Регистрация права муниципальной собственности на автомобильные дороги
Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права муниципальной собственности на автомобильные дороги (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 21.08.2024 N 88А-9139/2024 (УИД 26RS0002-01-2023-006602-19)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что автомобильные дороги местного значения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования не включены. Дороги на балансе местных органов самоуправления не состоят, денежные средства на реконструкцию и поддержание их в эксплуатируемом состоянии не выделяются, меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные сооружения не приняты.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что возложение обязанности по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ставрополя на автомобильные дороги противоречит принципу самостоятельности бюджета, также являются несостоятельными, так как отсутствие финансирования на цели дорожной безопасности не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании бездействия незаконным.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что автомобильные дороги местного значения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования не включены. Дороги на балансе местных органов самоуправления не состоят, денежные средства на реконструкцию и поддержание их в эксплуатируемом состоянии не выделяются, меры к государственной регистрации права муниципальной собственности на указанные сооружения не приняты.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что возложение обязанности по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ставрополя на автомобильные дороги противоречит принципу самостоятельности бюджета, также являются несостоятельными, так как отсутствие финансирования на цели дорожной безопасности не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 07.08.2024 N 88А-8792/2024 (УИД 26RS0002-01-2023-005845-59)
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании незаконным бездействия по устранению нарушений.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что автомобильные дороги местного значения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не включены, на балансе не состоят, денежные средства на реконструкцию и поддержание их в эксплуатируемом состоянии не выделяются, меры к государственной регистрации права муниципальной собственности не приняты. Органу местного самоуправления вынесено представление об устранении выявленных нарушений, которое не исполнено.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что возложение обязанности по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ставрополя на автомобильные дороги противоречит принципу самостоятельности бюджета, также являются несостоятельными, так как отсутствие финансирования на цели дорожной безопасности не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Категория: Споры с органами власти в сфере содержания объектов транспортной инфраструктуры.
Требования: О признании незаконным бездействия по устранению нарушений.
Обстоятельства: В ходе прокурорской проверки установлено, что автомобильные дороги местного значения в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения не включены, на балансе не состоят, денежные средства на реконструкцию и поддержание их в эксплуатируемом состоянии не выделяются, меры к государственной регистрации права муниципальной собственности не приняты. Органу местного самоуправления вынесено представление об устранении выявленных нарушений, которое не исполнено.
Решение: Удовлетворено.Доводы жалобы о том, что возложение обязанности по сбору и оформлению технической документации для государственной регистрации права муниципальной собственности г. Ставрополя на автомобильные дороги противоречит принципу самостоятельности бюджета, также являются несостоятельными, так как отсутствие финансирования на цели дорожной безопасности не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных прокурором административных исковых требований.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Повышение эффективности взаимодействия органов местного самоуправления и подразделений органов внутренних дел в обеспечении безопасности дорожного движения
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)- межевание, проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых автодорогами и в отношении автодорог как объектов недвижимого имущества, паспортизация, инвентаризация и государственная регистрация права муниципальной собственности на эти земельные участки и автодороги и другими.
(Мигущенко О.Н.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 1)- межевание, проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, занятых автодорогами и в отношении автодорог как объектов недвижимого имущества, паспортизация, инвентаризация и государственная регистрация права муниципальной собственности на эти земельные участки и автодороги и другими.
"Земельные споры. Особенности судебного правоприменения Конституционного и Верховного судов Российской Федерации: практическое исследование"
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции также не принял во внимание доказательства последующего юридического оформления ответчиком фактически изъятого земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2018 г.: справка кадастрового инженера о расположении в границах спорного земельного участка линейного объекта - автомобильной дороги общего пользования; регистрация в ЕГРН права муниципальной собственности на спорный земельный участок с изменением вида разрешенного использования в качестве территории общего пользования; передача участка на праве постоянного бессрочного пользования МКУ {...}; указание спорного участка в проекте межевания в числе участков, которые отнесены к территории общего пользования и предполагаются к изъятию для муниципальных нужд в целях размещения объекта местного значения - автомобильной дороги; принятие Постановления от 28 мая 2019 г. N 2208, где спорный участок указан как предназначенный для размещения автомобильной дороги местного значения. Действия ответчика по закреплению юридического статуса существующего внутрирайонного проезда были направлены на устранение нарушений, допущенных им при застройке микрорайона в отсутствие схемы планировки его улично-дорожной сети, с учетом сформировавшегося фактического использования спорного земельного участка в качестве объекта транспортной инфраструктуры района.
(Резников Е.В.)
("Сфера", 2021)При повторном рассмотрении дела суд апелляционной инстанции также не принял во внимание доказательства последующего юридического оформления ответчиком фактически изъятого земельного участка на основании вступившего в законную силу решения Прикубанского районного суда г. Краснодара от 22 августа 2018 г.: справка кадастрового инженера о расположении в границах спорного земельного участка линейного объекта - автомобильной дороги общего пользования; регистрация в ЕГРН права муниципальной собственности на спорный земельный участок с изменением вида разрешенного использования в качестве территории общего пользования; передача участка на праве постоянного бессрочного пользования МКУ {...}; указание спорного участка в проекте межевания в числе участков, которые отнесены к территории общего пользования и предполагаются к изъятию для муниципальных нужд в целях размещения объекта местного значения - автомобильной дороги; принятие Постановления от 28 мая 2019 г. N 2208, где спорный участок указан как предназначенный для размещения автомобильной дороги местного значения. Действия ответчика по закреплению юридического статуса существующего внутрирайонного проезда были направлены на устранение нарушений, допущенных им при застройке микрорайона в отсутствие схемы планировки его улично-дорожной сети, с учетом сформировавшегося фактического использования спорного земельного участка в качестве объекта транспортной инфраструктуры района.
Нормативные акты
Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ
(ред. от 14.02.2024)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"17. Допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
(ред. от 14.02.2024)
"О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"17. Допускается образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, при отсутствии государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, из которого при разделе, объединении или перераспределении образуются земельные участки.
Постановление Правительства РФ от 04.05.2023 N 692
(ред. от 28.02.2024)
"Об утверждении особенностей регулирования отношений в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также особенностей государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для размещения указанных автомобильных дорог"1. Установить, что со дня включения в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, перечни автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области автомобильных дорог общего пользования (их участков) (далее - автомобильные дороги) допускается осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог до момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности на земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог, за счет средств соответствующих бюджетов.
(ред. от 28.02.2024)
"Об утверждении особенностей регулирования отношений в сфере осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, а также особенностей государственной регистрации прав на земельные участки, предназначенные для размещения указанных автомобильных дорог"1. Установить, что со дня включения в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, перечни автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области автомобильных дорог общего пользования (их участков) (далее - автомобильные дороги) допускается осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог до момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности на земельные участки, предназначенные для размещения автомобильных дорог, за счет средств соответствующих бюджетов.