Равное избирательное право
Подборка наиболее важных документов по запросу Равное избирательное право (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Выборы главы муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)"...в Избирательную комиссию... области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории... области с постановкой... вопроса... "О внесении изменений в статью 2 Закона... области...", согласно которому часть 1 статьи 2 Закона... будет изложена в следующей редакции: "Глава муниципального образования... наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается только на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию?".
(КонсультантПлюс, 2025)"...в Избирательную комиссию... области поступило ходатайство о регистрации инициативной группы по проведению областного референдума на территории... области с постановкой... вопроса... "О внесении изменений в статью 2 Закона... области...", согласно которому часть 1 статьи 2 Закона... будет изложена в следующей редакции: "Глава муниципального образования... наделенного статусом муниципального района, муниципального округа или городского округа, избирается только на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет и возглавляет местную администрацию?".
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Принципы избирательного права
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права применяются ко всем видам выборов, которые проводятся в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти. Большинство принципов избирательного права красной нитью проходят через всю "материю" избирательного законодательства, они могут быть применимы к различным институтам избирательного права и стадиям избирательного процесса; так, например, принцип равного избирательного права определяет порядок формирования избирательных округов, выдвижения кандидатов, их правовой статус, правила проведения предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, а также количество голосов и права избирателей при голосовании.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Принципы избирательного права применяются ко всем видам выборов, которые проводятся в РФ на федеральном, региональном и муниципальном уровне власти. Большинство принципов избирательного права красной нитью проходят через всю "материю" избирательного законодательства, они могут быть применимы к различным институтам избирательного права и стадиям избирательного процесса; так, например, принцип равного избирательного права определяет порядок формирования избирательных округов, выдвижения кандидатов, их правовой статус, правила проведения предвыборной агитации, финансирования избирательных кампаний, а также количество голосов и права избирателей при голосовании.
Статья: Конституционные основы защиты избирательных прав граждан Российской Федерации
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Принцип равного избирательного права декларирует одинаковые правила участия граждан во всем избирательном процессе. При этом данный принцип закрепляет не только равенство активного избирательного права (принцип равенства голосов избирателей), но и пассивного избирательного права.
(Беляев А.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2025, N 8)Принцип равного избирательного права декларирует одинаковые правила участия граждан во всем избирательном процессе. При этом данный принцип закрепляет не только равенство активного избирательного права (принцип равенства голосов избирателей), но и пассивного избирательного права.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"Статья 5. Равное избирательное право и право на участие в референдуме
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 2 (2018)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
(подготовлен Верховным Судом РФ)b) голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей;
Статья: Избирательная реформа 2020 года в свете принципов избирательного права
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)По мере улучшения эпидемиологической ситуации избирательные комиссии принимали решения о возобновлении избирательных кампаний, главным образом с 1 августа 2020 г., определяя 13 сентября как день голосования <5>, хотя угрозы здоровью избирателей не переставали существовать, а режим повышенной готовности на многих охваченных выборами территориях не прекращал свое действие. При этом определенные законами многие сроки совершения избирательных действий комиссии не могли быть соблюдены. Учитывая, что сроки являются одной из гарантий реализации избирательных прав, едва ли можно говорить о полноценных избирательных кампаниях. С позиции принципа обязательности и периодичности выборов, принципа равного избирательного права возникает проблема обоснованности отложения голосования, а фактически - избирательной кампании на неопределенный срок, если отсутствуют условия для реализации избирательных прав, день голосования неизвестен. Может быть, в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации целесообразнее не отлагать, а досрочно прекращать избирательную кампанию. В качестве одной из компенсаторных мер нарушенных прав участников выборов могло бы быть, например, пролонгирование действия приобретенного статуса на новых выборах. Видимо, право досрочного прекращения избирательной кампании следовало бы предоставить не избирательным комиссиям, а тем государственным и муниципальным органам, должностным лицам, которые вправе принимать решения о назначении соответствующих выборов.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)По мере улучшения эпидемиологической ситуации избирательные комиссии принимали решения о возобновлении избирательных кампаний, главным образом с 1 августа 2020 г., определяя 13 сентября как день голосования <5>, хотя угрозы здоровью избирателей не переставали существовать, а режим повышенной готовности на многих охваченных выборами территориях не прекращал свое действие. При этом определенные законами многие сроки совершения избирательных действий комиссии не могли быть соблюдены. Учитывая, что сроки являются одной из гарантий реализации избирательных прав, едва ли можно говорить о полноценных избирательных кампаниях. С позиции принципа обязательности и периодичности выборов, принципа равного избирательного права возникает проблема обоснованности отложения голосования, а фактически - избирательной кампании на неопределенный срок, если отсутствуют условия для реализации избирательных прав, день голосования неизвестен. Может быть, в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации целесообразнее не отлагать, а досрочно прекращать избирательную кампанию. В качестве одной из компенсаторных мер нарушенных прав участников выборов могло бы быть, например, пролонгирование действия приобретенного статуса на новых выборах. Видимо, право досрочного прекращения избирательной кампании следовало бы предоставить не избирательным комиссиям, а тем государственным и муниципальным органам, должностным лицам, которые вправе принимать решения о назначении соответствующих выборов.
Статья: Политико-правовая модель державности и соборности сквозь призму государственного и народного суверенитета: историографический аспект
(Виноградова Е.В., Раттур М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Трансформация власти после событий 1917 года была подчинена идее государственности, в которой вся верховная власть, осуществляемая органами, выбранными и сменяемыми в любое время, по мысли В.И. Ленина, должна принадлежать его представителям. Требование созыва Учредительного собрания прозвучало еще во время Первой русской революции 1905 - 1907 годов [103, с. 172]. Эта идея получила новое развитие после Февральской революции 1917 года. Выборы на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права в это "представительное учреждение, предназначавшееся для принятия конституции, решения основных социально-экономических проблем и установления государственного и политического устройства России" [59, с. 527], состоялись 12 ноября 1917 г. после прихода к власти большевиков. Единственное заседание Учредительного собрания прошло 5 (18) января 1918 г. Большевики вынесли на рассмотрение Собрания вопрос об утверждении "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Большинство депутатов отказались ее утвердить, и заседание было закрыто. В ночь с 6 (19) на 7 (20) января ВЦИК по докладу В.И. Ленина принял Декрет о роспуске Учредительного собрания, одобренный III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. Исследователи отмечают, что это решение способствовало обострению гражданского противостояния в стране [91, с. 530; 102, с. 169].
(Виноградова Е.В., Раттур М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2024, N 4)Трансформация власти после событий 1917 года была подчинена идее государственности, в которой вся верховная власть, осуществляемая органами, выбранными и сменяемыми в любое время, по мысли В.И. Ленина, должна принадлежать его представителям. Требование созыва Учредительного собрания прозвучало еще во время Первой русской революции 1905 - 1907 годов [103, с. 172]. Эта идея получила новое развитие после Февральской революции 1917 года. Выборы на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права в это "представительное учреждение, предназначавшееся для принятия конституции, решения основных социально-экономических проблем и установления государственного и политического устройства России" [59, с. 527], состоялись 12 ноября 1917 г. после прихода к власти большевиков. Единственное заседание Учредительного собрания прошло 5 (18) января 1918 г. Большевики вынесли на рассмотрение Собрания вопрос об утверждении "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа". Большинство депутатов отказались ее утвердить, и заседание было закрыто. В ночь с 6 (19) на 7 (20) января ВЦИК по докладу В.И. Ленина принял Декрет о роспуске Учредительного собрания, одобренный III Всероссийским съездом Советов рабочих и солдатских депутатов. Исследователи отмечают, что это решение способствовало обострению гражданского противостояния в стране [91, с. 530; 102, с. 169].
Статья: Предложение по реформированию избирательной системы Российской Федерации
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Одним из недостатков мажоритарных систем является чрезмерная уязвимость к джерримендерингу и избирательной геометрии. Очевидно, что в случае проведения парламентских выборов в нескольких одномандатных округах необходимо соблюсти равенство избирательных округов, чтобы обеспечить равный "вес" голосов избирателей. В России подобное очевидное правило применяется с массой исключений. Так, на выборах в Государственную Думу в пределах границ каждого субъекта РФ должен быть образован хотя бы одномандатный округ, что создает условия для существенного искажения принципа равного избирательного права (самый маленький округ отличается от самого крупного более чем в 20 раз). Никакими доводами о защите интересов национальных меньшинств оправдать эту несправедливость невозможно, ведь в России не установлен ценз оседлости к кандидатам в депутаты.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 3)Одним из недостатков мажоритарных систем является чрезмерная уязвимость к джерримендерингу и избирательной геометрии. Очевидно, что в случае проведения парламентских выборов в нескольких одномандатных округах необходимо соблюсти равенство избирательных округов, чтобы обеспечить равный "вес" голосов избирателей. В России подобное очевидное правило применяется с массой исключений. Так, на выборах в Государственную Думу в пределах границ каждого субъекта РФ должен быть образован хотя бы одномандатный округ, что создает условия для существенного искажения принципа равного избирательного права (самый маленький округ отличается от самого крупного более чем в 20 раз). Никакими доводами о защите интересов национальных меньшинств оправдать эту несправедливость невозможно, ведь в России не установлен ценз оседлости к кандидатам в депутаты.
Статья: Правовое регулирование общественного наблюдения за дистанционным электронным голосованием на выборах в России
(Федоров В.И.)
("Современное право", 2024, N 5)4. Худолей Д.М. Коллизия принципов всеобщего и равного избирательного права, а также справедливых выборов при проведении дистанционного электронного голосования / Д.М. Худолей // Ex Jure. 2023. N 2. С. 49 - 58.
(Федоров В.И.)
("Современное право", 2024, N 5)4. Худолей Д.М. Коллизия принципов всеобщего и равного избирательного права, а также справедливых выборов при проведении дистанционного электронного голосования / Д.М. Худолей // Ex Jure. 2023. N 2. С. 49 - 58.
Статья: Электронное голосование в России и за рубежом
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Аналогичным образом осуществлялось дистанционное электронное голосование по поправкам к Конституции России в 2020 г. в Нижегородской области и г. Москве <27>, при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным округам в Курской и Ярославской областях, а также голосование на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 г. <28>, которое было проведено в Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской областях (в том числе для граждан России, проживающих на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей - ДНР и ЛНР), Ярославской области, в городах федерального значения Москве и Севастополе <29>. Можно сказать, что дистанционное электронное голосование (ДЭГ) вышло за рамки правового эксперимента, который проводился первоначально только в пределах столицы. Скорее всего, уже в ближайшем будущем дистанционное электронное голосование будет применяться на выборах в большинстве субъектов РФ. Об этом говорят результаты дистанционного электронного голосования. Например, в дистанционном электронном голосовании приняли участие 92,3% зарегистрированных на экспериментальных электронных участках по выборам в Мосгордуму избирателей. Однако, на наш взгляд, проведение дистанционного электронного голосования на различных платформах в масштабах всей страны (сайт Mos.ru в Москве и "Госуслуги" по всей остальной России) является недопустимым, так как нарушает принцип равного избирательного права. Например, на выборах в 2021 г. в Москве на сайте Mos.ru предоставлена возможность избирателям менять свое волеизъявление каждые 3 часа, а на сайте "Госуслуги" такой возможности не было. Мы считаем необходимым предоставить право избирателю менять свое волеизъявление всегда в целях исключения принуждения к голосованию и контролируемому голосованию. Стоит отметить, что существуют небольшие отличия в интерфейсе данных сайтов, в том числе и графическом отображении электронного бюллетеня, что также, считаем, недопустимо.
(Худолей Д.М., Худолей К.М.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 3)Аналогичным образом осуществлялось дистанционное электронное голосование по поправкам к Конституции России в 2020 г. в Нижегородской области и г. Москве <27>, при проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы по одномандатным округам в Курской и Ярославской областях, а также голосование на выборах, назначенных на 19 сентября 2021 г. <28>, которое было проведено в Курской, Мурманской, Нижегородской, Ростовской областях (в том числе для граждан России, проживающих на территории отдельных районов Донецкой и Луганской областей - ДНР и ЛНР), Ярославской области, в городах федерального значения Москве и Севастополе <29>. Можно сказать, что дистанционное электронное голосование (ДЭГ) вышло за рамки правового эксперимента, который проводился первоначально только в пределах столицы. Скорее всего, уже в ближайшем будущем дистанционное электронное голосование будет применяться на выборах в большинстве субъектов РФ. Об этом говорят результаты дистанционного электронного голосования. Например, в дистанционном электронном голосовании приняли участие 92,3% зарегистрированных на экспериментальных электронных участках по выборам в Мосгордуму избирателей. Однако, на наш взгляд, проведение дистанционного электронного голосования на различных платформах в масштабах всей страны (сайт Mos.ru в Москве и "Госуслуги" по всей остальной России) является недопустимым, так как нарушает принцип равного избирательного права. Например, на выборах в 2021 г. в Москве на сайте Mos.ru предоставлена возможность избирателям менять свое волеизъявление каждые 3 часа, а на сайте "Госуслуги" такой возможности не было. Мы считаем необходимым предоставить право избирателю менять свое волеизъявление всегда в целях исключения принуждения к голосованию и контролируемому голосованию. Стоит отметить, что существуют небольшие отличия в интерфейсе данных сайтов, в том числе и графическом отображении электронного бюллетеня, что также, считаем, недопустимо.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представительный орган сельского поселения - это обязательный орган в структуре органов местного самоуправления, который состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, деятельность которого направлена на осуществление жителями муниципального образования своей власти, решение вопросов местного значения.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Представительный орган сельского поселения - это обязательный орган в структуре органов местного самоуправления, который состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах жителями муниципального образования на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, деятельность которого направлена на осуществление жителями муниципального образования своей власти, решение вопросов местного значения.
Статья: Механизмы обеспечения баланса демократических принципов при проведении дистанционного электронного голосования
(Мишуков В.О.)
("Современное право", 2024, N 6)Статья 21 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года <1> закрепляет необходимость проведения выборов при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
(Мишуков В.О.)
("Современное право", 2024, N 6)Статья 21 Всеобщей Декларации прав человека 1948 года <1> закрепляет необходимость проведения выборов при всеобщем и равном избирательном праве путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования.
Статья: Проблемные аспекты выборности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Вследствие особенностей данного конституционно-правового механизма весьма сложно обеспечить подлинно конкурентные и состязательные выборы высших должностных лиц субъектов РФ: назначенный Президентом РФ временно исполняющий обязанности неизбежно пользуется определенными преимуществами, хотя формально конституционный закон занимает позицию равного избирательного права в отношении всех выдвинутых и зарегистрированных кандидатов. Для того чтобы терминологически охарактеризовать данное явление, полагаем целесообразным использование категории "получение мандата народного доверия" вместо "свободных, состязательных и альтернативных выборов", что фактически наблюдается в современной России с момента "возвращения" к губернаторским выборам после отказа законодателя от модели "наделения полномочиями решениями законодательных (представительных) органов субъектов РФ по представлению Президента РФ".
(Гуторова А.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 8)Вследствие особенностей данного конституционно-правового механизма весьма сложно обеспечить подлинно конкурентные и состязательные выборы высших должностных лиц субъектов РФ: назначенный Президентом РФ временно исполняющий обязанности неизбежно пользуется определенными преимуществами, хотя формально конституционный закон занимает позицию равного избирательного права в отношении всех выдвинутых и зарегистрированных кандидатов. Для того чтобы терминологически охарактеризовать данное явление, полагаем целесообразным использование категории "получение мандата народного доверия" вместо "свободных, состязательных и альтернативных выборов", что фактически наблюдается в современной России с момента "возвращения" к губернаторским выборам после отказа законодателя от модели "наделения полномочиями решениями законодательных (представительных) органов субъектов РФ по представлению Президента РФ".
Статья: Кубинская конституционно-правовая доктрина: к истокам возникновения и развития
(Сергеев А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Последней Конституцией, разработанной и принятой повстанцами в ходе кубино-испанской войны за независимость, была Конституция Яйя. Написанная в 1897 г., она закрепляла принципиально важные новые положения о равенстве гражданских прав, равном избирательном праве, а также равном праве каждого на образование. Этот конституционный документ, как и предыдущий, признавался временным и, по сути, просуществовал до первой Конституции независимой Кубы до 1901 г. В нем оказались наиболее подробно расписаны полномочия министров, но сама юридическая процедура формирования власти сильно не отличалась от предыдущей конституции.
(Сергеев А.Л.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 3)Последней Конституцией, разработанной и принятой повстанцами в ходе кубино-испанской войны за независимость, была Конституция Яйя. Написанная в 1897 г., она закрепляла принципиально важные новые положения о равенстве гражданских прав, равном избирательном праве, а также равном праве каждого на образование. Этот конституционный документ, как и предыдущий, признавался временным и, по сути, просуществовал до первой Конституции независимой Кубы до 1901 г. В нем оказались наиболее подробно расписаны полномочия министров, но сама юридическая процедура формирования власти сильно не отличалась от предыдущей конституции.
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Буквально провозгласив в п. 22 право гражданина на принятие участия в ДЭГ, Постановление обогнало действующее избирательное законодательство. Последнее прямо не закрепляет такое право избирателя, предоставляя избирательным комиссиям по своему усмотрению вводить ДЭГ. Однако Постановление не ориентирует суды на защиту этого права посредством всестороннего и полного рассмотрения всех обстоятельств такого голосования на предмет соответствия или несоответствия принципам всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, свободных выборов. Остается без судебных оценок тот факт, что многие закрепленные в Федеральном законе гарантии избирательных прав в принципе не действуют при дистанционном электронном голосовании <7>. Складывающаяся практика рассмотрения судами споров, возникающих из отношений ДЭГ, строится на презумпции соблюдения этих принципов независимо от меняющихся технических решений и технологического отключения действия в пространстве и времени предусмотренных избирательным законом гарантий избирательных прав. Техническая документация, в соответствии с которой созданы и функционируют две различные платформы ДЭГ (московская и федеральная), правовое значение этой документации, факты наличия или отсутствия документов о вводе этих платформ в эксплуатацию судами не рассматриваются. Ходатайства об истребовании такой документации у ответчиков, каковыми выступают избирательные комиссии, исследовании ее в судебном заседании судами отклоняются. Нельзя не заметить, что и сами комиссии в силу их порядка формирования и компетенции не могут оценивать платформы ДЭГ на предмет соблюдения принципов избирательного права и гарантий избирательных прав. Комиссии, которые определяют итоги голосования, не являются ни собственниками, ни монопольными операторами используемых при проведении ДЭГ платформ, выступая наряду с органами исполнительной власти одними из их пользователей. Сведения или итоги голосования поступают из платформ ДЭГ через ГАС "Выборы" в комиссии, которые оформляют их в юридически значимые документы на бумажных носителях.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)Буквально провозгласив в п. 22 право гражданина на принятие участия в ДЭГ, Постановление обогнало действующее избирательное законодательство. Последнее прямо не закрепляет такое право избирателя, предоставляя избирательным комиссиям по своему усмотрению вводить ДЭГ. Однако Постановление не ориентирует суды на защиту этого права посредством всестороннего и полного рассмотрения всех обстоятельств такого голосования на предмет соответствия или несоответствия принципам всеобщего и равного избирательного права, тайного голосования, свободных выборов. Остается без судебных оценок тот факт, что многие закрепленные в Федеральном законе гарантии избирательных прав в принципе не действуют при дистанционном электронном голосовании <7>. Складывающаяся практика рассмотрения судами споров, возникающих из отношений ДЭГ, строится на презумпции соблюдения этих принципов независимо от меняющихся технических решений и технологического отключения действия в пространстве и времени предусмотренных избирательным законом гарантий избирательных прав. Техническая документация, в соответствии с которой созданы и функционируют две различные платформы ДЭГ (московская и федеральная), правовое значение этой документации, факты наличия или отсутствия документов о вводе этих платформ в эксплуатацию судами не рассматриваются. Ходатайства об истребовании такой документации у ответчиков, каковыми выступают избирательные комиссии, исследовании ее в судебном заседании судами отклоняются. Нельзя не заметить, что и сами комиссии в силу их порядка формирования и компетенции не могут оценивать платформы ДЭГ на предмет соблюдения принципов избирательного права и гарантий избирательных прав. Комиссии, которые определяют итоги голосования, не являются ни собственниками, ни монопольными операторами используемых при проведении ДЭГ платформ, выступая наряду с органами исполнительной власти одними из их пользователей. Сведения или итоги голосования поступают из платформ ДЭГ через ГАС "Выборы" в комиссии, которые оформляют их в юридически значимые документы на бумажных носителях.