Размер резерва по сомнительным долгам в налоговом учете
Подборка наиболее важных документов по запросу Размер резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 266 "Расходы на формирование резервов по сомнительным долгам" главы 25 "Налог на прибыль организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган выявил неправомерное отражение в составе внереализационных расходов сумм на формирование резервов по сомнительным долгам по операциям с контрагентами и доначислил налог на прибыль. Инспекция полагала, что спорная задолженность не может быть признана сомнительной для формирования резерва в налоговом учете, поскольку, по данным бухгалтерского учета, резерв не создавался; документы общества не позволяют достоверно установить сроки исполнения обязательств спорными контрагентами и проверить правильность расчета величины резерва по сомнительным долгам. Также инспекция указала, что спорная задолженность не может участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, так как обеспечена залогом в силу закона. Суд признал доначисление неправомерным. Суд пришел к выводу, что реальность хозяйственных операций со спорными поставщиками налоговым органом не опровергнута; факт и период возникновения сомнительной задолженности, вопреки позиции налогового органа, подтвержден материалами дела (счетами-фактурами, актами сверки, накладными, актами инвентаризации активов и обязательств, судебными актами по делу о банкротстве контрагента). Суд отклонил довод налогового органа о том, что необходимость формирования резерва по сомнительным долгам возникла у общества в текущем периоде в связи с банкротством одного из контрагентов. Спорная задолженность стала отвечать признакам сомнительности за три года до начала текущего периода. Само по себе начало процедуры банкротства контрагента не изменило критериев сомнительности его долга перед налогоплательщиком и не могло повлиять на дату возникновения долга. Нарушение обществом положений бухгалтерского учета может являться основанием для привлечения к ответственности, но не для отказа в принятии документально подтвержденных расходов для целей исчисления налога на прибыль.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган выявил неправомерное отражение в составе внереализационных расходов сумм на формирование резервов по сомнительным долгам по операциям с контрагентами и доначислил налог на прибыль. Инспекция полагала, что спорная задолженность не может быть признана сомнительной для формирования резерва в налоговом учете, поскольку, по данным бухгалтерского учета, резерв не создавался; документы общества не позволяют достоверно установить сроки исполнения обязательств спорными контрагентами и проверить правильность расчета величины резерва по сомнительным долгам. Также инспекция указала, что спорная задолженность не может участвовать в формировании резерва по сомнительным долгам, так как обеспечена залогом в силу закона. Суд признал доначисление неправомерным. Суд пришел к выводу, что реальность хозяйственных операций со спорными поставщиками налоговым органом не опровергнута; факт и период возникновения сомнительной задолженности, вопреки позиции налогового органа, подтвержден материалами дела (счетами-фактурами, актами сверки, накладными, актами инвентаризации активов и обязательств, судебными актами по делу о банкротстве контрагента). Суд отклонил довод налогового органа о том, что необходимость формирования резерва по сомнительным долгам возникла у общества в текущем периоде в связи с банкротством одного из контрагентов. Спорная задолженность стала отвечать признакам сомнительности за три года до начала текущего периода. Само по себе начало процедуры банкротства контрагента не изменило критериев сомнительности его долга перед налогоплательщиком и не могло повлиять на дату возникновения долга. Нарушение обществом положений бухгалтерского учета может являться основанием для привлечения к ответственности, но не для отказа в принятии документально подтвержденных расходов для целей исчисления налога на прибыль.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Правила создания резерва по сомнительным долгам и списания дебиторской задолженности в бухгалтерском и налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2024)2. Как определяют величину резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете
(КонсультантПлюс, 2024)2. Как определяют величину резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском и налоговом учете
Форма: Справка-расчет резерва по сомнительным долгам в налоговом учете (образец заполнения)
(КонсультантПлюс, 2024)В налоговом учете по состоянию на 31.03.2024 создан резерв по сомнительным долгам в размере 298 255 (двести девяносто восемь тысяч двести пятьдесят пять) руб. 00 коп.
(КонсультантПлюс, 2024)В налоговом учете по состоянию на 31.03.2024 создан резерв по сомнительным долгам в размере 298 255 (двести девяносто восемь тысяч двести пятьдесят пять) руб. 00 коп.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 30.05.2016 N 484
(ред. от 01.10.2024)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")При установлении тарифов для регулируемых организаций, не имеющих статуса регионального оператора, в необходимой валовой выручке таких организаций учитывается вся сумма фактически списанной безнадежной дебиторской задолженности при условии ее документального подтверждения, а также величина экономически обоснованных расходов на создание регулируемой организацией в соответствии с положениями бухгалтерского и налогового учета резерва по сомнительным долгам при условии его документального подтверждения.
(ред. от 01.10.2024)
"О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами"
(вместе с "Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами")При установлении тарифов для регулируемых организаций, не имеющих статуса регионального оператора, в необходимой валовой выручке таких организаций учитывается вся сумма фактически списанной безнадежной дебиторской задолженности при условии ее документального подтверждения, а также величина экономически обоснованных расходов на создание регулируемой организацией в соответствии с положениями бухгалтерского и налогового учета резерва по сомнительным долгам при условии его документального подтверждения.
Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021
(ред. от 16.04.2024)
"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода"
(вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)15(10). При определении экономически обоснованных затрат организаций, оказывающих снабженческо-сбытовые услуги, в составе прочих расходов учитываются расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и учитывается с учетом уплаты налога на прибыль в составе прочих доходов в следующем периоде регулирования.
(ред. от 16.04.2024)
"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода"
(вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)15(10). При определении экономически обоснованных затрат организаций, оказывающих снабженческо-сбытовые услуги, в составе прочих расходов учитываются расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и учитывается с учетом уплаты налога на прибыль в составе прочих доходов в следующем периоде регулирования.