Разрешение на строительство до введения в действие градостроительного кодекса
Подборка наиболее важных документов по запросу Разрешение на строительство до введения в действие градостроительного кодекса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 22.08.2022 N Ф09-5281/22 по делу N А34-8351/2021
Требование: О признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на завершенный строительством объект - систему водоснабжения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку получение разрешения на ввод системы водоснабжения в эксплуатацию не требовалось с учетом того, что диаметр водопровода не превышал установленной величины, заявление об осуществлении кадастрового учета и регистрации права подано после вступления в силу нормативного акта, установившего перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство.Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном 19.03.2014, действие градостроительных норм распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей случаи, когда для возведения строения или его реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Требование: О признании незаконным отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и регистрации права собственности на завершенный строительством объект - систему водоснабжения.
Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку получение разрешения на ввод системы водоснабжения в эксплуатацию не требовалось с учетом того, что диаметр водопровода не превышал установленной величины, заявление об осуществлении кадастрового учета и регистрации права подано после вступления в силу нормативного акта, установившего перечень случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство.Кроме того, согласно правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, сформулированной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденном 19.03.2014, действие градостроительных норм распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (например, в соответствии со статьей 9 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" положения части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, определяющей случаи, когда для возведения строения или его реконструкции не требуется выдача разрешения на строительство, применяются также в отношении указанных в ней объектов, которые были построены, реконструированы или изменены до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25.10.2023 N 88-30405/2023 по делу N 2-3654/2022
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой, сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что спорный объект обладает признаками самовольной постройки, в связи с чем подлежит сносу.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции с учетом года постройки спорного здания и введения ее в гражданский оборот задолго до принятия и введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признания юридически действительными права на объект недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласился с решением суда, отклонив довод об отсутствии доказательств получения разрешения на строительство, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Категория спора: Защита прав на землю.
Требования: О признании объекта самовольной постройкой, сносе самовольной постройки.
Обстоятельства: Истец указал, что спорный объект обладает признаками самовольной постройки, в связи с чем подлежит сносу.
Решение: Отказано.Суд апелляционной инстанции с учетом года постройки спорного здания и введения ее в гражданский оборот задолго до принятия и введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, признания юридически действительными права на объект недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", согласился с решением суда, отклонив довод об отсутствии доказательств получения разрешения на строительство, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы квалификации самовольных построек в современном российском праве
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)По мнению автора настоящей статьи, если эта проблема, несмотря на прямое указание в статье 222 ГК РФ на необходимость конкретного публично-правового требования как на начало, так и на конец строительства, и существовала, то суды могли обходить ее посредством применения принципа добросовестности. В дальнейшем же действие пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ было и вовсе ограничено. Так, в соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2025 года применительно к объектам, в отношении которых разрешения на строительство выданы до 1 января 2023 года и в отношении которых не выданы разрешения на ввод в эксплуатацию, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляется в случае несоответствия разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта. При этом положения пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ не применяются.
(Карпов И.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)По мнению автора настоящей статьи, если эта проблема, несмотря на прямое указание в статье 222 ГК РФ на необходимость конкретного публично-правового требования как на начало, так и на конец строительства, и существовала, то суды могли обходить ее посредством применения принципа добросовестности. В дальнейшем же действие пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ было и вовсе ограничено. Так, в соответствии с частью 10 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" до 1 января 2025 года применительно к объектам, в отношении которых разрешения на строительство выданы до 1 января 2023 года и в отношении которых не выданы разрешения на ввод в эксплуатацию, отказ в выдаче разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию осуществляется в случае несоответствия разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством, на дату выдачи разрешения на строительство такого объекта. При этом положения пункта 5 части 6 статьи 55 ГрК РФ не применяются.
Статья: О практических проблемах "лесной амнистии" при реализации процедуры на дачных участках
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Однако не имеется, к примеру, ни одного руководящего указания Министерства экономического развития РФ, Рослесхоза или постановления Верховного Суда РФ, которым бы подконтрольных лиц призывали применять один федеральный закон, попирая другой. Речь идет о том, что и суды, и органы исполнительной власти в данной ситуации испрашивают у заявителя разрешение на строительство таких построек по ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, акты ввода в эксплуатацию по ст. 55 или уведомления о соответствии, полученные в ответ на уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ <8>. При этом подчас не принимаются во внимание разрешения на строительство и акты ввода в эксплуатацию, выданные до вступления в силу ныне действующего Градостроительного кодекса РФ. Убедившись в том, что ОКСы зарегистрированы по декларации, государственные органы, от которых зависит вынесение положительного решения по загородному владению, полностью игнорируют такие постройки и выносят отрицательное решение по прохождению процедуры "лесной амнистии" либо по обжалованию такого отказа в судебном порядке.
(Ефимова Е.И.)
("Хозяйство и право", 2024, N 4)Однако не имеется, к примеру, ни одного руководящего указания Министерства экономического развития РФ, Рослесхоза или постановления Верховного Суда РФ, которым бы подконтрольных лиц призывали применять один федеральный закон, попирая другой. Речь идет о том, что и суды, и органы исполнительной власти в данной ситуации испрашивают у заявителя разрешение на строительство таких построек по ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, акты ввода в эксплуатацию по ст. 55 или уведомления о соответствии, полученные в ответ на уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома по ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ <8>. При этом подчас не принимаются во внимание разрешения на строительство и акты ввода в эксплуатацию, выданные до вступления в силу ныне действующего Градостроительного кодекса РФ. Убедившись в том, что ОКСы зарегистрированы по декларации, государственные органы, от которых зависит вынесение положительного решения по загородному владению, полностью игнорируют такие постройки и выносят отрицательное решение по прохождению процедуры "лесной амнистии" либо по обжалованию такого отказа в судебном порядке.
Нормативные акты
Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2. Не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи. При этом правила пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются.
(ред. от 08.08.2024)
"О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации"2. Не требуется предоставление градостроительного плана земельного участка для ввода объекта в эксплуатацию в случае, если разрешение на строительство выдано до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также в случае, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи. При этом правила пункта 2 части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации не применяются.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)8) подача заявления о внесении изменений в разрешение на строительство менее чем за десять рабочих дней до истечения срока действия разрешения на строительство.