Регистрация ограничения объекта культурного наследия
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация ограничения объекта культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Апелляционное определение Первого апелляционного суда общей юрисдикции от 14.07.2022 по делу N 66а-2167/2022
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании недействующим решения.
Обстоятельства: Истцу принадлежит недвижимое имущество, он лишен права выбора вида разрешенного использования земельного участка, соответствующего хозяйственной деятельности, фактически осуществляемой на принадлежащем ему земельном участке.
Решение: Отказано.Правовая позиция административного истца основана также на отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах зон охраны объектов культурного наследия и соответствующих ограничениях, зарегистрированных в установленном порядке.
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: О признании недействующим решения.
Обстоятельства: Истцу принадлежит недвижимое имущество, он лишен права выбора вида разрешенного использования земельного участка, соответствующего хозяйственной деятельности, фактически осуществляемой на принадлежащем ему земельном участке.
Решение: Отказано.Правовая позиция административного истца основана также на отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о границах зон охраны объектов культурного наследия и соответствующих ограничениях, зарегистрированных в установленном порядке.
Апелляционное определение Нижегородского областного суда от 30.08.2022 N 33-10870/2022
Категория спора: Продажа недвижимости.
Требования: 1) О признании договора недействительным в целом; 2) О возврате нежилого помещения.
Обстоятельства: Результаты оценки арестованного имущества в установленном законом порядке истцом не оспорены. Реализация имущества истца была произведена при соблюдении требований действующего законодательства.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы жалобы о том, что отсутствие факта регистрации ограничения (обременения) права собственности в ЕГРН не может являться основанием для признания договора купли-продажи объекта культурного наследия законным, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела не следует, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, охранное обязательство утверждено.
Категория спора: Продажа недвижимости.
Требования: 1) О признании договора недействительным в целом; 2) О возврате нежилого помещения.
Обстоятельства: Результаты оценки арестованного имущества в установленном законом порядке истцом не оспорены. Реализация имущества истца была произведена при соблюдении требований действующего законодательства.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы жалобы о том, что отсутствие факта регистрации ограничения (обременения) права собственности в ЕГРН не может являться основанием для признания договора купли-продажи объекта культурного наследия законным, отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку из материалов дела не следует, что на момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, охранное обязательство утверждено.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соотношение режима права собственности и режима утраченного объекта культурного наследия
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 1)Предмет исследования - соотношение режима права собственности и режима утраченного объекта культурного наследия. Цель работы - выявление особенностей правового регулирования прекращения права собственности в отношении утраченного объекта культурного наследия. Применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Установлено, что правовой режим объекта культурного наследия может быть прекращен только на основании акта Правительства Российской Федерации. Законодательство о регистрации прав и об охране объектов культурного наследия содержит ряд дискуссионных положений, которые в ряде случаев могут привести к необоснованному прекращению права собственности на объект при отсутствии указанного выше акта уполномоченного органа. Полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Выявлены проблемы соотношения порядков прекращения режима права собственности и режима объекта культурного наследия, обусловленных его утратой. Предложены меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации в исследуемой части. Аргументируется положение о том, что правовой режим объекта культурного наследия не прекращается по основанию утраты объекта права. Обосновываются недостаточно четкая регламентация ограничений регистрации прекращения права в случае отражения в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении вещи к объектам культурного наследия, отсутствие в законодательстве ограничительных норм, препятствующих регистрации такого прекращения, в случае если указанные сведения названный реестр не содержит. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на устранение имеющихся неточностей правового регулирования.
(Пивненко Д.Л.)
("Цивилист", 2024, N 1)Предмет исследования - соотношение режима права собственности и режима утраченного объекта культурного наследия. Цель работы - выявление особенностей правового регулирования прекращения права собственности в отношении утраченного объекта культурного наследия. Применены общенаучные и специально-юридические методы познания, в том числе системный подход, диалектический, технико-юридический метод, метод правового моделирования и т.д. Установлено, что правовой режим объекта культурного наследия может быть прекращен только на основании акта Правительства Российской Федерации. Законодательство о регистрации прав и об охране объектов культурного наследия содержит ряд дискуссионных положений, которые в ряде случаев могут привести к необоснованному прекращению права собственности на объект при отсутствии указанного выше акта уполномоченного органа. Полученные данные могут быть использованы в сфере частноправовых отношений, возникающих по поводу объектов культурного наследия. Выявлены проблемы соотношения порядков прекращения режима права собственности и режима объекта культурного наследия, обусловленных его утратой. Предложены меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации в исследуемой части. Аргументируется положение о том, что правовой режим объекта культурного наследия не прекращается по основанию утраты объекта права. Обосновываются недостаточно четкая регламентация ограничений регистрации прекращения права в случае отражения в Едином государственном реестре недвижимости сведений об отнесении вещи к объектам культурного наследия, отсутствие в законодательстве ограничительных норм, препятствующих регистрации такого прекращения, в случае если указанные сведения названный реестр не содержит. Сделан вывод о необходимости корректировки законодательства, направленной на устранение имеющихся неточностей правового регулирования.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 6 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения п. 1 ст. 4 "Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закона 1997 г. о регистрации, которыми (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ <45>) предусматривалось следующее: государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 части первой ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда); ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)В часть 6 комментируемой статьи вошли с соответствующими изменениями положения п. 1 ст. 4 "Обязательность государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Закона 1997 г. о регистрации, которыми (в ред. Федерального закона от 22 октября 2014 г. N 315-ФЗ <45>) предусматривалось следующее: государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со ст. 130, 131, 132 и 164 части первой ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты; наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов России, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда); ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"о зарегистрированном ограничении (обременении) права собственности на такой объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, и (или) иного законного основания владения указанным объектом культурного наследия и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано ограничение (обременение) вещного права на такой объект недвижимости).
(ред. от 08.08.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"о зарегистрированном ограничении (обременении) права собственности на такой объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, и (или) иного законного основания владения указанным объектом культурного наследия и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано ограничение (обременение) вещного права на такой объект недвижимости).
Федеральный закон от 22.10.2014 N 315-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"о зарегистрированном ограничении (обременении) права собственности на такой объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, и (или) иного законного основания владения указанным объектом культурного наследия и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано ограничение (обременение) вещного права на такой объект недвижимости).";
(ред. от 21.12.2021)
"О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"о зарегистрированном ограничении (обременении) права собственности на такой объект культурного наследия, земельный участок в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, либо земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, и (или) иного законного основания владения указанным объектом культурного наследия и о лицах, в пользу которых установлено это ограничение (обременение), в объеме соответствующих сведений, внесенных в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (если зарегистрировано ограничение (обременение) вещного права на такой объект недвижимости).";