Реформа контрольно надзорной деятельности
Подборка наиболее важных документов по запросу Реформа контрольно надзорной деятельности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Справочная информация: "Правовой календарь на IV квартал 2025 года"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок некоторых особенностей применения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (31.12.2025)
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Истекает срок некоторых особенностей применения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (31.12.2025)
Статья: Как понизить категорию риска работодателя?
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Для того чтобы узнать, к какой категории риска отнесен работодатель, необходимо зайти на официальный сайт Роструда, во вкладке "О Роструде" открыть раздел "Деятельность", далее раздел "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и подраздел "Внедрение риск-ориентированного подхода" https://rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=10283.
(Бекетова Н.А.)
("Кадровик-практик", 2024, N 4)Для того чтобы узнать, к какой категории риска отнесен работодатель, необходимо зайти на официальный сайт Роструда, во вкладке "О Роструде" открыть раздел "Деятельность", далее раздел "Реформа контрольной и надзорной деятельности" и подраздел "Внедрение риск-ориентированного подхода" https://rostrud.gov.ru/rostrud/deyatelnost/?CAT_ID=10283.
Статья: Систематизация обязательных требований: современное состояние и пути совершенствования
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)<2> Тихомирова Л.А. Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности // СПС "КонсультантПлюс".
(Сурин И.М.)
("Административное право и процесс", 2024, N 5)<2> Тихомирова Л.А. Реформа контрольно-надзорной деятельности ("регуляторная гильотина") в сфере промышленной безопасности // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: К вопросу о сущности административно-правовых режимов государственного контроля (надзора)
(Голубева Т.М.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 1)Одной из важнейших целей реформы контрольно-надзорной деятельности, которая проводится на протяжении последних лет, является снижение административной нагрузки на бизнес. На сегодняшний день предпринято уже немало попыток реформировать данную сферу. Вектором для нового развития служит понимание, что бесконечные проверки хозяйствующих субъектов не приносят должного результата. Переход контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированную модель является основной задачей сегодняшнего этапа. Организация государственного контроля (надзора) должна происходить с учетом категорий риска причинения вреда подконтрольными субъектами. Это становится возможным, если государственный контроль (надзор) будет осуществляться с использованием административно-правовых режимов государственного контроля (надзора), чем и доказывается актуальность данного исследования.
(Голубева Т.М.)
("Административное и муниципальное право", 2025, N 1)Одной из важнейших целей реформы контрольно-надзорной деятельности, которая проводится на протяжении последних лет, является снижение административной нагрузки на бизнес. На сегодняшний день предпринято уже немало попыток реформировать данную сферу. Вектором для нового развития служит понимание, что бесконечные проверки хозяйствующих субъектов не приносят должного результата. Переход контрольно-надзорной деятельности на риск-ориентированную модель является основной задачей сегодняшнего этапа. Организация государственного контроля (надзора) должна происходить с учетом категорий риска причинения вреда подконтрольными субъектами. Это становится возможным, если государственный контроль (надзор) будет осуществляться с использованием административно-правовых режимов государственного контроля (надзора), чем и доказывается актуальность данного исследования.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В настоящей монографии проведен комплексный муниципально-правовой, научно-прикладной анализ института муниципального контроля, позволяющий выработать и обосновать подходы к определению видов контроля на местном уровне; выявить специфику муниципального контроля, осмыслить его сущность, предназначение и место в системе местного самоуправления и единой публичной власти в контексте реформы контрольно-надзорной деятельности; выявить проблемы регулирования и практического осуществления различных видов муниципального контроля и сформировать предложения по их преодолению. К исследованию обозначенных вопросов, помимо соответствующих нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, привлечены официальные статистические данные, публичные доклады и материалы органов государственной власти, а также созданных ими рабочих органов, в частности разработанные во исполнение задач, которые прямо указывались в ежегодных посланиях и указах Президента России, документы образованных Правительством РФ проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности", рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также материалы образованной правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Комиссии по проведению административной реформы и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в ХМАО-Югре и многие другие источники. В процессе работы использовались материалы правоприменительной практики, включая ежегодные доклады муниципальных образований об осуществлении муниципального контроля, а также судебная практика Конституционного Суда РФ, судов общей и арбитражной юрисдикции различных инстанций. Использован личный практический опыт работы одного из соавторов монографии в органах местного самоуправления городского округа Ханты-Мансийска. М.П. Ряшин участвовал в обсуждении вопросов реформирования контрольно-надзорной деятельности в рамках деятельности Союза российских городов, а также в заседании Совета по развитию местного самоуправления как член этого органа при Президенте РФ, на котором, в частности, обсуждался вопрос о роли контроля в реализации национальных проектов (г. Красногорск, 30 января 2020 г.).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)В настоящей монографии проведен комплексный муниципально-правовой, научно-прикладной анализ института муниципального контроля, позволяющий выработать и обосновать подходы к определению видов контроля на местном уровне; выявить специфику муниципального контроля, осмыслить его сущность, предназначение и место в системе местного самоуправления и единой публичной власти в контексте реформы контрольно-надзорной деятельности; выявить проблемы регулирования и практического осуществления различных видов муниципального контроля и сформировать предложения по их преодолению. К исследованию обозначенных вопросов, помимо соответствующих нормативных правовых актов федерального, регионального и муниципального уровней, привлечены официальные статистические данные, публичные доклады и материалы органов государственной власти, а также созданных ими рабочих органов, в частности разработанные во исполнение задач, которые прямо указывались в ежегодных посланиях и указах Президента России, документы образованных Правительством РФ проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности", рабочей группы по подготовке предложений по совершенствованию системы государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, а также материалы образованной правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры Комиссии по проведению административной реформы и повышению качества предоставления государственных и муниципальных услуг в ХМАО-Югре и многие другие источники. В процессе работы использовались материалы правоприменительной практики, включая ежегодные доклады муниципальных образований об осуществлении муниципального контроля, а также судебная практика Конституционного Суда РФ, судов общей и арбитражной юрисдикции различных инстанций. Использован личный практический опыт работы одного из соавторов монографии в органах местного самоуправления городского округа Ханты-Мансийска. М.П. Ряшин участвовал в обсуждении вопросов реформирования контрольно-надзорной деятельности в рамках деятельности Союза российских городов, а также в заседании Совета по развитию местного самоуправления как член этого органа при Президенте РФ, на котором, в частности, обсуждался вопрос о роли контроля в реализации национальных проектов (г. Красногорск, 30 января 2020 г.).
Статья: Упорядочение действующей системы обязательных требований в Российской Федерации
(Полякова Н.А.)
("Законность", 2024, N 2)Предметом изучения автора статьи являются актуальные вопросы проводимой в Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности. Автор обращается к новеллам федерального законодательства, которыми закреплены правила установления обязательных требований. На конкретных примерах показаны складывающиеся подходы к применению правовых норм, формулируются предложения по совершенствованию правового регулирования.
(Полякова Н.А.)
("Законность", 2024, N 2)Предметом изучения автора статьи являются актуальные вопросы проводимой в Российской Федерации реформы контрольно-надзорной деятельности. Автор обращается к новеллам федерального законодательства, которыми закреплены правила установления обязательных требований. На конкретных примерах показаны складывающиеся подходы к применению правовых норм, формулируются предложения по совершенствованию правового регулирования.
Статья: Контрольно-надзорная деятельность в области обеспечения антитеррористической защищенности воздушного транспорта: понятие и содержание
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)При завершении реформы контрольно-надзорной деятельности ожидалось принятие федерального закона, который бы поставил точку в обсуждении, разграничив по формам и методам реализации способы обеспечения законности. Принятие Закона N 248-ФЗ не решило указанную задачу, в связи с чем в научной литературе по административному праву продолжаются дискуссии относительно правовых критериев контроля, надзора и контрольно-надзорной деятельности.
(Зайкова С.Н.)
("Административное право и процесс", 2024, N 2)При завершении реформы контрольно-надзорной деятельности ожидалось принятие федерального закона, который бы поставил точку в обсуждении, разграничив по формам и методам реализации способы обеспечения законности. Принятие Закона N 248-ФЗ не решило указанную задачу, в связи с чем в научной литературе по административному праву продолжаются дискуссии относительно правовых критериев контроля, надзора и контрольно-надзорной деятельности.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)В статье анализируется нормативно-правовое регулирование осуществляемого налоговыми органами оперативного контроля за соблюдением обязанности применения контрольно-кассовой техники в условиях включения данного вида контроля в сферу регулирования законодательства о государственном контроле (надзоре). Автор, в том числе на основе практического опыта, выявляет проблемы правоприменения, констатирует снижение эффективности оперативного контроля в условиях новой правовой модели, характеризующейся безмерной либерализацией законодательства, включая законодательство об административных правонарушениях. Несоблюдение принципа сдержек и противовесов при проектировании норм права привело к коррозии дисциплины, что подтверждается статистикой Федеральной налоговой службы России. В итоге сегодня налоговые органы лишены полномочий по оперативному реагированию на нарушения (невозможность возбуждения дела об административном правонарушении без проведения контрольного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом даже при наличии доказательственной базы; обязательная профилактика; назначение предупреждения за впервые совершенное правонарушение вне зависимости от размера ущерба и т.д.), а пониженные размеры санкций ставят вопрос о достижении цели административного наказания. Автор указывает на логические нестыковки в действующем правовом регулировании, излишнюю бюрократизацию контрольных процедур (что идет вразрез с целями реформы контрольно-надзорной деятельности) и предлагает пути разрешения проблемы снижения эффективности оперативного контроля, включая конкретные поправки в федеральное законодательство. Кроме того, обращается внимание на необходимость изменения концептуального подхода к оперативному контролю и включения его в сферу регулирования налогового законодательства, что соответствует его сути - контролю за формированием налогоплательщиком налогооблагаемой базы путем применения контрольно-кассовой техники. Таким образом, оперативный контроль представляет собой инструментарий государства по обеспечению налоговой безопасности, и соответствующее правовое регулирование должно отвечать этой задаче.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)В статье анализируется нормативно-правовое регулирование осуществляемого налоговыми органами оперативного контроля за соблюдением обязанности применения контрольно-кассовой техники в условиях включения данного вида контроля в сферу регулирования законодательства о государственном контроле (надзоре). Автор, в том числе на основе практического опыта, выявляет проблемы правоприменения, констатирует снижение эффективности оперативного контроля в условиях новой правовой модели, характеризующейся безмерной либерализацией законодательства, включая законодательство об административных правонарушениях. Несоблюдение принципа сдержек и противовесов при проектировании норм права привело к коррозии дисциплины, что подтверждается статистикой Федеральной налоговой службы России. В итоге сегодня налоговые органы лишены полномочий по оперативному реагированию на нарушения (невозможность возбуждения дела об административном правонарушении без проведения контрольного мероприятия во взаимодействии с контролируемым лицом даже при наличии доказательственной базы; обязательная профилактика; назначение предупреждения за впервые совершенное правонарушение вне зависимости от размера ущерба и т.д.), а пониженные размеры санкций ставят вопрос о достижении цели административного наказания. Автор указывает на логические нестыковки в действующем правовом регулировании, излишнюю бюрократизацию контрольных процедур (что идет вразрез с целями реформы контрольно-надзорной деятельности) и предлагает пути разрешения проблемы снижения эффективности оперативного контроля, включая конкретные поправки в федеральное законодательство. Кроме того, обращается внимание на необходимость изменения концептуального подхода к оперативному контролю и включения его в сферу регулирования налогового законодательства, что соответствует его сути - контролю за формированием налогоплательщиком налогооблагаемой базы путем применения контрольно-кассовой техники. Таким образом, оперативный контроль представляет собой инструментарий государства по обеспечению налоговой безопасности, и соответствующее правовое регулирование должно отвечать этой задаче.
Статья: Административные барьеры для бизнеса: минимизация в условиях реформы государственного контроля и надзора
(Агамагомедова С.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)В статье рассматриваются административные барьеры для бизнеса в условиях реформирования системы государственного контроля и надзора. Развивая типологию административных барьеров, автор предлагает варианты соотношения категорий "административные барьеры в экономике", "административные барьеры для бизнеса", "административные барьеры при прохождении государственного контроля и надзора". Поддерживая процедурную концепцию административных барьеров, автор делает вывод о минимизации административных барьеров для бизнеса как векторе реформы контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. В качестве способов минимизации административных барьеров для бизнеса при прохождении государственного контроля и надзора выделены: цифровизация государственного контроля и надзора; перевод части подконтрольной сферы на саморегулирование; оценка удовлетворенности бизнеса; экспертиза проектов нормативных правовых актов; категорирование подконтрольных лиц; а также систематизация административных процедур осуществления взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов.
(Агамагомедова С.А.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)В статье рассматриваются административные барьеры для бизнеса в условиях реформирования системы государственного контроля и надзора. Развивая типологию административных барьеров, автор предлагает варианты соотношения категорий "административные барьеры в экономике", "административные барьеры для бизнеса", "административные барьеры при прохождении государственного контроля и надзора". Поддерживая процедурную концепцию административных барьеров, автор делает вывод о минимизации административных барьеров для бизнеса как векторе реформы контрольно-надзорной деятельности органов исполнительной власти. В качестве способов минимизации административных барьеров для бизнеса при прохождении государственного контроля и надзора выделены: цифровизация государственного контроля и надзора; перевод части подконтрольной сферы на саморегулирование; оценка удовлетворенности бизнеса; экспертиза проектов нормативных правовых актов; категорирование подконтрольных лиц; а также систематизация административных процедур осуществления взаимодействия государства и хозяйствующих субъектов.
Статья: О некоторых проблемах оптимизации контрольной (надзорной) деятельности в сфере миграции
(Марченко Е.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Проходящая в Российской Федерации реформа контрольно-надзорной деятельности решает задачу ее оптимизации посредством выработки системы обязательных правил, новых подходов к определению рисков в соответствующих сферах отношений с целью снижения административного давления на субъекты предпринимательской деятельности, уменьшения ее бюрократического потенциала. В настоящее время реформа вступает в последнюю стадию, создана обновленная необходимая правовая основа контрольно-надзорной деятельности посредством принятия имеющих фундаментальное значение для ее осуществления федеральных законов - Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1> (вступил в силу с 21 июля 2021 г.) и Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" <2>. Это стало возможным благодаря масштабной работе по "нормативному гильотинированию", в результате которой проведена систематизация законодательства, регулирующего предпринимательскую сферу, затрагивающая более двухсот актов и 20 ее областей, устранившая устаревшие, избыточные, дублирующие обязательные требования посредством Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2020 г. N 7 "О признании утратившими силу некоторых актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений" <3>.
(Марченко Е.И.)
("Административное право и процесс", 2022, N 6)Проходящая в Российской Федерации реформа контрольно-надзорной деятельности решает задачу ее оптимизации посредством выработки системы обязательных правил, новых подходов к определению рисков в соответствующих сферах отношений с целью снижения административного давления на субъекты предпринимательской деятельности, уменьшения ее бюрократического потенциала. В настоящее время реформа вступает в последнюю стадию, создана обновленная необходимая правовая основа контрольно-надзорной деятельности посредством принятия имеющих фундаментальное значение для ее осуществления федеральных законов - Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" <1> (вступил в силу с 21 июля 2021 г.) и Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях в Российской Федерации" <2>. Это стало возможным благодаря масштабной работе по "нормативному гильотинированию", в результате которой проведена систематизация законодательства, регулирующего предпринимательскую сферу, затрагивающая более двухсот актов и 20 ее областей, устранившая устаревшие, избыточные, дублирующие обязательные требования посредством Постановления Правительства Российской Федерации от 13 января 2020 г. N 7 "О признании утратившими силу некоторых актов РСФСР и Российской Федерации и их отдельных положений" <3>.