Разглашение информации о состоянии здоровья
Подборка наиболее важных документов по запросу Разглашение информации о состоянии здоровья (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 29.10.2024 N Ф09-5685/24 по делу N А76-4437/2023
Требование: О взыскании излишне перечисленного пособия по временной нетрудоспособности.
Обстоятельства: Орган Социального фонда РФ ссылался на неуказание страхователем на наличие у застрахованного лица инвалидности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку страхователь не располагал сведениями о наличии инвалидности, относящимися к персональным данным застрахованного лица, и не мог получить данную информацию из каких-либо источников, при этом орган имел возможность получить ее.Состояние здоровья относится к категории специальных персональных данных, а в статье 86 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что личную информацию (персональные данные) о себе человек может разглашать или умолчать (по желанию).
Требование: О взыскании излишне перечисленного пособия по временной нетрудоспособности.
Обстоятельства: Орган Социального фонда РФ ссылался на неуказание страхователем на наличие у застрахованного лица инвалидности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку страхователь не располагал сведениями о наличии инвалидности, относящимися к персональным данным застрахованного лица, и не мог получить данную информацию из каких-либо источников, при этом орган имел возможность получить ее.Состояние здоровья относится к категории специальных персональных данных, а в статье 86 Трудового кодекса Российской Федерации указано, что личную информацию (персональные данные) о себе человек может разглашать или умолчать (по желанию).
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 07.09.2023 N 08АП-7313/2023 по делу N А70-2439/2023
Требование: О признании незаконными действий, выразившихся в отказе в представлении сведений об обращениях гражданина в медицинские учреждения и диагностированных заболеваниях, об обязании предоставить выписку об обращениях за медицинской помощью.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В таком случае, указание заявителя на наличие согласия физического лица на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, согласно которому общество вправе получать по запросу от любых организаций документы и заключения, в том числе содержащие сведения о состоянии здоровья застрахованного лица, связанные с наступлением страхового случая и необходимые для решения вопроса о страховой выплате, не может являться основанием для предоставления таких сведений, поскольку, вопреки доводам апелляционной жалобы, добровольное согласие на предоставление (передачу) информации, сведений, документов, данное гражданином САО "ВСК", содержит общие формулировки согласия третьего лица запрашивать и получать информацию от его имени в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы, фондах обязательного медицинского страхования (в том числе территориальных) и др.
Требование: О признании незаконными действий, выразившихся в отказе в представлении сведений об обращениях гражданина в медицинские учреждения и диагностированных заболеваниях, об обязании предоставить выписку об обращениях за медицинской помощью.
Решение: В удовлетворении требования отказано.В таком случае, указание заявителя на наличие согласия физического лица на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, согласно которому общество вправе получать по запросу от любых организаций документы и заключения, в том числе содержащие сведения о состоянии здоровья застрахованного лица, связанные с наступлением страхового случая и необходимые для решения вопроса о страховой выплате, не может являться основанием для предоставления таких сведений, поскольку, вопреки доводам апелляционной жалобы, добровольное согласие на предоставление (передачу) информации, сведений, документов, данное гражданином САО "ВСК", содержит общие формулировки согласия третьего лица запрашивать и получать информацию от его имени в федеральных государственных учреждениях медико-социальной экспертизы, фондах обязательного медицинского страхования (в том числе территориальных) и др.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Врачебная тайна в отношении несовершеннолетних старшего возраста: новые аспекты правового регулирования
(Предеина И.В.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Так, ч. 2 ст. 22 в новой редакции устанавливает, что "в отношении лиц, достигших возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, но не приобретших дееспособность в полном объеме, информация о состоянии здоровья предоставляется этим лицам, а также до достижения этими лицами совершеннолетия их законным представителям". Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 13, информация о состоянии здоровья является врачебной тайной, разглашение которой не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13, перечень которых по смыслу статьи является исчерпывающим. В перечне этих случаев отсутствует такое основание, как предоставление информации законным представителям несовершеннолетних старше пятнадцати лет. Пункт 4 ч. 4 ст. 13 предусматривает информирование одного из родителей или иного законного представителя только тех несовершеннолетних, которые не достигли пятнадцатилетнего возраста (шестнадцатилетнего - для больных наркоманией) <27>. Представляется, что данный вопрос требует дальнейшей доработки, а нормы статей - приведения в соответствие друг с другом во избежание проблем в правоприменительной практике.
(Предеина И.В.)
("Медицинское право", 2020, N 6)Так, ч. 2 ст. 22 в новой редакции устанавливает, что "в отношении лиц, достигших возраста, установленного частью 2 статьи 54 настоящего Федерального закона, но не приобретших дееспособность в полном объеме, информация о состоянии здоровья предоставляется этим лицам, а также до достижения этими лицами совершеннолетия их законным представителям". Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 13, информация о состоянии здоровья является врачебной тайной, разглашение которой не допускается, за исключением случаев, предусмотренных ч. 4 ст. 13, перечень которых по смыслу статьи является исчерпывающим. В перечне этих случаев отсутствует такое основание, как предоставление информации законным представителям несовершеннолетних старше пятнадцати лет. Пункт 4 ч. 4 ст. 13 предусматривает информирование одного из родителей или иного законного представителя только тех несовершеннолетних, которые не достигли пятнадцатилетнего возраста (шестнадцатилетнего - для больных наркоманией) <27>. Представляется, что данный вопрос требует дальнейшей доработки, а нормы статей - приведения в соответствие друг с другом во избежание проблем в правоприменительной практике.
Статья: Проблемы правового регулирования организации проведения обязательных медицинских осмотров в сфере труда
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Дополнительные права работников при проведении медицинских осмотров закреплены ч. 2 ст. 22 Закона N 323-ФЗ, согласно которой информация о состоянии здоровья предоставляется лично пациенту (в нашем случае работнику). Одновременно ч. 4 ст. 22 указанного Закона предусмотрено право пациента указать в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство лиц, которые также имеют право непосредственно знакомиться с его медицинской документацией. Оформляемые по итогам проведения медицинских осмотров заключение, заключительный акт и иные документы, предусмотренные Приказом N 29н, являются медицинской документацией. При этом в указанных медицинских документах должен отсутствовать запрет на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. С учетом указанной нормы полагаем, что при организации проведения медицинских осмотров требуется заранее (до направления на медицинский осмотр) оформить письменное согласие на получение работодателем сведений о состоянии здоровья каждого работника (лица, поступающего на работу). Особо подчеркнем, что получение информации (ее объем, характер) должно преследовать цель обеспечения интересов работника, а информация о состоянии его здоровья должна ограничиваться сведениями, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции, что прямо предусмотрено ст. 88 ТК РФ.
(Рубина И.Е.)
("Журнал российского права", 2022, N 4)Дополнительные права работников при проведении медицинских осмотров закреплены ч. 2 ст. 22 Закона N 323-ФЗ, согласно которой информация о состоянии здоровья предоставляется лично пациенту (в нашем случае работнику). Одновременно ч. 4 ст. 22 указанного Закона предусмотрено право пациента указать в письменном согласии на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, или информированном добровольном согласии на медицинское вмешательство лиц, которые также имеют право непосредственно знакомиться с его медицинской документацией. Оформляемые по итогам проведения медицинских осмотров заключение, заключительный акт и иные документы, предусмотренные Приказом N 29н, являются медицинской документацией. При этом в указанных медицинских документах должен отсутствовать запрет на разглашение сведений, составляющих врачебную тайну. С учетом указанной нормы полагаем, что при организации проведения медицинских осмотров требуется заранее (до направления на медицинский осмотр) оформить письменное согласие на получение работодателем сведений о состоянии здоровья каждого работника (лица, поступающего на работу). Особо подчеркнем, что получение информации (ее объем, характер) должно преследовать цель обеспечения интересов работника, а информация о состоянии его здоровья должна ограничиваться сведениями, которые относятся к вопросу о возможности выполнения работником трудовой функции, что прямо предусмотрено ст. 88 ТК РФ.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 25.05.2021 N 22-П
"По делу о проверке конституционности пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "МедРейтинг"Редакция средства массовой информации, зарегистрированного в форме сетевого издания, обязана предоставить медицинскому работнику и (или) медицинской организации организационно-техническую возможность реализовать гарантированное законом право на ответ, например разместив на интернет-сайте совместно с критическим отзывом об их деятельности ответ на него, что призвано обеспечить как защиту прав затронутых таким отзывом лиц, так и общественный интерес в получении наиболее полной и объективной информации о медицинских услугах и условиях их оказания. При этом медицинский работник и медицинская организация не должны допускать разглашения сведений о факте обращения гражданина за медицинской помощью, о состоянии его здоровья и диагнозе, иных полученных при его медицинском обследовании и лечении сведений, составляющих врачебную тайну (часть 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), поскольку они не были добровольно раскрыты для неопределенного круга лиц в самом критическом отзыве.
"По делу о проверке конституционности пункта 8 части 1 статьи 6 Федерального закона "О персональных данных" в связи с жалобой общества с ограниченной ответственностью "МедРейтинг"Редакция средства массовой информации, зарегистрированного в форме сетевого издания, обязана предоставить медицинскому работнику и (или) медицинской организации организационно-техническую возможность реализовать гарантированное законом право на ответ, например разместив на интернет-сайте совместно с критическим отзывом об их деятельности ответ на него, что призвано обеспечить как защиту прав затронутых таким отзывом лиц, так и общественный интерес в получении наиболее полной и объективной информации о медицинских услугах и условиях их оказания. При этом медицинский работник и медицинская организация не должны допускать разглашения сведений о факте обращения гражданина за медицинской помощью, о состоянии его здоровья и диагнозе, иных полученных при его медицинском обследовании и лечении сведений, составляющих врачебную тайну (часть 1 статьи 13 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"), поскольку они не были добровольно раскрыты для неопределенного круга лиц в самом критическом отзыве.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Европейский Суд отметил, что "...раскрытие клиникой - без согласия пациента - медицинских документов, содержащих личную и конфиденциальную информацию о пациенте, Службе социального страхования, и, соответственно, более широкому кругу государственных служащих, представляет собой вмешательство в право пациента на уважение частной жизни... [п]редоставление медицинскими организациями информации о состоянии здоровья пациента в распоряжение органов прокуратуры и работодателя пациента, а также совершение органом, уполномоченным на осуществление контроля за качеством медицинской помощи, действий по сбору информации о здоровье пациента также представляет вмешательство в право на уважение частной жизни" (п. 39 постановления).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)Европейский Суд отметил, что "...раскрытие клиникой - без согласия пациента - медицинских документов, содержащих личную и конфиденциальную информацию о пациенте, Службе социального страхования, и, соответственно, более широкому кругу государственных служащих, представляет собой вмешательство в право пациента на уважение частной жизни... [п]редоставление медицинскими организациями информации о состоянии здоровья пациента в распоряжение органов прокуратуры и работодателя пациента, а также совершение органом, уполномоченным на осуществление контроля за качеством медицинской помощи, действий по сбору информации о здоровье пациента также представляет вмешательство в право на уважение частной жизни" (п. 39 постановления).