Размер потребительской корзины
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер потребительской корзины (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации""Исходя из статьи 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы. В состав потребительской корзины включаются необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания."
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1 "Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе" Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации""Исходя из статьи 1 Федерального закона от 24.10.1997 N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, включающей минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а также обязательные платежи и сборы."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Может ли безусловный базовый доход заменить социальное обеспечение?
(Жаворонков Р.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)Аргумент второй - выплата ББД потребует привлечения чрезмерно больших средств. Расчеты показывают, что экономически реализовать данную концепцию в России достаточно проблематично. Так, расчеты с использованием данных 2016 г. показали, что выплата всем гражданам ББД в размере 5,5 тыс. руб. возможна при условии отмены всех социальных пособий и пенсий <12>. Если все средства федерального бюджета, предназначенные для выплаты пенсий и социальных пособий, направить на выплату всему населению ББД в размере прожиточного минимума, то их хватит не более чем на 3 месяца <13>. Объем денежных средств на выплату ББД в размере МРОТ может составить, по одним расчетам, 84%, по другим - 100% всех расходов федерального бюджета; в размере прожиточного минимума - 109% <14>. Для выплаты ББД в размере минимальной потребительской корзины потребуется 16% ВВП <15>. Для сравнения, совокупные расходы на функционирование здравоохранения (государственные и страховые) в нашей стране не превышают 2,8 - 3,1% ВВП <16>.
(Жаворонков Р.Н.)
("Социальное и пенсионное право", 2021, N 3)Аргумент второй - выплата ББД потребует привлечения чрезмерно больших средств. Расчеты показывают, что экономически реализовать данную концепцию в России достаточно проблематично. Так, расчеты с использованием данных 2016 г. показали, что выплата всем гражданам ББД в размере 5,5 тыс. руб. возможна при условии отмены всех социальных пособий и пенсий <12>. Если все средства федерального бюджета, предназначенные для выплаты пенсий и социальных пособий, направить на выплату всему населению ББД в размере прожиточного минимума, то их хватит не более чем на 3 месяца <13>. Объем денежных средств на выплату ББД в размере МРОТ может составить, по одним расчетам, 84%, по другим - 100% всех расходов федерального бюджета; в размере прожиточного минимума - 109% <14>. Для выплаты ББД в размере минимальной потребительской корзины потребуется 16% ВВП <15>. Для сравнения, совокупные расходы на функционирование здравоохранения (государственные и страховые) в нашей стране не превышают 2,8 - 3,1% ВВП <16>.
Статья: Оценка эффективности реализации мер по повышению материального содержания российских пенсионеров и разработка альтернативных мер их социального обеспечения
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Повышение качества и уровня жизни российских граждан является приоритетной задачей в области реализации государственной политики Российской Федерации. От ее решения непосредственно зависит устойчивость социально-экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является государством социальным <1>, и для того, чтобы в полной мере реализовать эту функцию, в первую очередь необходимо решить проблему повышения уровня жизни населения, в том числе лиц старшего поколения. В рамках решения этой задачи в последние годы сделано немало, в частности, с 2021 г. изменена методология расчета прожиточного минимума (далее - ПМ) в стране, и вместо привязки ПМ к стоимости условной потребительской корзины размер ПМ определяется как установленное соотношение (44,2%) от размера медианного среднедушевого дохода, что должно привести к повышению минимальных стандартов жизни граждан, которые теперь должны повышаться соразмерно общему росту доходов населения <2>. При этом в отношении лиц пенсионного возраста установлена важная норма, касающаяся минимального размера материального обеспечения пенсионера, которое не может составлять сумму ниже ПМ пенсионера <3>. Однако само по себе изменение методологии определения минимальных жизненных стандартов не может обеспечить повышение уровня жизни граждан, поэтому в отношении социально уязвимых групп населения необходимо принимать упреждающие меры, направленные на недопущение их скатывания в бедность и обеспечение им достойного уровня жизни.
(Сафонов А.Л., Некипелова Д.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 2)Повышение качества и уровня жизни российских граждан является приоритетной задачей в области реализации государственной политики Российской Федерации. От ее решения непосредственно зависит устойчивость социально-экономического развития нашей страны в долгосрочной перспективе. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация является государством социальным <1>, и для того, чтобы в полной мере реализовать эту функцию, в первую очередь необходимо решить проблему повышения уровня жизни населения, в том числе лиц старшего поколения. В рамках решения этой задачи в последние годы сделано немало, в частности, с 2021 г. изменена методология расчета прожиточного минимума (далее - ПМ) в стране, и вместо привязки ПМ к стоимости условной потребительской корзины размер ПМ определяется как установленное соотношение (44,2%) от размера медианного среднедушевого дохода, что должно привести к повышению минимальных стандартов жизни граждан, которые теперь должны повышаться соразмерно общему росту доходов населения <2>. При этом в отношении лиц пенсионного возраста установлена важная норма, касающаяся минимального размера материального обеспечения пенсионера, которое не может составлять сумму ниже ПМ пенсионера <3>. Однако само по себе изменение методологии определения минимальных жизненных стандартов не может обеспечить повышение уровня жизни граждан, поэтому в отношении социально уязвимых групп населения необходимо принимать упреждающие меры, направленные на недопущение их скатывания в бедность и обеспечение им достойного уровня жизни.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012)
(Извлечение)Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на основании требований пп. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.06.2012)
(Извлечение)Не относясь к категории социальных доплат к пенсии, устанавливаемых ст. 121 Федерального закона "О государственной социальной помощи" на основании требований пп. 3, 4 ст. 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", ежемесячные доплаты за выслугу лет, выплачиваемые к трудовой пенсии как государственным гражданским служащим, так и муниципальным служащим за счет средств соответствующих бюджетов, являются одним из видов государственных гарантий пенсионного обеспечения за выслугу лет вне зависимости от размера потребительской корзины и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35
(ред. от 11.05.2007)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.
(ред. от 11.05.2007)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Сведения о величине прожиточного минимума, которые суд вправе использовать для определения индекса роста величины прожиточного минимума, должны исходить от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации на исчисление величины прожиточного минимума и потребительской корзины в данном субъекте Российской Федерации, либо от федерального органа исполнительной власти.