается Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в течение 15 рабочих дней со дня, установленного для направления копии ответа на обращение или копии уведомления от финансовой организации, предусмотренного законодательством РФ, в Банк России; в случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения Банк России вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения.
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Последствия неисполнения БКИ указанных обязанностей предусмотрены в ч. 7 указанной ст. 79.3 Закона о Банке: Банк России самостоятельно рассматривает обращение по существу и дает заявителю письменный ответ в случае, если финансовой организацией в установленный законодательством РФ срок не направлены в Банк России копия ответа на обращение или копия уведомления от финансовой организации, предусмотренного законодательством РФ; ответ на обращение дается Банком России в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", в течение 15 рабочих дней со дня, установленного для направления копии ответа на обращение или копии уведомления от финансовой организации, предусмотренного законодательством РФ, в Банк России; в случае необходимости запроса дополнительных документов и материалов в целях объективного и всестороннего рассмотрения обращения Банк России вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 10 рабочих дней с обязательным уведомлением заявителя о продлении срока рассмотрения его обращения.