Размещение кладбищ
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение кладбищ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Территория (земли) муниципального образования
(КонсультантПлюс, 2025)Суды исходили из следующего: заключением судебной экспертизы и материалами дела подтверждено, что земельный участок... предназначенный для размещения общественного кладбища, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером... относящегося к землям лесного фонда... право государственной собственности на данный участок является разграниченным, участок относится к муниципальной собственности, а его границы подлежат исключению из границ земельного участка с кадастровым номером... относящегося к землям лесного фонда..."
(КонсультантПлюс, 2025)Суды исходили из следующего: заключением судебной экспертизы и материалами дела подтверждено, что земельный участок... предназначенный для размещения общественного кладбища, расположен в границах земельного участка с кадастровым номером... относящегося к землям лесного фонда... право государственной собственности на данный участок является разграниченным, участок относится к муниципальной собственности, а его границы подлежат исключению из границ земельного участка с кадастровым номером... относящегося к землям лесного фонда..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1174 "Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя, и расходов на охрану наследства и управление им" ГК РФ"Не соглашаясь с доводами ответчицы, суд указал на то, что ст. 1174 ГК РФ не содержит положений о возможности возмещения расходов, вызванных смертью наследодателя самому наследнику, понесшему такие расходы, из наследственного имущества. Кроме того, понесенные ответчицей расходы на оказание ритуальных услуг по кремации N 100110 УК-508-2021 (включающий услуги по кремации: сумка для транспортировки урны, урна ритуальная для праха фарфоровая обводка золотом в комплекте с капсулой) на сумму сумма; договор на оказание ритуальных услуг N 118/У-1 385-2021 по захоронению урны с прахом в землю на сумму сумма; договор N СП/116/9.2.1/0036-1239 на размещение семейного (родового) захоронения на Троекуровском кладбище (размер участка 0,80 х 1,10 м) на сумму сумма; договор N 1250 от 04.08.2021 по оказанию услуг санитарной обработки и сохранения тела на сумму сумма; договор на оказание ритуальных услуг N 00097 от 20.08.2021 на установку гранитных изделий, заливку и монтаж цоколя, комплекс работы по сохранению памятника при захоронении, включая стоимость гранитного комплекса и граверных работ на общую сумму сумма, не являются необходимыми, понесены ответчицей сверх необходимого перечня услуг по погребению."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Под запретом размещение кладбищ, скотомогильников <1>, объектов размещения отходов производства и потребления <2>, пунктов захоронения радиоактивных отходов <3>, применение пестицидов и агрохимикатов <4>, а также загрязнение территории веществами, для которых не установлены предельно допустимые концентрации в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <5>.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)Под запретом размещение кладбищ, скотомогильников <1>, объектов размещения отходов производства и потребления <2>, пунктов захоронения радиоактивных отходов <3>, применение пестицидов и агрохимикатов <4>, а также загрязнение территории веществами, для которых не установлены предельно допустимые концентрации в водах водных объектов рыбохозяйственного значения <5>.
Статья: Негаторный иск о возмещении убытков. Комментарий к Определению судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 15 декабря 2022 года N 305-ЭС22-16446
(Мальбин Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Размещение мест погребения на части земельного участка представляет собой один из способов его использования, что указывает на наличие вещно-правовой специфики спора, поэтому в случае ошибочного захоронения на чужом земельном участке собственник такого участка, не будучи лишенным владения участком, должен использовать негаторный иск для устранения нарушения вещного права путем переноса мест погребения с принадлежащего ему земельного участка. Однако в силу прямого указания п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
(Мальбин Д.А.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 11)Размещение мест погребения на части земельного участка представляет собой один из способов его использования, что указывает на наличие вещно-правовой специфики спора, поэтому в случае ошибочного захоронения на чужом земельном участке собственник такого участка, не будучи лишенным владения участком, должен использовать негаторный иск для устранения нарушения вещного права путем переноса мест погребения с принадлежащего ему земельного участка. Однако в силу прямого указания п. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" места погребения не подлежат сносу и могут быть перенесены только по решению органов местного самоуправления в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Нормативные акты
Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ
(ред. от 06.04.2024)
"О погребении и похоронном деле"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения
(ред. от 06.04.2024)
"О погребении и похоронном деле"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)Статья 16. Санитарные и экологические требования к размещению мест погребения
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 3
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
(вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2025)50. Кладбища должны размещаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации <19>.
(ред. от 25.06.2025)
"Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий"
(вместе с "СанПиН 2.1.3684-21. Санитарные правила и нормы...")
(Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 N 62297)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 31.08.2025)50. Кладбища должны размещаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации <19>.
Статья: Чрезвычайные обстоятельства как угрозы безопасности и меры их предотвращения
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
(Федотова Ю.Г.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 4)Проанализировав международный уровень правового регулирования, нужно подчеркнуть, что, безусловно, предупреждение, предотвращение опасных природных явлений, в том числе наводнений и паводков, и ликвидация их последствий являются задачей национальных, российских органов публичной власти, как общефедеральных, так и региональных и муниципальных. Граждане, их объединения и организации участвуют в реализации принятых мер, прежде всего защитных. Так, например, главой государства был доведен Перечень поручений по вопросам ликвидации последствий паводков в отдельных субъектах Российской Федерации, утвержденный им 21 мая 2024 г., N Пр-964. Водным кодексом Российской Федерации определен правовой режим зон затопления и подтопления (ст. 67.1). Установлены запреты на возведение на них объектов капитального строительства, не обеспеченных сооружениями и (или) методами инженерной защиты территорий и объектов от негативного воздействия вод, использование сточных вод в целях повышения почвенного плодородия, размещение скотомогильников, кладбищ, объектов размещения отходов производства и потребления, вредных веществ и т.д. Инженерная защита таких территорий предполагает прежде всего строительство водоограждающих дамб, берегоукрепительных сооружений, искусственное повышение поверхности территорий, устройство свайных фундаментов и др. Что касается населенных пунктов, установления лишь указанных запретов не достаточно: необходимо введение обязанностей по благоустройству данных территорий с учетом требований инженерной защиты. Такие новации предотвратят бесхозяйственное отношение к ним, а запущенное состояние таких территорий, не пригодных для проживания и размещения прочих объектов, не будет угрожать иным, занятым территориям. Кроме того, во время наводнений и паводков некоторые участки автомобильных и железных дорог оказываются в зоне затопления, при этом своевременное строительство более высокого уровня дорожного полотна, мостов и виадуков на таких участках предотвратило бы проблемы с транспортной доступностью населенных пунктов, которые могут оказаться в изоляции в связи с наводнением на близлежащих территориях.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2022 года
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)2. Бюджетное учреждение как некоммерческая организация создается публично-правовым образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственных органов в соответствующих сферах. Следовательно, учреждение, созданное публично-правовым образованием и осуществляющее управление кладбищем, допуская размещение мест погребения на смежном с участком кладбища земельном участке, действует в целях обеспечения реализации полномочий публично-правового образования по решению вопросов местного значения по организации похоронного дела.
(Автонова Е.Д., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 2)2. Бюджетное учреждение как некоммерческая организация создается публично-правовым образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий государственных органов в соответствующих сферах. Следовательно, учреждение, созданное публично-правовым образованием и осуществляющее управление кладбищем, допуская размещение мест погребения на смежном с участком кладбища земельном участке, действует в целях обеспечения реализации полномочий публично-правового образования по решению вопросов местного значения по организации похоронного дела.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (за исключением специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия на территориях морских портов, перечень которых утверждается Правительством РФ, за пределами границ прибрежных защитных полос), пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены <2>;
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)2) размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ (за исключением специализированных хранилищ аммиака, метанола, аммиачной селитры и нитрата калия на территориях морских портов, перечень которых утверждается Правительством РФ, за пределами границ прибрежных защитных полос), пунктов захоронения радиоактивных отходов, а также загрязнение территории загрязняющими веществами, предельно допустимые концентрации которых в водах водных объектов рыбохозяйственного значения не установлены <2>;
Статья: Изъятие земельных участков в целях комплексного развития территории: проблема идентификации публичных нужд
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)в 2022 году - для строительства объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, объектов здравоохранения), а также для размещения мест погребения, городских лесов, скверов, парков, городских садов <21>. На момент подготовки настоящей статьи проект находится на рассмотрении, однако, на наш взгляд, в предложенной редакции он вряд ли будет принят <22>.
(Харинов И.Н., Киль Ю.Э.)
("Закон", 2022, N 12)в 2022 году - для строительства объектов социальной инфраструктуры (дошкольных образовательных организаций, общеобразовательных организаций, объектов здравоохранения), а также для размещения мест погребения, городских лесов, скверов, парков, городских садов <21>. На момент подготовки настоящей статьи проект находится на рассмотрении, однако, на наш взгляд, в предложенной редакции он вряд ли будет принят <22>.