Рассмотрение жалобы по делу об административном правонарушении в отсутствие лица
Подборка наиболее важных документов по запросу Рассмотрение жалобы по делу об административном правонарушении в отсутствие лица (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 30.6 "Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"По смыслу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ в ее взаимосвязи с пунктом 2 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого вынесено постановление. В отсутствие указанного лица жалоба может быть рассмотрена лишь в том случае, когда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения жалобы и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 30.6 "Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении" КоАП РФ"По смыслу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ в ее взаимосвязи с пунктом 2 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого вынесено постановление. В отсутствие указанного лица жалоба может быть рассмотрена лишь в том случае, когда имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения жалобы и, если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения жалобы либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Некоторые проблемы обжалования актов органов публичной власти: теория и судебная практика
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)К существенным процессуальным нарушениям суды также относят нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении (ст. 24.1 КоАП РФ) <6>, включая ненадлежащее извещение заявителя и прокурора (в случае, если дело об административном правонарушении возбуждено по инициативе прокурора) о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении <7>; нарушение сроков направления материалов для рассмотрения жалобы <8>; принятие решения по жалобе неуполномоченным должностным лицом <9> либо с нарушением правил подсудности <10>; чрезмерную мягкость примененного административного наказания <11>. Данные обстоятельства могут быть основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения. Так, неизвещение либо ненадлежащее извещение заявителя по делу об административном правонарушении и рассмотрение жалобы на вынесенное постановление в его отсутствие являются нарушением его прав и законных интересов, в том числе права на защиту, предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ. Неуведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) антимонопольного органа является нарушением установленного порядка рассмотрения по существу жалобы на нарушение законодательства о контрактной системе, влекущим отмену решения антимонопольного органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы <12>.
(Лифанов Д.М.)
("Российский юридический журнал", 2023, N 2)К существенным процессуальным нарушениям суды также относят нарушения процессуальных требований, которые не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении (ст. 24.1 КоАП РФ) <6>, включая ненадлежащее извещение заявителя и прокурора (в случае, если дело об административном правонарушении возбуждено по инициативе прокурора) о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении <7>; нарушение сроков направления материалов для рассмотрения жалобы <8>; принятие решения по жалобе неуполномоченным должностным лицом <9> либо с нарушением правил подсудности <10>; чрезмерную мягкость примененного административного наказания <11>. Данные обстоятельства могут быть основаниями для отмены или изменения обжалуемого решения. Так, неизвещение либо ненадлежащее извещение заявителя по делу об административном правонарушении и рассмотрение жалобы на вынесенное постановление в его отсутствие являются нарушением его прав и законных интересов, в том числе права на защиту, предусмотренного ст. 25.1 КоАП РФ. Неуведомление заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы на решение, действия (бездействие) антимонопольного органа является нарушением установленного порядка рассмотрения по существу жалобы на нарушение законодательства о контрактной системе, влекущим отмену решения антимонопольного органа, принятого по результатам рассмотрения жалобы <12>.
"Правосудие по делам об административных правонарушениях в судах общей юрисдикции: монография"
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Одной из причин отмены постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Принятие такого решения может быть обусловлено существенными нарушениями процессуального характера, в том числе неграмотным и необъективным составлением протокола об административном правонарушении, составлением его неуполномоченным должностным лицом; составлением протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и не извещенного о месте и времени его составления, и др. Таким образом, существенные недостатки протокола об административном правонарушении, выявленные на стадии пересмотра, могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу. Кроме того, к отмене постановления может привести недоказанность факта правонарушения или хотя бы одного из элементов его состава.
(Панкова О.В.)
("Статут", 2023)Одной из причин отмены постановления по делу об административном правонарушении является недоказанность обстоятельств, на основании которых оно было вынесено. Принятие такого решения может быть обусловлено существенными нарушениями процессуального характера, в том числе неграмотным и необъективным составлением протокола об административном правонарушении, составлением его неуполномоченным должностным лицом; составлением протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности и не извещенного о месте и времени его составления, и др. Таким образом, существенные недостатки протокола об административном правонарушении, выявленные на стадии пересмотра, могут повлечь отмену постановления и прекращение производства по делу. Кроме того, к отмене постановления может привести недоказанность факта правонарушения или хотя бы одного из элементов его состава.
Нормативные акты
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2007 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ на стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судья должен выяснить причину неявки в судебное заседание лица, в отношении которого вынесено постановление, и принять решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанного лица либо об отложении рассмотрения жалобы.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 30.05.2007)
(Извлечение)
(ред. от 12.07.2017)Согласно п. 4 ч. 2 ст. 30.6 КоАП РФ на стадии рассмотрения жалобы на не вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении судья должен выяснить причину неявки в судебное заседание лица, в отношении которого вынесено постановление, и принять решение о рассмотрении жалобы в отсутствие указанного лица либо об отложении рассмотрения жалобы.
"Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года"
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)На этом основании, поскольку рассмотрение дела в отсутствие данного лица невозможно, судья должен вынести определение об отложении рассмотрения дела. При этом необходимо выяснить причину неисполнения органом внутренних дел (милицией), который, в соответствии с ч. 2 ст. 27.15 Кодекса, осуществляет привод, определения суда о приводе лица.
(утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)
(ред. от 04.07.2012)
(Извлечение)На этом основании, поскольку рассмотрение дела в отсутствие данного лица невозможно, судья должен вынести определение об отложении рассмотрения дела. При этом необходимо выяснить причину неисполнения органом внутренних дел (милицией), который, в соответствии с ч. 2 ст. 27.15 Кодекса, осуществляет привод, определения суда о приводе лица.