Размещение линейных объектов на земельных участках
Подборка наиболее важных документов по запросу Размещение линейных объектов на земельных участках (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Ограниченные вещные права
(КонсультантПлюс, 2025)...судом первой инстанции верно установлено, что... [ответчик - ред.], имея цель размещения на земельном участке... линейных объектов, правомерно владеет правом ограниченного пользования (сервитут)..."
(КонсультантПлюс, 2025)...судом первой инстанции верно установлено, что... [ответчик - ред.], имея цель размещения на земельном участке... линейных объектов, правомерно владеет правом ограниченного пользования (сервитут)..."
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за разгрузочно-погрузочные работы во дворе многоквартирного дома и установку незаконных ограждений
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением... вынесено постановление о назначении административного наказания... согласно которому предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка... для размещения линейных объектов - шлагбаума и ограждения протяженностью... и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа...
(КонсультантПлюс, 2025)...Управлением... вынесено постановление о назначении административного наказания... согласно которому предприниматель признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.1 КоАП РФ, выразившегося в самовольном занятии земельного участка... для размещения линейных объектов - шлагбаума и ограждения протяженностью... и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)6.4. Правовые позиции судов по спорам, связанным
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)6.4. Правовые позиции судов по спорам, связанным
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Специальные правила оформления прав на земельные участки
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Специальные правила оформления прав на земельные участки
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.
(ред. от 31.07.2025)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"Статья 16. Особенности использования земель или земельных участков, которые находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута для размещения линейных объектов инженерной инфраструктуры и иных технологически связанных с ними объектов капитального строительства, особенности принятия решений об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, решений об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов, особенности образования земельных участков в целях реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, устанавливаются таким федеральным законом.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;
(ред. от 31.07.2025)5) планируются строительство, реконструкция линейного объекта (за исключением случая, если размещение линейного объекта планируется осуществлять на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и для размещения такого линейного объекта не требуются предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и установление сервитутов). Правительством Российской Федерации могут быть установлены иные случаи, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории;
Статья: Особенности размещения линейных объектов на основании публичного сервитута
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Полагаем, что в этом случае решение об отказе в установлении публичного сервитута должно быть принято на стадии рассмотрения ходатайства о его установлении, в котором среди прочего содержится обоснование необходимости установления публичного сервитута - расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, а также обоснование невозможности размещения линейного объекта на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
(Горелова Е.Ю.)
("Экологическое право", 2021, N 4)Полагаем, что в этом случае решение об отказе в установлении публичного сервитута должно быть принято на стадии рассмотрения ходатайства о его установлении, в котором среди прочего содержится обоснование необходимости установления публичного сервитута - расчеты и доводы, касающиеся наиболее целесообразного способа установления публичного сервитута, а также обоснование невозможности размещения линейного объекта на земельных участках общего пользования или в границах земель общего пользования, территории общего пользования, на землях и (или) земельном участке, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам или юридическим лицам.
Готовое решение: Как выкупить государственный или муниципальный земельный участок под зданием или сооружением
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время собственникам сооружений, которые могут размещаться на публичных земельных участках на основании сервитута, или публичного сервитута, или в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, такие участки в собственность не предоставляются (п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ предусматривает соответствующие основания для сервитута. Например, линейный объект может быть размещен на земельном участке на основании соглашения об установлении сервитута, если такой объект не препятствует разрешенному использованию публичного участка (пп. 1 ст. 39.23 ЗК РФ). На определенных условиях и с учетом ряда исключений можно установить и публичный сервитут. Следовательно, в силу п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок в этих случаях не подлежит передаче в собственность собственнику линейного объекта.
(КонсультантПлюс, 2025)В то же время собственникам сооружений, которые могут размещаться на публичных земельных участках на основании сервитута, или публичного сервитута, или в соответствии со ст. 39.36 ЗК РФ, такие участки в собственность не предоставляются (п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ). Земельный кодекс РФ предусматривает соответствующие основания для сервитута. Например, линейный объект может быть размещен на земельном участке на основании соглашения об установлении сервитута, если такой объект не препятствует разрешенному использованию публичного участка (пп. 1 ст. 39.23 ЗК РФ). На определенных условиях и с учетом ряда исключений можно установить и публичный сервитут. Следовательно, в силу п. 1.1 ст. 39.20 ЗК РФ земельный участок в этих случаях не подлежит передаче в собственность собственнику линейного объекта.
Статья: Порядок строительства объектов электросетевого хозяйства
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)6. Оформление земельных участков в целях размещения
(Скрыпник Д.Ю.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)6. Оформление земельных участков в целях размещения
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют установленные федеральным законом случаи, когда границы земельных участков могут пересекать границы территориальных зон. Так, это возможно, если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Исключение составляют установленные федеральным законом случаи, когда границы земельных участков могут пересекать границы территориальных зон. Так, это возможно, если образуемый земельный участок предназначен для размещения линейных объектов.
Статья: Обзор нового законодательства
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Письмо Росреестра от 23 июля 2024 г. N 18-6881-ТГ/24 "По
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2024, N 6)Письмо Росреестра от 23 июля 2024 г. N 18-6881-ТГ/24 "По
Готовое решение: Какие особенности строительства линейных объектов
(КонсультантПлюс, 2025)реквизиты проекта планировки территории, если для размещения линейного объекта не требуется образование земельного участка.
(КонсультантПлюс, 2025)реквизиты проекта планировки территории, если для размещения линейного объекта не требуется образование земельного участка.
Статья: Публичный сервитут как основание использования земельных участков, занятых линейными объектами
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В статье проанализированы особенности публичного сервитута как механизма, направленного на обеспечение возможности эффективного использования земель и земельных участков для размещения линейных объектов заинтересованными лицами. Сделан акцент на вопросах, касающихся определения сущности актов, устанавливающих публичные сервитуты, диспозитивного подхода в судебной практике относительно наличия возможности выбора публичного и гражданско-правового сервитутов. По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии ограничений и произвольного применения отдельных норм, регулирующих порядок установления публичного сервитута, на примере соотношения доктринального и правоприменительного подходов в реализации положений земельного и специальных законодательных актов с точки зрения существующей юридической техники.
(Фадеев М.М.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2024, N 3)В статье проанализированы особенности публичного сервитута как механизма, направленного на обеспечение возможности эффективного использования земель и земельных участков для размещения линейных объектов заинтересованными лицами. Сделан акцент на вопросах, касающихся определения сущности актов, устанавливающих публичные сервитуты, диспозитивного подхода в судебной практике относительно наличия возможности выбора публичного и гражданско-правового сервитутов. По результатам проведенного анализа сделан вывод об отсутствии ограничений и произвольного применения отдельных норм, регулирующих порядок установления публичного сервитута, на примере соотношения доктринального и правоприменительного подходов в реализации положений земельного и специальных законодательных актов с точки зрения существующей юридической техники.
"Научно-практический комментарий к Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении норм о самовольной постройке"
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)19.2. Общее правило состоит в том, что использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок. Исключением из этого правила является ситуация, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется. Исчерпывающий перечень этих исключений установлен ч. 4 ст. 36 ГрК и включает четыре пункта: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, как включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и выявленных; 2) в границах территорий общего пользования; 3) земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.
(Алексеев В.А.)
("Проспект", 2025)19.2. Общее правило состоит в том, что использование земельного участка в целях строительства осуществляется исходя из видов разрешенного использования, предусмотренных градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, в которой расположен участок. Исключением из этого правила является ситуация, когда на земельный участок действие градостроительного регламента не распространяется. Исчерпывающий перечень этих исключений установлен ч. 4 ст. 36 ГрК и включает четыре пункта: 1) в границах территорий памятников и ансамблей, как включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), так и выявленных; 2) в границах территорий общего пользования; 3) земельные участки, предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; 4) земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых.