Разработка проекта рекультивации
Подборка наиболее важных документов по запросу Разработка проекта рекультивации (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Административная ответственность и проверки: Административная ответственность за загрязнение почвы
(КонсультантПлюс, 2025)Общество осуществляло строительство дороги, чем причинило вред почве как объекту окружающей среды. В результате Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Управление обратилось к Обществу с требованиями о взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, и об обязании общества в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земель.
(КонсультантПлюс, 2025)Общество осуществляло строительство дороги, чем причинило вред почве как объекту окружающей среды. В результате Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Управление обратилось к Обществу с требованиями о взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, и об обязании общества в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земель.
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 337 "Добытое полезное ископаемое" главы 26 "Налог на добычу полезных ископаемых" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, рабочий проект разработки и рекультивации месторождения ПГС не содержит информацию о соответствии непосредственно добытой ПГС требованиям ГОСТ. Природная ПГС, добываемая на месторождении, не соответствует требованиям ГОСТ и не может быть использована в природном виде для строительных работ.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика необоснованной, рабочий проект разработки и рекультивации месторождения ПГС не содержит информацию о соответствии непосредственно добытой ПГС требованиям ГОСТ. Природная ПГС, добываемая на месторождении, не соответствует требованиям ГОСТ и не может быть использована в природном виде для строительных работ.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Определение убытков, причиненных занятием сельскохозяйственных угодий при установлении публичного сервитута для строительства линейного объекта
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Обеспечить рекультивацию земель обязаны лица (обладатели сервитута "организации-линейщики"), деятельность которых привела к ухудшению качества земли (из-за загрязнения, нарушения почвенного слоя и т.п.). Ими обеспечивается разработка проекта рекультивации земель на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
(Баринов Н.П., Гавриленко И.В., Усольцева Г.В., Сергеева И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 9)Обеспечить рекультивацию земель обязаны лица (обладатели сервитута "организации-линейщики"), деятельность которых привела к ухудшению качества земли (из-за загрязнения, нарушения почвенного слоя и т.п.). Ими обеспечивается разработка проекта рекультивации земель на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка.
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Системный анализ требований п. 5 ст. 13, п. 2 ст. 62, п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, а также положений п. п. 3, 4, 35, 36 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, позволяет разграничивать две категории лиц, которыми обеспечивается разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель:
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Системный анализ требований п. 5 ст. 13, п. 2 ст. 62, п. 3 ст. 76 Земельного кодекса РФ, а также положений п. п. 3, 4, 35, 36 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 10.07.2018 N 800, позволяет разграничивать две категории лиц, которыми обеспечивается разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель:
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Во исполнение предписания управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) причинитель вреда приступил к разработке проекта рекультивации поврежденного земельного участка. Спустя десять месяцев с момента выдачи предписания управление Россельхознадзора обратилось в суд с иском об обязании арендатора провести рекультивацию нарушенного земельного участка и о взыскании убытков.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Во исполнение предписания управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (далее - Россельхознадзор) причинитель вреда приступил к разработке проекта рекультивации поврежденного земельного участка. Спустя десять месяцев с момента выдачи предписания управление Россельхознадзора обратилось в суд с иском об обязании арендатора провести рекультивацию нарушенного земельного участка и о взыскании убытков.
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Общество осуществляло строительство дороги, чем причинило вред почве как объекту окружающей среды. В результате Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Управление обратилось к Обществу с требованиями о взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, и об обязании общества в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земель.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 07.04.2021)Общество осуществляло строительство дороги, чем причинило вред почве как объекту окружающей среды. В результате Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ. Управление обратилось к Обществу с требованиями о взыскании денежных средств в возмещение вреда, причиненного почве как объекту охраны окружающей среды, и об обязании общества в двухмесячный срок со дня вступления в силу решения суда разработать проект рекультивации и провести рекультивацию земель.
Готовое решение: Как провести рекультивацию земель
(КонсультантПлюс, 2025)Для того чтобы провести рекультивацию, первоначально нужно разработать проект рекультивации. При необходимости согласуйте его или направьте на экологическую экспертизу. После этого вы сами должны утвердить проект.
(КонсультантПлюс, 2025)Для того чтобы провести рекультивацию, первоначально нужно разработать проект рекультивации. При необходимости согласуйте его или направьте на экологическую экспертизу. После этого вы сами должны утвердить проект.
Статья: Защита прокурором в судебном порядке публичных интересов в сфере собственности
(Леонтьев Л.Л.)
("Законность", 2021, N 9)Судебной коллегией по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оставлены без изменения решение Советского районного суда г. Томска от 25 сентября 2019 г. и Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 10 февраля 2020 г. по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Томского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по разработке проекта рекультивации земельного участка, возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка и провести мероприятия в соответствии с этим проектом <4>. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, конституционные положения (ст. 9, 36 Конституции) в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Эта конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии. В связи с тем что эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановления от 14 мая 2009 г. N 8-П, от 5 марта 2013 г. N 5-П; Определение от 9 февраля 2016 г. N 225-О).
(Леонтьев Л.Л.)
("Законность", 2021, N 9)Судебной коллегией по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оставлены без изменения решение Советского районного суда г. Томска от 25 сентября 2019 г. и Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Томского областного суда от 10 февраля 2020 г. по административному исковому заявлению исполняющего обязанности Томского межрайонного природоохранного прокурора к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия, выразившегося в неисполнении обязанностей по разработке проекта рекультивации земельного участка, возложении обязанности разработать проект рекультивации земельного участка и провести мероприятия в соответствии с этим проектом <4>. Как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, конституционные положения (ст. 9, 36 Конституции) в единстве с провозглашенными в преамбуле Конституции целью обеспечения благополучия нынешнего и будущих поколений и ответственностью перед ними определяют взаимообусловленность закрепленных Конституцией права каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42), и обязанности сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58). Эта конституционная обязанность имеет всеобщий характер и, будучи частью обеспечительного механизма реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и других экологических прав, распространяется как на граждан, так и на юридические лица, что с необходимостью предполагает их ответственность за состояние экологии. В связи с тем что эксплуатация природных ресурсов, их вовлечение в хозяйственный оборот наносят ущерб окружающей среде, издержки на осуществление государством мероприятий по ее восстановлению в условиях рыночной экономики должны покрываться прежде всего за счет субъектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую природную среду; публичная власть, также несущая конституционную ответственность за сохранение природы и окружающей среды, обязана, в свою очередь, принимать меры, направленные на сдерживание загрязнения окружающей среды, предупреждение и минимизацию экологических рисков (Постановления от 14 мая 2009 г. N 8-П, от 5 марта 2013 г. N 5-П; Определение от 9 февраля 2016 г. N 225-О).
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, позицию налогоплательщика необоснованной, в техническом проекте разработки и рекультивации участка гравийно-песчаных пород технологические операции с выемки породы до момента реализации продукции конечным покупателям определены как последовательность: добычных работ; затем приема и обработки полезного ископаемого; затем операций на погрузочно-складском комплексе, описывающих складирование именно гравия и песка для отгрузки потребителям.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)Как указал суд, позицию налогоплательщика необоснованной, в техническом проекте разработки и рекультивации участка гравийно-песчаных пород технологические операции с выемки породы до момента реализации продукции конечным покупателям определены как последовательность: добычных работ; затем приема и обработки полезного ископаемого; затем операций на погрузочно-складском комплексе, описывающих складирование именно гравия и песка для отгрузки потребителям.
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Мероприятия по рекультивации и консервации земель проводятся в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 <16> (далее - Правила). При этом согласно пункту 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных ЗК РФ, Лесным кодексом Российской Федерации <17>, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, включая радиоактивные, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения. В силу пункта 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)Мероприятия по рекультивации и консервации земель проводятся в соответствии с Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2018 г. N 800 <16> (далее - Правила). При этом согласно пункту 6 Правил рекультивации в обязательном порядке подлежат нарушенные земли в случаях, предусмотренных ЗК РФ, Лесным кодексом Российской Федерации <17>, другими федеральными законами, а также земли, которые подверглись загрязнению химическими веществами, включая радиоактивные, иными веществами и микроорганизмами, содержание которых не соответствует нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушенные земли сельскохозяйственного назначения. В силу пункта 3 Правил разработка проекта рекультивации земель и рекультивация земель, разработка проекта консервации земель и консервация земель обеспечиваются лицами, деятельность которых привела к деградации земель, в том числе правообладателями земельных участков, лицами, использующими земельные участки на условиях сервитута, публичного сервитута, а также лицами, использующими земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
Статья: Оформление прав на публичные земельные участки для целей разработки месторождений полезных ископаемых: практические аспекты
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Но это не единственная проблема, спровоцированная Законом о переводе земель. Как вытекает из его положений, без проекта рекультивации перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности невозможен, и суды, исходя из этого, признают отказ в переводе обоснованным. Так, Арбитражный суд Поволжского округа <32> отказался признать неправомерным отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка недропользователю, поскольку земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу ст. 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением. В обоснование своего отказа суд сослался на п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель, согласно которому перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. К аналогичному выводу приходят и другие суды <33>. Вместе с тем согласно п. 3 Правил проведения рекультивации <34> разработка проекта рекультивации обеспечивается лицами, у которых имеется правоустанавливающий документ на земельный участок. Это вполне естественно.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2024, N 5)Но это не единственная проблема, спровоцированная Законом о переводе земель. Как вытекает из его положений, без проекта рекультивации перевод земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности невозможен, и суды, исходя из этого, признают отказ в переводе обоснованным. Так, Арбитражный суд Поволжского округа <32> отказался признать неправомерным отказ администрации в предоставлении в аренду земельного участка недропользователю, поскольку земельный участок сельскохозяйственного назначения может быть использован для добычи полезных ископаемых лишь после перевода данного участка из указанной категории. До этого момента его правовой режим использования в силу ст. 42, 78 ЗК РФ ограничен его целевым назначением. В обоснование своего отказа суд сослался на п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель, согласно которому перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, в том числе связанных с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель. К аналогичному выводу приходят и другие суды <33>. Вместе с тем согласно п. 3 Правил проведения рекультивации <34> разработка проекта рекультивации обеспечивается лицами, у которых имеется правоустанавливающий документ на земельный участок. Это вполне естественно.
"Обзор судебной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (июнь 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ФАС России поступило обращение ООО "ГП "ЕКС" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и разработку проекта рекультивации загрязненной территории ФГУП "ПО "КХК "Енисей" (далее - Конкурс). Кроме того, на основании обращения была проведена внеплановая проверка в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)В ФАС России поступило обращение ООО "ГП "ЕКС" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Заказчик), комиссии по осуществлению закупок Министерства промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Комиссия по осуществлению закупок) при проведении Заказчиком, Комиссией по осуществлению закупок, АО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и разработку проекта рекультивации загрязненной территории ФГУП "ПО "КХК "Енисей" (далее - Конкурс). Кроме того, на основании обращения была проведена внеплановая проверка в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе.
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)С позиции рассмотрения снятия плодородного слоя почвы как вполне самостоятельной меры примечателен Перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения <14>. В частности, к соответствующим работам отнесен определенный круг земляных работ, среди которых названо снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы). Таким образом, в данном документе имеются в виду отдельного рода работы, проводящиеся на самой ранней стадии деятельности, не обусловленные созданием проекта рекультивации и необходимостью проведения самой рекультивации. Они обоснованно рассматриваются при этом как не причиняющие существенного вреда окружающей среде, собственно, по той причине, что снятие плодородного слоя почвы и есть мера охраны земли как составной части окружающей среды.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)С позиции рассмотрения снятия плодородного слоя почвы как вполне самостоятельной меры примечателен Перечень видов подготовительных работ, не причиняющих существенного вреда окружающей среде и ее компонентам, которые могут выполняться до выдачи разрешения на строительство объекта федерального значения, объекта регионального значения, объекта местного значения <14>. В частности, к соответствующим работам отнесен определенный круг земляных работ, среди которых названо снятие и хранение плодородного слоя почвы (при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы). Таким образом, в данном документе имеются в виду отдельного рода работы, проводящиеся на самой ранней стадии деятельности, не обусловленные созданием проекта рекультивации и необходимостью проведения самой рекультивации. Они обоснованно рассматриваются при этом как не причиняющие существенного вреда окружающей среде, собственно, по той причине, что снятие плодородного слоя почвы и есть мера охраны земли как составной части окружающей среды.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- разработка проектов рекультивационных и иных восстановительных работ;
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)- разработка проектов рекультивационных и иных восстановительных работ;
"Обзор административной практики в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд (август 2023 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Минпромторгом России (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок Минпромторга России проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и разработку проекта рекультивации загрязненной территории ФГУП "ПО "КХК "Енисей" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009522000099) (далее - Конкурс, Извещение).
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Минпромторгом России (далее - Заказчик), Комиссией по осуществлению закупок Минпромторга России проведен открытый конкурс в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение инженерных изысканий и разработку проекта рекультивации загрязненной территории ФГУП "ПО "КХК "Енисей" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100009522000099) (далее - Конкурс, Извещение).