Расторжение брака намеренное ухудшение жилищных условий

Подборка наиболее важных документов по запросу Расторжение брака намеренное ухудшение жилищных условий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 06.03.2024 по делу N 88-4588/2024
Категория: Особое производство.
Требования: Об установлении факта, имеющего юридическое значение.
Обстоятельства: Истец указал, что проходит службу в правоохранительных органах, обратился с заявлением в уполномоченный орган о принятии на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, в удовлетворении которого ему было отказано, поскольку истец совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, с данным отказом истец не согласен.
Решение: Отказано.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции руководствовался Федеральным законом от 19 июля 2011 N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и исходил из того, что истец не был лишен права оставить жилое помещение в собственности и продажа жилого помещения не носила вынужденный характер. Следовательно, расторжение брака и необходимость выплаты истцом бывшей супруге денежной компенсации не свидетельствуют об отсутствии намеренного ухудшения жилищных условий истца.
Апелляционное определение Кировского областного суда от 21.10.2021 по делу N 33-4337/2021
Категория спора: Социальная поддержка в получении жилья.
Требования заявителя: О признании незаконным решения о снятии с учета.
Обстоятельства: Истец указал, что является ветераном боевых действий, состоит на учете как нуждающийся в жилом помещении, распоряжением истец снят с учета в связи с утратой оснований, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, ввиду того, что у него и членов его семьи в собственности имеются жилые помещения, общая площадь которых в расчете на одного человека превышает учетную норму, установленную на территории муниципального образования.
Решение: Отказано.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что на момент подачи истцом заявления 29.04.2021 и вынесения администрацией МО "Город Кирово-Чепецк" распоряжения от 27.05.2021 года, отсутствовали предусмотренные законом основания для признания В.Д.В. нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а последующие действия В.Д.В., связанные с расторжением брака 31.05.2021, последующей регистрацией по адресу: <адрес>, связаны с намеренным ухудшением жилищных условий и не свидетельствуют о неправомерности вынесенного распоряжения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Является ли добровольный выход из накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, ставших ее участниками путем изъявления соответствующего желания, намеренным ухудшением жилищных условий?
(Гайдин Д.Ю.)
("Право в Вооруженных Силах", 2017, N 7)
Конкретные действия граждан становились предметом как отдельного изучения правоведами, так и судебных разбирательств, что позволило расширить знания о намеренном ухудшении жилищных условий. Например, Д.Е. Зайков, рассматривая расторжение брака, подчеркивал необходимость получения объективных данных, подтверждающих, что данное действие было намеренным (умышленным), имеющим своей целью приобретение военнослужащим права состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении <14>. При этом, как указал Верховный Суд Российской Федерации, учитывается не сам факт расторжения брака как таковой, а факт ухудшения расторжением брака жилищных условий граждан <15>. Аналогично при рассмотрении действий по снятию с регистрационного учета в жилом помещении значимым и подлежащим установлению является выяснение того, были ли такие действия намеренными и недобросовестными, преследующими цель создания искусственного ухудшения жилищных условий, и приобрел ли гражданин в результате этих действий статус нуждающегося <16>. В некоторых случаях признание гражданином исковых требований, повлекшее лишение его права пользования жилым помещением по договору социального найма и выселению из него, признавалось судами умышленным добровольным действием по ухудшению жилищных условий <17>. Выявлялись и правовые коллизии в части применения норм о намеренном ухудшении жилищных условий. В частности, Р.А. Трощенко указывал на парадоксальность того, что расторжение военнослужащими, переводимыми к новому месту службы, договоров социального найма и сдачу жилых помещений можно рассматривать как намеренное ухудшение жилищных условий, так как они действительно осуществляют такие действия с намерением приобретения права состоять на учете по новому месту службы при условии сдачи прежнего жилья <18>.
Статья: Расторжение брака как юридический факт, влекущий изменение объема социальных гарантий, предоставляемых семьям военнослужащих
(Дубровская Т.В., Корякин В.М.)
("Право в Вооруженных Силах", 2019, N 2)
Еще одним юридическим последствием расторжения брака военнослужащим является то обстоятельство, что этот факт может быть признан действием по намеренному ухудшению жилищных условий, если на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения. В этом случае военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий (см. п. 4 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. N 1280). В качестве примера можно привести случай, когда военнослужащий проживал в жилом помещении, предоставленном ему Минобороны России, а затем, расторгнув брак, выселился из данного помещения и поставил вопрос о повторном обеспечении его жилым помещением от военного ведомства. Как следует из судебной практики, в данном случае военнослужащий не имеет права на повторное жилищное обеспечение от военного ведомства <9>.

Нормативные акты

Приказ ФСБ России от 24.10.2011 N 590
(ред. от 23.05.2013)
"Об утверждении Правил организации в органах федеральной службы безопасности работы по обеспечению жилыми помещениями"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.12.2011 N 22763)
5. В соответствии со статьей 53 Жилищного кодекса Российской Федерации военнослужащие и члены их семей не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе связанных с изменением права пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "и" настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части.
Приказ Генпрокуратуры России от 10.04.2017 N 255
"О порядке обеспечения военнослужащих органов военной прокуратуры жилыми помещениями и предоставления им субсидии для приобретения или строительства жилого помещения"
9. Военнослужащие (граждане) не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими и членами их семей действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих (граждан) и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения, в том числе действий, связанных с изменением порядка пользования жилым помещением, обменом жилого помещения, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, повлекшим их выселение из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения или с предоставлением другого жилого помещения меньшей площади, расторжением брака (за исключением случая, предусмотренного подпунктом "ж" настоящего пункта), выделением доли жилого помещения собственниками, отчуждением жилого помещения или его части, и иных действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.