Разлив нефти
Подборка наиболее важных документов по запросу Разлив нефти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за загрязнение почвы
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к административной ответственности за снятие и вывоз верхнего плодородного слоя при ликвидации последствий разливов нефти в отсутствие утвержденного плана их предупреждения и ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к административной ответственности за снятие и вывоз верхнего плодородного слоя при ликвидации последствий разливов нефти в отсутствие утвержденного плана их предупреждения и ликвидации
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Организация не согласна с претензией о нарушении порядка ценообразования, необоснованном взимании платы
(КонсультантПлюс, 2025)4. Если предъявлена претензия об оказании Организацией услуг по самостоятельно утвержденным тарифам - договором, свидетельством об аттестации, подтверждающими, что Организация оказывает услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах, а не услуги по обеспечению экологической безопасности, цены на которые регулируются государством >>>
(КонсультантПлюс, 2025)4. Если предъявлена претензия об оказании Организацией услуг по самостоятельно утвержденным тарифам - договором, свидетельством об аттестации, подтверждающими, что Организация оказывает услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах, а не услуги по обеспечению экологической безопасности, цены на которые регулируются государством >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Касательно необходимости учета аварии танкера при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов морских нефтяных терминалов.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://www.mintrans.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://www.mintrans.gov.ru", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"9. Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"9. Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.50. Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.50. Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Статья: Индекс WIG-ESG как инструмент оценки инвестиционной привлекательности корпораций
(Шальнева М.С., Шкляева В.С.)
("Финансы", 2022, N 12)Экологические критерии измеряют как прямое, так и косвенное воздействие финансово-хозяйственной деятельности компании на окружающую среду через контроль за уровнем выбросов парниковых газов, потребления энергии, переработки отходов, а также посредством осуществления ряда мер по сохранению биоразнообразия и по возмещению ущерба от наступления экологических рисков (разливы нефти, загрязнение подземных вод, токсичные отходы и т.д.).
(Шальнева М.С., Шкляева В.С.)
("Финансы", 2022, N 12)Экологические критерии измеряют как прямое, так и косвенное воздействие финансово-хозяйственной деятельности компании на окружающую среду через контроль за уровнем выбросов парниковых газов, потребления энергии, переработки отходов, а также посредством осуществления ряда мер по сохранению биоразнообразия и по возмещению ущерба от наступления экологических рисков (разливы нефти, загрязнение подземных вод, токсичные отходы и т.д.).
Статья: В поисках критериев обоснованности размеров административных наказаний
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Так, в пояснительной записке к проекту другого федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", разработанного Минприроды России, отмечается следующее: "В результате проведения анализа правоприменительной практики, обуславливающей необходимость изменения правового регулирования, выявлена необходимость издания проекта федерального закона, вносящего изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации в части обеспечения безопасности судоходства и предотвращения разливов нефти и нефтепродуктов" [16].
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Так, в пояснительной записке к проекту другого федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", разработанного Минприроды России, отмечается следующее: "В результате проведения анализа правоприменительной практики, обуславливающей необходимость изменения правового регулирования, выявлена необходимость издания проекта федерального закона, вносящего изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации в части обеспечения безопасности судоходства и предотвращения разливов нефти и нефтепродуктов" [16].
Статья: Некоторые вопросы возмещения вреда, причиненного окружающей среде, на примере деятельности организаций водопроводно-канализационного хозяйства
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Так, в соответствии с п. 2 Методики N 87 она применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
(Дерхо Д.С.)
("Хозяйство и право", 2025, N 9)Так, в соответствии с п. 2 Методики N 87 она применяется для исчисления размера вреда, причиненного водным объектам вследствие нарушения водного законодательства, в том числе нарушения правил эксплуатации водохозяйственных систем, сооружений и устройств, а также при авариях на предприятиях, транспорте и других объектах, связанных со сбросом вредных (загрязняющих) веществ в водный объект, включая аварийные разливы нефти и иных вредных (загрязняющих) веществ, в результате которых произошло загрязнение, засорение и (или) истощение водных объектов.
Вопрос: По вопросу разъяснения требований законодательства РФ в отношении разработки планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов при осуществлении перевалки нефти (нефтепродуктов) по схеме "склад нефтепродуктов - шланголиния - танкер" во внутренних морских водах и территориальном море РФ.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://www.mintrans.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://www.mintrans.gov.ru", 2023
Статья: Принцип международного экологического права "загрязнитель платит": содержание и проблемы реализации
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)2. Режимы ответственности и компенсационные фонды. Международные соглашения создали специальный механизм гражданско-правовой ответственности за ущерб окружающей среде. Классический пример - режим ответственности за загрязнение моря нефтью: по Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969) судовладельцы (перевозчики нефти) обязаны страховать свою ответственность, а в случае разлива нефти - выплачивать компенсации пострадавшим сторонам.
(Рыженков А.Я.)
("Современное право", 2025, N 5)2. Режимы ответственности и компенсационные фонды. Международные соглашения создали специальный механизм гражданско-правовой ответственности за ущерб окружающей среде. Классический пример - режим ответственности за загрязнение моря нефтью: по Международной конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью (1969) судовладельцы (перевозчики нефти) обязаны страховать свою ответственность, а в случае разлива нефти - выплачивать компенсации пострадавшим сторонам.
Вопрос: Обязаны ли заключать договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями для проведения работ по локализации и ликвидации разливов нефти при наличии в организации собственных нештатных аварийно-спасательных формирований, аттестованных и обученных по профессии "спасатель НАСФ"?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Норма п. 3 ч. 2 комментируемой статьи возлагает на собственников водных объектов и водопользователей обязанность по информированию органов власти об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах. Данная норма разрешает распространить на соответствующих участников водных отношений предписания относительно гласности и информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные ст. 6 Закона о ЧС. Согласно ч. 4 ст. 6 этого Закона организации обязаны своевременно представлять в установленном порядке в компетентные органы информацию в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок информирования по этим вопросам предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334 <1>, а по фактам разлива нефти и нефтепродуктов - Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2366 <2>, и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 <3>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Норма п. 3 ч. 2 комментируемой статьи возлагает на собственников водных объектов и водопользователей обязанность по информированию органов власти об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах. Данная норма разрешает распространить на соответствующих участников водных отношений предписания относительно гласности и информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные ст. 6 Закона о ЧС. Согласно ч. 4 ст. 6 этого Закона организации обязаны своевременно представлять в установленном порядке в компетентные органы информацию в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок информирования по этим вопросам предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334 <1>, а по фактам разлива нефти и нефтепродуктов - Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2366 <2>, и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 <3>.
Статья: Порядок разработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации
(Лаврентьев В.М.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)- планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
(Лаврентьев В.М.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)- планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;