Разграничение преступления и административного правонарушения
Подборка наиболее важных документов по запросу Разграничение преступления и административного правонарушения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Антикоррупционный правовой механизм: межотраслевые коллизии
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Если раньше можно было говорить о разграничении преступлений и административных правонарушений по признаку наличия в первых и отсутствия во вторых общественной опасности, то сейчас подобные утверждения представляются устаревшими. Вряд ли можно согласиться со следующей позицией, высказанной в литературе в 2022 г.: "Нормы КоАП РФ применяются при отсутствии в деянии общественной опасности. При появлении таковой вступают в действие нормы УК РФ. Возникновение общественной опасности связывается либо с размером причиненного ущерба, либо с совершением деяния при наличии квалифицирующих обстоятельств" <6>. Последствия административных правонарушений в современном КоАП РФ иногда весьма тяжкие, что дает возможность избежать уголовной ответственности, а для правоприменителей создает предпосылки исключения ее по коррупционной схеме. Так, в ч. 3 ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ предусмотрены последствия в виде смерти человека.
(Иншаков С.М., Казакова В.А.)
("Журнал российского права", 2023, N 9)Если раньше можно было говорить о разграничении преступлений и административных правонарушений по признаку наличия в первых и отсутствия во вторых общественной опасности, то сейчас подобные утверждения представляются устаревшими. Вряд ли можно согласиться со следующей позицией, высказанной в литературе в 2022 г.: "Нормы КоАП РФ применяются при отсутствии в деянии общественной опасности. При появлении таковой вступают в действие нормы УК РФ. Возникновение общественной опасности связывается либо с размером причиненного ущерба, либо с совершением деяния при наличии квалифицирующих обстоятельств" <6>. Последствия административных правонарушений в современном КоАП РФ иногда весьма тяжкие, что дает возможность избежать уголовной ответственности, а для правоприменителей создает предпосылки исключения ее по коррупционной схеме. Так, в ч. 3 ст. 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ предусмотрены последствия в виде смерти человека.
Статья: Административное правонарушение как фактическое основание административной ответственности в России и Германии
(Политова Е.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<3> Гаврилова Л.В. Разграничение преступления и административного правонарушения как научная и нормотворческая проблема в ФРГ // Академический юридический журнал. 2003. N 3.
(Политова Е.Ю.)
("Административное право и процесс", 2023, N 2)<3> Гаврилова Л.В. Разграничение преступления и административного правонарушения как научная и нормотворческая проблема в ФРГ // Академический юридический журнал. 2003. N 3.
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21
(ред. от 15.12.2022)
"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"При разграничении преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, и административных правонарушений, ответственность за которые установлена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что квалификации по указанным частям статьи 8.28 КоАП РФ подлежит допущенное лицом повреждение лесных насаждений, которое не привело к прекращению их роста, независимо от размера причиненного ущерба, либо повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных пунктами "а" и "в" части 2 статьи 260 УК РФ, если размер причиненного ущерба не достиг размера, определяемого в качестве значительного в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ.
(ред. от 15.12.2022)
"О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования"При разграничении преступления, предусмотренного статьей 260 УК РФ, и административных правонарушений, ответственность за которые установлена частями 1 и 2 статьи 8.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что квалификации по указанным частям статьи 8.28 КоАП РФ подлежит допущенное лицом повреждение лесных насаждений, которое не привело к прекращению их роста, независимо от размера причиненного ущерба, либо повреждение лесных насаждений до степени прекращения их роста при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных пунктами "а" и "в" части 2 статьи 260 УК РФ, если размер причиненного ущерба не достиг размера, определяемого в качестве значительного в соответствии с примечанием к статье 260 УК РФ.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"21. При решении вопроса о разграничении преступлений, предусмотренных статьей 282.2 УК РФ, и административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что организация деятельности и участие в деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, влекут административную ответственность, а совершение указанных действий при наличии вступившего в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения в связи с осуществлением им экстремистской деятельности влечет уголовную ответственность.
(ред. от 28.10.2021)
"О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности"21. При решении вопроса о разграничении преступлений, предусмотренных статьей 282.2 УК РФ, и административного правонарушения, предусмотренного статьей 20.28 КоАП РФ, необходимо учитывать, что организация деятельности и участие в деятельности общественного или религиозного объединения, в отношении которого действует имеющее законную силу решение о приостановлении его деятельности, влекут административную ответственность, а совершение указанных действий при наличии вступившего в законную силу решения о ликвидации или запрете деятельности общественного или религиозного объединения в связи с осуществлением им экстремистской деятельности влечет уголовную ответственность.