Размеры государственных пенсий
Подборка наиболее важных документов по запросу Размеры государственных пенсий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Пенсия муниципальным служащим (в том числе за выслугу лет)
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, вывод судебных инстанций о том, что исчисленный Б. как муниципальному служащему... муниципального района... области размер пенсии по выслуге лет не может быть ниже гарантированного законом субъекта Российской Федерации размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего... области, нельзя признать правильным..."
(КонсультантПлюс, 2025)Следовательно, вывод судебных инстанций о том, что исчисленный Б. как муниципальному служащему... муниципального района... области размер пенсии по выслуге лет не может быть ниже гарантированного законом субъекта Российской Федерации размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего... области, нельзя признать правильным..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 104 "Льготы по уплате государственной пошлины, основания и порядок освобождения от уплаты государственной пошлины, уменьшения ее размера, предоставления отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины" КАС РФ"Отказывая в удовлетворении ходатайства об освобождении от уплаты государственной пошлины, судья суда первой инстанции правильно руководствовался положениями части 2 статьи 104 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 2 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации и исходил из того, что достаточных и допустимых доказательств, свидетельствующих о тяжелом материальном положении (в том числе, сведений доходе, размере пенсии, сведений из Единого государственного реестра недвижимости об отсутствии имущества), которое не позволяет М.А. нести расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, обосновывающих ходатайство об освобождении от уплаты государственной пошлины, им не представлено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Каков порядок пенсионного обеспечения муниципальных служащих?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом максимальный размер пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности (ч. 2 ст. 24 Закона N 25-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)При этом максимальный размер пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер пенсии государственного гражданского служащего субъекта РФ по соответствующей должности (ч. 2 ст. 24 Закона N 25-ФЗ).
Статья: Принципы и модели организации пенсионной системы государства
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)С нормативной точки зрения организационные основы доходной и расходной частей бюджета пенсионной системы Российской Федерации были заложены Постановлениями Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. N 442-1 и от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), выделение самостоятельного бюджета ПФР и определение правил сбора страховых взносов) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (организация, порядок назначения и индексации пенсий, методика установления размера пенсии). Государственные пенсии были определены в законе как республиканские, что подразумевало одинаковые процедуры и размеры пенсий на всей территории страны (РСФСР), а это было немаловажно для сохранения единства государства.
(Колесник А.П.)
("Социальное и пенсионное право", 2025, N 1)С нормативной точки зрения организационные основы доходной и расходной частей бюджета пенсионной системы Российской Федерации были заложены Постановлениями Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. N 442-1 и от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (создание Пенсионного фонда Российской Федерации (ПФР), выделение самостоятельного бюджета ПФР и определение правил сбора страховых взносов) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (организация, порядок назначения и индексации пенсий, методика установления размера пенсии). Государственные пенсии были определены в законе как республиканские, что подразумевало одинаковые процедуры и размеры пенсий на всей территории страны (РСФСР), а это было немаловажно для сохранения единства государства.
Нормативные акты
Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Глава III. РАЗМЕРЫ ПЕНСИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
(ред. от 31.07.2025)
"О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 06.09.2025)Глава III. РАЗМЕРЫ ПЕНСИЙ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
Статья: Значение понятийного аппарата для выявления сущности и функции социально-обеспечительных выплат
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Надбавки на посторонний уход и на нетрудоспособных иждивенцев и аналогичные повышения фиксированной выплаты однородны по своей сущности: они не связаны с прошлой трудовой деятельностью и устанавливаются в твердых денежных суммах. Поскольку они не являются пособиями, но, по сути, аналогичны им, то включение их в структуру пенсии требует применения особого терминологического аппарата, что исключает применение термина "пособие". В свою очередь, страховая пенсия и расчетный размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению отражают предшествующую трудовую деятельность, т.е. в страховых пенсиях учитываются страховые взносы, страховой стаж, специальный стаж, а в государственных пенсиях - доход (заработная плата или денежное довольствие), а также продолжительность государственной службы. Исходя из этого именно в данном элементе пенсии возможно проявление признака компенсационности: в государственных пенсиях в большей степени, поскольку их размер, как правило, рассчитывается из величины дохода, в страховых пенсиях - в меньшей, так как величина пенсии рассчитывается не из дохода индивида, а из индивидуального коэффициента пенсионера, который определяется суммой страховых взносов, зависящих от величины дохода.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Надбавки на посторонний уход и на нетрудоспособных иждивенцев и аналогичные повышения фиксированной выплаты однородны по своей сущности: они не связаны с прошлой трудовой деятельностью и устанавливаются в твердых денежных суммах. Поскольку они не являются пособиями, но, по сути, аналогичны им, то включение их в структуру пенсии требует применения особого терминологического аппарата, что исключает применение термина "пособие". В свою очередь, страховая пенсия и расчетный размер пенсий по государственному пенсионному обеспечению отражают предшествующую трудовую деятельность, т.е. в страховых пенсиях учитываются страховые взносы, страховой стаж, специальный стаж, а в государственных пенсиях - доход (заработная плата или денежное довольствие), а также продолжительность государственной службы. Исходя из этого именно в данном элементе пенсии возможно проявление признака компенсационности: в государственных пенсиях в большей степени, поскольку их размер, как правило, рассчитывается из величины дохода, в страховых пенсиях - в меньшей, так как величина пенсии рассчитывается не из дохода индивида, а из индивидуального коэффициента пенсионера, который определяется суммой страховых взносов, зависящих от величины дохода.
"Судебная практика и развитие законодательства о труде и социальном обеспечении: научно-практическое пособие"
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Первая основана на произведении стажевого коэффициента к отношению среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации (коэффициент - не свыше 1,2) и к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденных Правительством РФ (1 671 руб. 00 коп.).
(Антонова Н.В., Каменская С.В., Коршунова Т.Ю. и др.)
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова)
("КОНТРАКТ", 2024)Первая основана на произведении стажевого коэффициента к отношению среднемесячного заработка застрахованного лица и среднемесячной заработной платы в Российской Федерации (коэффициент - не свыше 1,2) и к среднемесячной заработной плате в Российской Федерации за период с 1 июля по 30 сентября 2001 г. для исчисления и увеличения размеров государственных пенсий, утвержденных Правительством РФ (1 671 руб. 00 коп.).
Статья: Пенсионные правоотношения: преемственность и развитие научных взглядов А.Д. Зайкина
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)И в современный период, несмотря на радикальную реформу системы финансирования пенсионного обеспечения в 90-х гг. XX в. и введение обязательных пенсионных взносов, пенсионные правоотношения сохраняют алиментарную природу как с экономической, так и с правовой точек зрения, поскольку соответствуют всем перечисленным выше признакам. Во-первых, размеры страховых пенсий имеют не прямую, а лишь весьма косвенную (через индивидуальный коэффициент) связь с величиной обязательных пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, хотя сам факт уплаты взносов и наличие страхового стажа определенной продолжительности являются необходимыми условиями для назначения страховой пенсии. Во-вторых, размеры пенсий государственных служащих исчисляются в процентах от их денежного содержания и финансируются непосредственно из федерального, регионального или муниципального бюджетов, а социальные пенсии назначаются в твердой сумме, установленной в Законе, за счет бюджетов различных уровней.
(Мачульская Е.Е.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 2)И в современный период, несмотря на радикальную реформу системы финансирования пенсионного обеспечения в 90-х гг. XX в. и введение обязательных пенсионных взносов, пенсионные правоотношения сохраняют алиментарную природу как с экономической, так и с правовой точек зрения, поскольку соответствуют всем перечисленным выше признакам. Во-первых, размеры страховых пенсий имеют не прямую, а лишь весьма косвенную (через индивидуальный коэффициент) связь с величиной обязательных пенсионных взносов, уплаченных за застрахованное лицо, хотя сам факт уплаты взносов и наличие страхового стажа определенной продолжительности являются необходимыми условиями для назначения страховой пенсии. Во-вторых, размеры пенсий государственных служащих исчисляются в процентах от их денежного содержания и финансируются непосредственно из федерального, регионального или муниципального бюджетов, а социальные пенсии назначаются в твердой сумме, установленной в Законе, за счет бюджетов различных уровней.
Ситуация: Какие льготы предусмотрены для инвалидов I группы?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.01.2025 инвалидам I группы (кроме инвалидов с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода) устанавливается надбавка (дополнительная надбавка по Закону N 4468-1) к пенсии на уход. Если инвалид I группы получает две пенсии, надбавка (дополнительная надбавка по Закону N 4468-1) устанавливается к одной из них. Если инвалид получает страховую пенсию, надбавка устанавливается путем дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (в размере 1 314 руб. с 01.01.2025). Размер надбавки подлежит ежегодной индексации вместе с соответствующей пенсией. Дополнительная надбавка на уход, предусмотренная Законом N 4468-1, индексируется в порядке, установленном для социальных пенсий. С 01.04.2025 размер надбавки на уход к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительной надбавки по Закону N 4468-1, составляет без учета районных коэффициентов 1 377 руб. (п. п. 1 - 3, 6, 6.1 ст. 18.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 8 ст. 16, ч. 2.1, 13.1, 13.2, 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 45.1, ч. 8 - 10 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ч. 4 ст. 49 Закона N 4468-1; ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ; ч. 3 ст. 5 Закона от 28.02.2025 N 20-ФЗ; Постановление Правительства РФ N 34; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.01.2025 инвалидам I группы (кроме инвалидов с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода) устанавливается надбавка (дополнительная надбавка по Закону N 4468-1) к пенсии на уход. Если инвалид I группы получает две пенсии, надбавка (дополнительная надбавка по Закону N 4468-1) устанавливается к одной из них. Если инвалид получает страховую пенсию, надбавка устанавливается путем дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (в размере 1 314 руб. с 01.01.2025). Размер надбавки подлежит ежегодной индексации вместе с соответствующей пенсией. Дополнительная надбавка на уход, предусмотренная Законом N 4468-1, индексируется в порядке, установленном для социальных пенсий. С 01.04.2025 размер надбавки на уход к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительной надбавки по Закону N 4468-1, составляет без учета районных коэффициентов 1 377 руб. (п. п. 1 - 3, 6, 6.1 ст. 18.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 8 ст. 16, ч. 2.1, 13.1, 13.2, 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 45.1, ч. 8 - 10 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ч. 4 ст. 49 Закона N 4468-1; ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ; ч. 3 ст. 5 Закона от 28.02.2025 N 20-ФЗ; Постановление Правительства РФ N 34; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ N 287).
"Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 2003 г. N 58-ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации"
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, определяется на основании ст. 21 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 ст. 8 и ст. ст. 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
(постатейный)
(Шкатулла В.И., Маркин Н.С., Надвикова В.В.)
(под ред. В.И. Шкатуллы)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Среднемесячный заработок, из которого исчисляется размер пенсии федеральных государственных гражданских служащих, определяется на основании ст. 21 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ. Размер пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим исчисляется из их среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев федеральной государственной гражданской службы, предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1 ст. 8 и ст. ст. 30 - 33 Федерального закона "О страховых пенсиях" (дававшего право на трудовую пенсию в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Ситуация: Какие льготы и гарантии предусмотрены для инвалидов I, II, и III групп?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.01.2025 инвалидам I группы устанавливается надбавка (дополнительная надбавка) к пенсии на уход. Исключение составляют инвалиды с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода. Если инвалид I группы получает две пенсии, надбавка (дополнительная надбавка) устанавливается к одной из них. Если он получает страховую пенсию, надбавка устанавливается путем дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (в размере 1 314 руб. с 01.01.2025). Размер надбавки подлежит ежегодной индексации вместе с соответствующей пенсией. Дополнительная надбавка на уход, предусмотренная Законом от 12.02.1993 N 4468-1, индексируется в порядке, установленном для социальных пенсий. С 01.04.2025 размер надбавки на уход к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительной надбавки на уход, предусмотренной Законом N 4468-1, составляет 1 377 руб. (без учета районных коэффициентов) (п. п. 1 - 3, 6, 6.1 ст. 18.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 8 ст. 16, ч. 2.1, 13.1, 13.2, 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 45.1, ч. 8 - 10 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ч. 4 ст. 49 Закона N 4468-1; ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ; ч. 3 ст. 5 Закона от 28.02.2025 N 20-ФЗ; Постановление Правительства РФ N 34; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ N 287).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)С 01.01.2025 инвалидам I группы устанавливается надбавка (дополнительная надбавка) к пенсии на уход. Исключение составляют инвалиды с детства I группы, к пенсии которых производится ежемесячная выплата в связи с осуществлением за ними ухода. Если инвалид I группы получает две пенсии, надбавка (дополнительная надбавка) устанавливается к одной из них. Если он получает страховую пенсию, надбавка устанавливается путем дополнительного повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии (в размере 1 314 руб. с 01.01.2025). Размер надбавки подлежит ежегодной индексации вместе с соответствующей пенсией. Дополнительная надбавка на уход, предусмотренная Законом от 12.02.1993 N 4468-1, индексируется в порядке, установленном для социальных пенсий. С 01.04.2025 размер надбавки на уход к пенсии по государственному пенсионному обеспечению, дополнительной надбавки на уход, предусмотренной Законом N 4468-1, составляет 1 377 руб. (без учета районных коэффициентов) (п. п. 1 - 3, 6, 6.1 ст. 18.1 Закона N 166-ФЗ; ч. 8 ст. 16, ч. 2.1, 13.1, 13.2, 17 ст. 17 Закона N 400-ФЗ; ч. 1 ст. 45.1, ч. 8 - 10 ст. 46, ч. 1 ст. 48, ч. 4 ст. 49 Закона N 4468-1; ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 7 Закона от 08.08.2024 N 313-ФЗ; ч. 3 ст. 5 Закона от 28.02.2025 N 20-ФЗ; Постановление Правительства РФ N 34; п. п. 1, 3 Постановления Правительства РФ N 287).