Регистрация кандидата в депутаты
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация кандидата в депутаты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неуказание сведений о судимости как основание для отказа в регистрации кандидата
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Примером выступает судебный процесс, в ходе которого избирательной комиссией Смоленской области было подано заявление об отмене регистрации кандидата в депутаты К. <13>. В обоснование своих требований ответчик отметил, что в ходе анализа представленных документов для заверения списка кандидатов "А" им были рассмотрены заявления о согласии баллотироваться кандидата К., в которых отсутствовали сведения о судимости.
(Беляев А.И.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2024, N 10)Примером выступает судебный процесс, в ходе которого избирательной комиссией Смоленской области было подано заявление об отмене регистрации кандидата в депутаты К. <13>. В обоснование своих требований ответчик отметил, что в ходе анализа представленных документов для заверения списка кандидатов "А" им были рассмотрены заявления о согласии баллотироваться кандидата К., в которых отсутствовали сведения о судимости.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)- об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
(ред. от 31.07.2025)8) об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, выдвинутого по одномандатному избирательному округу;
Постановление ЦИК России от 14.04.2021 N 2/16-8
(ред. от 08.06.2022)
"О формах удостоверений зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва"ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(ред. от 08.06.2022)
"О формах удостоверений зарегистрированных кандидатов в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва"ЦЕНТРАЛЬНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Право на эффективную судебную защиту в административном судопроизводстве"
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты;
(Опалев Р.О.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)- об отмене решения о регистрации кандидата в депутаты;
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Толкование в судебной практике положений ч. 1 ст. 46 и ч. 4 ст. 240 КАС РФ как исключающих возможность рассмотрения судом измененных (дополнительных) оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты (на выборную должность) с момента истечения установленного частью 4 статьи 240 данного Кодекса срока подачи искового заявления означает фактический пересмотр введенного законом срока осуществления административным истцом права на изменение (дополнение) основания иска (ч. 1 ст. 46 и ст. 127 КАС РФ). В силу такого толкования и с учетом соотношения во времени закрепленных данным Кодексом сроков подачи административным истцом в суд искового заявления (ч. 4 ст. 240) и его рассмотрения судом (ч. 1 ст. 241) административный истец может оказаться лишенным права на изменение (дополнение) оснований иска еще до того, как суд приступит к рассмотрению административного дела по существу, и даже до того, как суд примет это исковое заявление к рассмотрению <1>.
(постатейный)
(часть 1)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Толкование в судебной практике положений ч. 1 ст. 46 и ч. 4 ст. 240 КАС РФ как исключающих возможность рассмотрения судом измененных (дополнительных) оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты (на выборную должность) с момента истечения установленного частью 4 статьи 240 данного Кодекса срока подачи искового заявления означает фактический пересмотр введенного законом срока осуществления административным истцом права на изменение (дополнение) основания иска (ч. 1 ст. 46 и ст. 127 КАС РФ). В силу такого толкования и с учетом соотношения во времени закрепленных данным Кодексом сроков подачи административным истцом в суд искового заявления (ч. 4 ст. 240) и его рассмотрения судом (ч. 1 ст. 241) административный истец может оказаться лишенным права на изменение (дополнение) оснований иска еще до того, как суд приступит к рассмотрению административного дела по существу, и даже до того, как суд примет это исковое заявление к рассмотрению <1>.
Статья: Наличие иностранных финансовых инструментов как основание отказа в регистрации кандидатов
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)Прошедшая в 2021 г. избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума ФС РФ) показала наличие эффективных механизмов проверки достоверности информации, представленной кандидатами о себе в избирательную комиссию, в том числе и об отсутствии/наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) непользовании иностранными финансовыми инструментами (далее - иностранные финансовые инструменты). Также хочется отметить, что во многих случаях обнаружение фактов предоставления недостоверной информации об использовании иностранных финансовых инструментов не повлекло за собой судебную процедуру, так как многие кандидаты были исключены из списков кандидатов по их инициативе либо по решению политической партии, которой они были выдвинуты. Но при этом достаточно большое количество споров нашло разрешение в судебном порядке. Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - Центральная избирательная комиссия РФ) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ) с административным исковым заявлением об отмене регистрации девяти кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ, выдвинутых одной из политических партий. Основанием являлось установление факта владения и пользования кандидатами иностранными финансовыми инструментами. Представитель партии утверждал, что кандидатами были выполнены все условия законодательства и избирательная комиссия зарегистрировала их. Представитель избирательной комиссии отмечал, что "на дату регистрации федерального списка кандидатов - 26 июля 2021 г., комиссия не располагала сведениями о владении кандидатами иностранными финансовыми инструментами". Согласно п. 6.3 ст. 33 Закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов. Банк России в ответ на запрос Центральной избирательной комиссии РФ сообщил о наличии у кандидатов на момент представления документов для регистрации федерального списка кандидатов иностранных финансовых инструментов, среди которых были акции следующих компаний: The Bank of New York Mellon, Dell Technologies Inc, Levi Strauss & Co, FinEx Investment Management LLP, Verizon Communications Inc и др. При этом количество акций, находящихся у кандидатов в собственности, было различно: от 1 - 2 до 1 200 штук. Чаще всего одному кандидату принадлежало от 1 до 15 акций. Изучив обстоятельства дела, Верховный Суд РФ принял решение удовлетворить заявленные требования и отменить регистрацию кандидатов <4>. При этом тот факт, что кандидат П. перед рассмотрением вопроса об обращении в суд с административными исками об отмене регистрации кандидатов в Центральную избирательную комиссию РФ продал акции, не повлиял на окончательное решение суда.
(Макарцев А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)Прошедшая в 2021 г. избирательная кампания по выборам депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума ФС РФ) показала наличие эффективных механизмов проверки достоверности информации, представленной кандидатами о себе в избирательную комиссию, в том числе и об отсутствии/наличии счетов (вкладов) в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) непользовании иностранными финансовыми инструментами (далее - иностранные финансовые инструменты). Также хочется отметить, что во многих случаях обнаружение фактов предоставления недостоверной информации об использовании иностранных финансовых инструментов не повлекло за собой судебную процедуру, так как многие кандидаты были исключены из списков кандидатов по их инициативе либо по решению политической партии, которой они были выдвинуты. Но при этом достаточно большое количество споров нашло разрешение в судебном порядке. Так, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - Центральная избирательная комиссия РФ) обратилась в Верховный Суд Российской Федерации (далее - Верховный Суд РФ) с административным исковым заявлением об отмене регистрации девяти кандидатов в депутаты Государственной Думы ФС РФ, выдвинутых одной из политических партий. Основанием являлось установление факта владения и пользования кандидатами иностранными финансовыми инструментами. Представитель партии утверждал, что кандидатами были выполнены все условия законодательства и избирательная комиссия зарегистрировала их. Представитель избирательной комиссии отмечал, что "на дату регистрации федерального списка кандидатов - 26 июля 2021 г., комиссия не располагала сведениями о владении кандидатами иностранными финансовыми инструментами". Согласно п. 6.3 ст. 33 Закона N 67-ФЗ избирательные комиссии субъектов при проведении проверки достоверности сведений, представленных кандидатами, запрашивают у держателей реестра и депозитариев имеющиеся у них сведения о ценных бумагах, принадлежащих кандидатам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, сведения о ценных бумагах, принадлежащих супругам и несовершеннолетним детям кандидатов. Банк России в ответ на запрос Центральной избирательной комиссии РФ сообщил о наличии у кандидатов на момент представления документов для регистрации федерального списка кандидатов иностранных финансовых инструментов, среди которых были акции следующих компаний: The Bank of New York Mellon, Dell Technologies Inc, Levi Strauss & Co, FinEx Investment Management LLP, Verizon Communications Inc и др. При этом количество акций, находящихся у кандидатов в собственности, было различно: от 1 - 2 до 1 200 штук. Чаще всего одному кандидату принадлежало от 1 до 15 акций. Изучив обстоятельства дела, Верховный Суд РФ принял решение удовлетворить заявленные требования и отменить регистрацию кандидатов <4>. При этом тот факт, что кандидат П. перед рассмотрением вопроса об обращении в суд с административными исками об отмене регистрации кандидатов в Центральную избирательную комиссию РФ продал акции, не повлиял на окончательное решение суда.
Статья: Доказательственное значение заключений органов, организаций и лиц, привлекаемых по административным делам
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Вместе с тем в судебной практике можно найти примеры дел, в которых в заключениях данного государственного органа содержатся сведения фактического характера. Так, например, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции сослался в Апелляционном определении на заключение ЦИК России, которая посчитала, что "Решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2021 года подлежит отмене с принятием нового решения об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юраковскому одномандатному избирательному округу N 22 А" <23>. Думается, что без анализа в заключении фактической стороны дела нельзя сделать вывод относительно юридической судьбы принятого по нему решения.
(Михайлов С.М.)
("Вестник гражданского процесса", 2025, N 1)Вместе с тем в судебной практике можно найти примеры дел, в которых в заключениях данного государственного органа содержатся сведения фактического характера. Так, например, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции сослался в Апелляционном определении на заключение ЦИК России, которая посчитала, что "Решение Верховного Суда Чувашской Республики от 24 августа 2021 года подлежит отмене с принятием нового решения об отмене регистрации кандидата в депутаты Государственного Совета Чувашской Республики седьмого созыва по Юраковскому одномандатному избирательному округу N 22 А" <23>. Думается, что без анализа в заключении фактической стороны дела нельзя сделать вывод относительно юридической судьбы принятого по нему решения.
Статья: Формализм и реализм в действии избирательного права глазами Верховного Суда РФ
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В разделе, посвященном отдельным вопросам материального права, разъяснения идут по линии укрепления позиций так называемого пакетного принципа представления в комиссию документов при выдвижении кандидатов, исключения при этом использования каких-либо иных способов коммуникации с комиссией, кроме личного ее посещения, ограничения круга лиц, которые могут заверять представляемые документы. Пакетный принцип представления документов лишает кандидата, избирательное объединение возможности дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления и регистрации. Исключение сделано только для нескольких документов или их копий. Весьма категоричен вывод (п. 55) о необходимости заверения документов лично кандидатом, а заверение их иными лицами, к которым относится и секретарь комиссии, влечет отмену решения избирательной комиссии. Это положение, исключения из которого допускаются только для небольшой части инвалидов, направлено на изменение сложившейся практики и уже применяется на выборах в ряде регионов для отмены регистрации кандидатов в депутаты.
(Колюшин Е.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 1)В разделе, посвященном отдельным вопросам материального права, разъяснения идут по линии укрепления позиций так называемого пакетного принципа представления в комиссию документов при выдвижении кандидатов, исключения при этом использования каких-либо иных способов коммуникации с комиссией, кроме личного ее посещения, ограничения круга лиц, которые могут заверять представляемые документы. Пакетный принцип представления документов лишает кандидата, избирательное объединение возможности дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления и регистрации. Исключение сделано только для нескольких документов или их копий. Весьма категоричен вывод (п. 55) о необходимости заверения документов лично кандидатом, а заверение их иными лицами, к которым относится и секретарь комиссии, влечет отмену решения избирательной комиссии. Это положение, исключения из которого допускаются только для небольшой части инвалидов, направлено на изменение сложившейся практики и уже применяется на выборах в ряде регионов для отмены регистрации кандидатов в депутаты.
Статья: Соотношение понятий "самозанятый" и "плательщик налога на профессиональный доход" в практике Конституционного Суда Российской Федерации
(Лютова О.И.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 1)Свое исследование мы сконцентрировали вокруг лишь одного аспекта определения понятия самозанятого - установление общего и особенного по отношению к плательщику НПД - и основываем свои выводы на практике Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе его новых выводах, сформулированных им в Постановлении от 30 мая 2024 г. N 27-П <3> при рассмотрении дела о регистрации кандидата в депутаты представительного органа внутригородского муниципального образования, указавшего самозанятость в качестве рода занятий. Полагаем, что целесообразно при этом проследить динамику развития правовых позиций Суда по указанным вопросам, что позволит оценить сложившиеся тенденции и возможные перспективы развития правового регулирования статуса самозанятых.
(Лютова О.И.)
("Правосудие/Justice", 2025, N 1)Свое исследование мы сконцентрировали вокруг лишь одного аспекта определения понятия самозанятого - установление общего и особенного по отношению к плательщику НПД - и основываем свои выводы на практике Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе его новых выводах, сформулированных им в Постановлении от 30 мая 2024 г. N 27-П <3> при рассмотрении дела о регистрации кандидата в депутаты представительного органа внутригородского муниципального образования, указавшего самозанятость в качестве рода занятий. Полагаем, что целесообразно при этом проследить динамику развития правовых позиций Суда по указанным вопросам, что позволит оценить сложившиеся тенденции и возможные перспективы развития правового регулирования статуса самозанятых.