Разливы нефти
Подборка наиболее важных документов по запросу Разливы нефти (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за загрязнение почвы
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к административной ответственности за снятие и вывоз верхнего плодородного слоя при ликвидации последствий разливов нефти в отсутствие утвержденного плана их предупреждения и ликвидации
(КонсультантПлюс, 2025)Привлекают к административной ответственности за снятие и вывоз верхнего плодородного слоя при ликвидации последствий разливов нефти в отсутствие утвержденного плана их предупреждения и ликвидации
Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Споры с антимонопольными органами в сфере монополистической деятельности: Организация не согласна с претензией о нарушении порядка ценообразования, необоснованном взимании платы
(КонсультантПлюс, 2025)4. Если предъявлена претензия об оказании Организацией услуг по самостоятельно утвержденным тарифам - договором, свидетельством об аттестации, подтверждающими, что Организация оказывает услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах, а не услуги по обеспечению экологической безопасности, цены на которые регулируются государством >>>
(КонсультантПлюс, 2025)4. Если предъявлена претензия об оказании Организацией услуг по самостоятельно утвержденным тарифам - договором, свидетельством об аттестации, подтверждающими, что Организация оказывает услуги по несению аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов в морских портах, а не услуги по обеспечению экологической безопасности, цены на которые регулируются государством >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Касательно необходимости учета аварии танкера при разработке планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов морских нефтяных терминалов.
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://www.mintrans.gov.ru", 2023
("Официальный сайт Минтранса России", 2023)"Официальный сайт Минтранса России https://www.mintrans.gov.ru", 2023
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"9. Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
(ред. от 26.12.2024)
"Об охране окружающей среды"9. Правила организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и эксплуатация которых допускается при наличии плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод Российской Федерации и территориального моря Российской Федерации, порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, порядок уведомления федеральных органов исполнительной власти, определяемых соответственно Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, об утверждении эксплуатирующей организацией плана предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов устанавливаются Правительством Российской Федерации с учетом требований законодательства Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, законодательства Российской Федерации в области промышленной безопасности, Федерального закона от 22 августа 1995 года N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей".
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.50. Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.50. Нарушение требований по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов
Статья: Обзор судебной практики за IV квартал 2024 г. - I квартал 2025 г. по спорам в сфере закупок с участием энергетических компаний
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)2.6. Еще в одном случае заказчик закупал услуги аварийно-спасательных формирований. Указал, что на его объектах хранится мазут в объеме 50 000 м3, и установил требование о наличии у участника закупки свидетельства об аттестации Минэнерго России, а также оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, необходимого и достаточного для проведения работ по локализации и ликвидации максимального расчетного разлива нефти и нефтепродуктов объемом 10 000 тонн.
(Батраков Ю.)
("Прогосзаказ.рф", 2025, N 4)2.6. Еще в одном случае заказчик закупал услуги аварийно-спасательных формирований. Указал, что на его объектах хранится мазут в объеме 50 000 м3, и установил требование о наличии у участника закупки свидетельства об аттестации Минэнерго России, а также оснащения специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами, необходимого и достаточного для проведения работ по локализации и ликвидации максимального расчетного разлива нефти и нефтепродуктов объемом 10 000 тонн.
Статья: Российская доктрина международного права об Арктике: столетний лед одиночества
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)<7> См.: Международная ассоциация представителей нефтегазовой промышленности по экологическим и социальным вопросам. Последствия разливов нефти для морской экологии. Практические рекомендации для персонала. 2015.
(Толстых В.Л.)
("Международное правосудие", 2025, N 2)<7> См.: Международная ассоциация представителей нефтегазовой промышленности по экологическим и социальным вопросам. Последствия разливов нефти для морской экологии. Практические рекомендации для персонала. 2015.
Статья: Порядок разработки плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъекта Российской Федерации
(Лаврентьев В.М.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)- планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
(Лаврентьев В.М.)
("Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций в учреждениях, организациях и на предприятиях", 2025, N 9)- планах по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
Вопрос: Обязаны ли заключать договор на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями для проведения работ по локализации и ликвидации разливов нефти при наличии в организации собственных нештатных аварийно-спасательных формирований, аттестованных и обученных по профессии "спасатель НАСФ"?
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2023)"Официальный сайт Ростехнадзора https://gosnadzor.ru", 2023
Статья: Возврат незаконно полученного дохода не образует расхода, отвечающего признакам ст. 252 НК РФ, - судебный квест по налогам
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 47)Основанием доначисления НДС, пеней и штрафа послужили выводы о том, что общество неправомерно не исчислило НДС по безвозмездной реализации имущества за VI квартал 2018 г. в результате занижения облагаемой базы на сумму списания недостачи нефтепродуктов, установленной проведенной заявителем внеплановой инвентаризацией, а также включило в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль в 2018 г. сумму указанной недостачи нефтепродуктов. Суд отказал в удовлетворении требования заявителя. Налогоплательщик осуществлял деятельность по купле-продаже, хранению нефтепродуктов и эксплуатировал объект - нефтебазу. По результатам проведенной обществом инвентаризации выявлены отклонения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и установлена недостача нефтепродуктов. Заявитель указал, что выбытие нефтепродуктов произошло в результате аварии (утечки) ввиду разгерметизации нефтепровода. Суд установил, что хозяйственные операции налогоплательщика по выбытию его имущества (нефтепродуктов) в результате наступления событий, не зависящих от воли общества, а именно чрезвычайной ситуации (аварии), документально не подтверждены, что повлекло занижение базы НДС и налога на прибыль. Суд отклонил довод заявителя о том, что им доказан не только факт утечки нефтепродуктов, но и то обстоятельство, что выбытие произошло в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, со ссылкой на представленные бухгалтерские документы, отражающие факт недостачи нефтепродуктов, а также документы, подтверждающие принятые меры по устранению последствий аварии. Объемы утечки значительно превышали нормы убыли. В связи с этим общество обязано было немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов, что сделано не было. Суд также отклонил ссылку заявителя на разгерметизацию трубопровода ввиду наличия морозов в обоснование причины разлива нефтепродуктов, поскольку данная информация не нашла подтверждения.
("ЭЖ-Бухгалтер", 2022, N 47)Основанием доначисления НДС, пеней и штрафа послужили выводы о том, что общество неправомерно не исчислило НДС по безвозмездной реализации имущества за VI квартал 2018 г. в результате занижения облагаемой базы на сумму списания недостачи нефтепродуктов, установленной проведенной заявителем внеплановой инвентаризацией, а также включило в состав внереализационных расходов по налогу на прибыль в 2018 г. сумму указанной недостачи нефтепродуктов. Суд отказал в удовлетворении требования заявителя. Налогоплательщик осуществлял деятельность по купле-продаже, хранению нефтепродуктов и эксплуатировал объект - нефтебазу. По результатам проведенной обществом инвентаризации выявлены отклонения между данными бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей и установлена недостача нефтепродуктов. Заявитель указал, что выбытие нефтепродуктов произошло в результате аварии (утечки) ввиду разгерметизации нефтепровода. Суд установил, что хозяйственные операции налогоплательщика по выбытию его имущества (нефтепродуктов) в результате наступления событий, не зависящих от воли общества, а именно чрезвычайной ситуации (аварии), документально не подтверждены, что повлекло занижение базы НДС и налога на прибыль. Суд отклонил довод заявителя о том, что им доказан не только факт утечки нефтепродуктов, но и то обстоятельство, что выбытие произошло в результате наступления событий, не зависящих от воли налогоплательщика, со ссылкой на представленные бухгалтерские документы, отражающие факт недостачи нефтепродуктов, а также документы, подтверждающие принятые меры по устранению последствий аварии. Объемы утечки значительно превышали нормы убыли. В связи с этим общество обязано было немедленно оповещать в установленном порядке соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления о фактах разливов нефти и нефтепродуктов, что сделано не было. Суд также отклонил ссылку заявителя на разгерметизацию трубопровода ввиду наличия морозов в обоснование причины разлива нефтепродуктов, поскольку данная информация не нашла подтверждения.
Статья: В поисках критериев обоснованности размеров административных наказаний
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Так, в пояснительной записке к проекту другого федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", разработанного Минприроды России, отмечается следующее: "В результате проведения анализа правоприменительной практики, обуславливающей необходимость изменения правового регулирования, выявлена необходимость издания проекта федерального закона, вносящего изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации в части обеспечения безопасности судоходства и предотвращения разливов нефти и нефтепродуктов" [16].
(Зырянов С.М., Калмыкова А.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2025, N 2)Так, в пояснительной записке к проекту другого федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", разработанного Минприроды России, отмечается следующее: "В результате проведения анализа правоприменительной практики, обуславливающей необходимость изменения правового регулирования, выявлена необходимость издания проекта федерального закона, вносящего изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях Российской Федерации в части обеспечения безопасности судоходства и предотвращения разливов нефти и нефтепродуктов" [16].
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)5) сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Статья: Индекс WIG-ESG как инструмент оценки инвестиционной привлекательности корпораций
(Шальнева М.С., Шкляева В.С.)
("Финансы", 2022, N 12)Экологические критерии измеряют как прямое, так и косвенное воздействие финансово-хозяйственной деятельности компании на окружающую среду через контроль за уровнем выбросов парниковых газов, потребления энергии, переработки отходов, а также посредством осуществления ряда мер по сохранению биоразнообразия и по возмещению ущерба от наступления экологических рисков (разливы нефти, загрязнение подземных вод, токсичные отходы и т.д.).
(Шальнева М.С., Шкляева В.С.)
("Финансы", 2022, N 12)Экологические критерии измеряют как прямое, так и косвенное воздействие финансово-хозяйственной деятельности компании на окружающую среду через контроль за уровнем выбросов парниковых газов, потребления энергии, переработки отходов, а также посредством осуществления ряда мер по сохранению биоразнообразия и по возмещению ущерба от наступления экологических рисков (разливы нефти, загрязнение подземных вод, токсичные отходы и т.д.).
"Квалификация экологических преступлений: учебное пособие"
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Обязательным элементом объективной стороны является наступление последствий в виде причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Существенный вред может состоять в возникновении заболеваний животных или растений, сокращении поголовья рыбного стада, деградации земель, крупных затратах на мелиорацию и т.д. Пленум Верховного Суда РФ указал, что вопрос о признании размера причиненного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству существенным должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела, а также экологической ценности утраченной или поврежденной территории, акватории или природного объекта, площади распространения загрязняющих веществ, уровня деградации земель, количества уничтоженных (поврежденных) водных биологических ресурсов, животных (с учетом изменения их генетического фонда или изъятия из естественной природной среды), лесных насаждений, сельскохозяйственных культур и т.п. (п. 7 Постановления от 18 октября 2012 г. N 21). Поскольку существенный вред - это конструктивный признак состава загрязнения вод, наличие такого разъяснения частично размывает границы между уголовной, административной и гражданско-правовой ответственностью. Например, Нарьян-Марским судом Ненецкого автономного округа установлено, что 17 октября 2020 г. подсудимый, исполняя обязанности мастера бригады по транспортировке нефти, при вводе в эксплуатацию вновь построенного дюкерного перехода через реку Колву, на участке нефтепровода "Южно-Шапкино - терминал "Харьяга", нарушил утвержденный нефтедобывающей организацией порядок очистки одного из элементов участка нефтепровода. Он дал подчиненным указания, заведомо противоречащие требованиям промышленной безопасности опасных производственных объектов, что повлекло за собой разлив нефти. В результате совершенного преступления произошло загрязнение нефтепродуктами почвы земельного участка прибрежной зоны реки в границах Ненецкого автономного округа и в районе Харьягинского нефтяного месторождения. Был причинен крупный ущерб и вред Российской Федерации, почве и водным объектам в размере 24,9 млн рублей. Ущерб возмещен нефтедобывающей организацией в полном объеме, а подсудимый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 250 УК РФ.
(Питулько К.В., Коряковцев В.В.)
("КНОРУС", 2023)Обязательным элементом объективной стороны является наступление последствий в виде причинения существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Существенный вред может состоять в возникновении заболеваний животных или растений, сокращении поголовья рыбного стада, деградации земель, крупных затратах на мелиорацию и т.д. Пленум Верховного Суда РФ указал, что вопрос о признании размера причиненного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству существенным должен решаться судом в каждом конкретном случае с учетом фактических обстоятельств дела, а также экологической ценности утраченной или поврежденной территории, акватории или природного объекта, площади распространения загрязняющих веществ, уровня деградации земель, количества уничтоженных (поврежденных) водных биологических ресурсов, животных (с учетом изменения их генетического фонда или изъятия из естественной природной среды), лесных насаждений, сельскохозяйственных культур и т.п. (п. 7 Постановления от 18 октября 2012 г. N 21). Поскольку существенный вред - это конструктивный признак состава загрязнения вод, наличие такого разъяснения частично размывает границы между уголовной, административной и гражданско-правовой ответственностью. Например, Нарьян-Марским судом Ненецкого автономного округа установлено, что 17 октября 2020 г. подсудимый, исполняя обязанности мастера бригады по транспортировке нефти, при вводе в эксплуатацию вновь построенного дюкерного перехода через реку Колву, на участке нефтепровода "Южно-Шапкино - терминал "Харьяга", нарушил утвержденный нефтедобывающей организацией порядок очистки одного из элементов участка нефтепровода. Он дал подчиненным указания, заведомо противоречащие требованиям промышленной безопасности опасных производственных объектов, что повлекло за собой разлив нефти. В результате совершенного преступления произошло загрязнение нефтепродуктами почвы земельного участка прибрежной зоны реки в границах Ненецкого автономного округа и в районе Харьягинского нефтяного месторождения. Был причинен крупный ущерб и вред Российской Федерации, почве и водным объектам в размере 24,9 млн рублей. Ущерб возмещен нефтедобывающей организацией в полном объеме, а подсудимый признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 250 УК РФ.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Норма п. 3 ч. 2 комментируемой статьи возлагает на собственников водных объектов и водопользователей обязанность по информированию органов власти об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах. Данная норма разрешает распространить на соответствующих участников водных отношений предписания относительно гласности и информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные ст. 6 Закона о ЧС. Согласно ч. 4 ст. 6 этого Закона организации обязаны своевременно представлять в установленном порядке в компетентные органы информацию в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок информирования по этим вопросам предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334 <1>, а по фактам разлива нефти и нефтепродуктов - Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2366 <2>, и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 <3>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Норма п. 3 ч. 2 комментируемой статьи возлагает на собственников водных объектов и водопользователей обязанность по информированию органов власти об авариях и иных чрезвычайных ситуациях на водных объектах. Данная норма разрешает распространить на соответствующих участников водных отношений предписания относительно гласности и информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, предусмотренные ст. 6 Закона о ЧС. Согласно ч. 4 ст. 6 этого Закона организации обязаны своевременно представлять в установленном порядке в компетентные органы информацию в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Порядок информирования по этим вопросам предусмотрен Постановлением Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334 <1>, а по фактам разлива нефти и нефтепродуктов - Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2020 г. N 2366 <2>, и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. N 2451 <3>.