Регистрация бесхозяйных объектов

Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация бесхозяйных объектов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Договор теплоснабжения" Федерального закона "О теплоснабжении""Таким образом, ряд предусмотренных в статье 15 закона мероприятий для надлежащего принятия на учет бесхозяйной сети уже фактически проведен, имело место обследование объекта, выявлено, что его ввод в эксплуатацию имел место, объект эксплуатируется и включен в схему теплоснабжения города, поставлен на учет в качестве бесхозяйного объекта, право органа местного самоуправления на бесхозяйный объект уже зарегистрировано.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 58 "Осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество на основании решения суда" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Также не имеет правового значения факт регистрации в ЕГРН прав Демаринского сельского поселения на спорный объект как бесхозяйный, поскольку согласно части 8 статьи 58 Закона о регистрации недвижимости в случае, если решением суда, вступившим в законную силу, установлено, что объект, сведения о котором содержатся в ЕГРН, не является недвижимостью, такой объект подлежит снятию с государственного кадастрового учета с одновременной государственной регистрацией прекращения прав на него (в случае, если права были зарегистрированы). При этом подготовка каких-либо иных документов для осуществления органом регистрации прав указанных действий не требуется."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Как организации отказаться от права собственности на имущество
(КонсультантПлюс, 2025)
О том, что бесхозяйный объект принят на учет, орган регистрации прав вас известит (п. 14 Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей). И только через один год после постановки недвижимости на учет, а в отношении линейного объекта по истечении трех месяцев со дня постановки на учет соответствующий исполнительный орган власти или местного самоуправления либо лицо, обязанное по закону эксплуатировать линейный объект, сможет обратиться в суд с требованием о признании права собственности, муниципальной собственности или собственности города федерального значения (п. п. 3, 4, 5 ст. 225 ГК РФ).
Статья: О некоторых изменениях в правовом регулировании размещения линейных объектов
(Корнеев А.Л.)
("Экологическое право", 2023, N 6)
В-третьих, явно пора наметить пределы самой практики, когда потребности в регуляторных действиях перманентно отстают от фактического положения дел. Элементом системы таких организационных действий являются и положения Федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации" <13>, предусматривающего уточнение практики о государственной регистрации "ранее учтенных, бесхозяйных и выморочных" объектов недвижимости, совершенствование процедуры выявления органами исполнительной власти и местного самоуправления ранее учтенной недвижимости. Собственно говоря, частичные изменения, облегчающие государственную регистрацию таких объектов, уже были предусмотрены <14>. Имелись нормы и о выявлении правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости <15>. В силу указанного Закона органы власти и местного самоуправления уполномочены сами подавать заявления о снятии с кадастрового учета объекта недвижимости в ряде случаев, а также упрощена процедура выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости. Разумеется, все эти случаи не касаются ситуаций, когда объект возведен в нарушение правил, в том числе на земельном участке других субъектов без разрешения и, по сути, представляет собой самовольную постройку.

Нормативные акты

Федеральный закон от 27.07.2010 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О теплоснабжении"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)
6.1. До даты регистрации права собственности на бесхозяйный объект теплоснабжения орган местного самоуправления поселения, городского округа или муниципального округа либо уполномоченный орган исполнительной власти города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя организует содержание и обслуживание такого объекта теплоснабжения.
Решение Ханты-Мансийского УФАС России от 28.02.2024 N 086/10/18.1-190/2024
Обстоятельства: Поступила жалоба Заявителя, согласно которой на территории земельного участка - предмета аукциона, находится находится незарегистрированное строение, не указанное в документации; установлены незаконные сроки для заключения договора аренды; не представлена полная информация о возможности подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения; не указаны все виды разрешенного использования земельного участка; нарушены требования, предъявляемые законом к защите персональных данных; не указан размер платы взимаемой оператором ЭТП.
Решение: Признать жалобу обоснованной.
В постановлении Президиума ВАС РФ от 02.07.2013 N 1150/13 по делу N А76-24747/2011 в целях правильного применения указанной нормы было разъяснено, что отсутствие государственной регистрации права собственности общества или иного лица на спорный объект само по себе не может являться основанием для признания его бесхозяйным.