Реабилитирующие основания прекращения дела об административном правонарушении
Подборка наиболее важных документов по запросу Реабилитирующие основания прекращения дела об административном правонарушении (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 27.13 "Задержание транспортного средства" КоАП РФ"Анализ положений статей 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, 15, 125, 1069, 1070, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, влечет вывод о наличии у гражданина права на возмещение убытков, связанных с необоснованным привлечением к административной ответственности, в том числе и расходов, связанных с задержанием транспортного средства, поскольку производство по делу об административном правонарушении прекращено по реабилитирующим основаниям, истец был вынужден нести указанные расходы, следовательно, причиненные истцу убытки в виде указанных расходов подлежат возмещению за счет средств казны Российской Федерации."
Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.12.2024 N 18АП-15172/2024 по делу N А07-37273/2023
Требование: О признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.То обстоятельство, что помимо указанного не реабилитирующего основания прекращения производства по делу об административном правонарушении фактически имеется такое реабилитирующее заявителя основание, как отсутствие в его действиях состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), не исключает правомерности принятия управлением решения о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Требование: О признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении по части 3 статьи 10.8 КоАП РФ.
Решение: Требование удовлетворено в части.То обстоятельство, что помимо указанного не реабилитирующего основания прекращения производства по делу об административном правонарушении фактически имеется такое реабилитирующее заявителя основание, как отсутствие в его действиях состава административного правонарушения (пункт 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ), не исключает правомерности принятия управлением решения о необходимости прекращения производства по делу об административном правонарушении.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Базовый дискурс деликтного права в контексте разъяснений Верховного Суда РФ о компенсации морального вреда
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)В соответствии с п. 41 Постановления N 33 защита прав гражданина (включая компенсацию причиненного ему морального вреда), в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено по реабилитирующим основаниям, осуществляется по общим основаниям ответственности (ст. 1069 ГК РФ) или по специальным основаниям, в том числе независимо от вины причинивших вред государственных органов и должностных лиц (п. 1 ст. 1070 ГК РФ) <45>. Приведенная позиция закрепляет расширительное толкование правила п. 1 ст. 1070, в котором в качестве объективного признака деликта с участием потерпевшего гражданина названо лишь незаконное привлечение гражданина к административной ответственности в виде административного ареста.
(Губаева А.К., Чжеву Ли, Кратенко М.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2023, N 2)В соответствии с п. 41 Постановления N 33 защита прав гражданина (включая компенсацию причиненного ему морального вреда), в отношении которого дело об административном правонарушении прекращено по реабилитирующим основаниям, осуществляется по общим основаниям ответственности (ст. 1069 ГК РФ) или по специальным основаниям, в том числе независимо от вины причинивших вред государственных органов и должностных лиц (п. 1 ст. 1070 ГК РФ) <45>. Приведенная позиция закрепляет расширительное толкование правила п. 1 ст. 1070, в котором в качестве объективного признака деликта с участием потерпевшего гражданина названо лишь незаконное привлечение гражданина к административной ответственности в виде административного ареста.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за октябрь 2023 года
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям для привлекаемого лица могут возникать негативные последствия, заключающиеся в несении им расходов на свою защиту: на оплату услуг защитника, проезд и проживание в месте рассмотрения дела, проведение экспертного исследования и т.п. Такие расходы в силу ст. 24.7 КоАП РФ не относятся к издержкам по делу об административном правонарушении и не погашаются в порядке, установленном ч. 3 указанной статьи. В то же время эти расходы квалифицируются как вред, причиненный лицу, привлекавшемуся к административной ответственности.
(Гуна А.Н., Гвоздева С.В., Карапетов А.Г., Романова О.И., Сбитнев Ю.В., Трофимов С.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2023, N 12)В случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям для привлекаемого лица могут возникать негативные последствия, заключающиеся в несении им расходов на свою защиту: на оплату услуг защитника, проезд и проживание в месте рассмотрения дела, проведение экспертного исследования и т.п. Такие расходы в силу ст. 24.7 КоАП РФ не относятся к издержкам по делу об административном правонарушении и не погашаются в порядке, установленном ч. 3 указанной статьи. В то же время эти расходы квалифицируются как вред, причиненный лицу, привлекавшемуся к административной ответственности.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2024 года"осуществлять независимую оценку соответствия распространенных сведений действительности при наличии в отношении истца оправдательного приговора, постановления о прекращении производства по уголовному делу по реабилитирующим основаниям либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, которые касаются лежащих в основе указанных сведений фактических обстоятельств;
"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2024)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Для лица, привлекаемого к административной ответственности, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям (в том числе ввиду отсутствия события или состава административного правонарушения) могут возникать негативные последствия, заключающиеся в несении им расходов на свою защиту. Такие расходы в силу статьи 24.7 КоАП РФ не относятся к издержкам по делу об административном правонарушении и не погашаются в порядке, установленном частью 3 указанной статьи.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.05.2024)
(ред. от 27.11.2024)Для лица, привлекаемого к административной ответственности, в случае прекращения производства по делу об административном правонарушении по реабилитирующим основаниям (в том числе ввиду отсутствия события или состава административного правонарушения) могут возникать негативные последствия, заключающиеся в несении им расходов на свою защиту. Такие расходы в силу статьи 24.7 КоАП РФ не относятся к издержкам по делу об административном правонарушении и не погашаются в порядке, установленном частью 3 указанной статьи.