Регистрация права собственности на муниципальное имущество

Подборка наиболее важных документов по запросу Регистрация права собственности на муниципальное имущество (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Позиция ВАС РФ: Первоначальная госрегистрация права собственности публичного образования, осуществленная в порядке разграничения госсобственности на землю, не препятствует приобретению прав на нее собственниками зданий, сооружений, находящихся на ней
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2009 N 11276/09 по делу N А40-49619/07-12-289
Применимые нормы: ст. 39.20 ЗК РФ, ст. 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ
Первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на земельные участки, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на них гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Федеральная собственность
(КонсультантПлюс, 2025)
Признают право собственности РФ на имущество, на которое зарегистрировано право муниципальной собственности (собственности субъекта РФ), если по закону оно может находиться только в федеральной собственности

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)
В Постановлении Президиума ВАС России от 15 декабря 2009 г. N 11276/09 по делу N А40-49619/07-12-289 <437> изложена следующая правовая позиция, имеющая значение при применении комментируемой статьи: первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность; в отсутствие прямого запрета, установленного ЗК РФ, а также в силу положений п. 1 ст. 18 и п. 1 ст. 19 данного Кодекса, предусматривающих возможность возникновения права собственности субъекта РФ и муниципального образования на приобретенные ими земельные участки по основаниям, определенным гражданским законодательством, не исключена возможность последующего приобретения неделимого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, в том числе и для таких субъектов.
Статья: Актуальные особенности государственной регистрации права собственности на ранее учтенные земельные участки: тенденции правового регулирования и пути унификации судебной практики
(Кульчиков Д.Е.)
("Российская юстиция", 2023, N 6)
Гарантией защиты прав и законных интересов граждан по оформлению в собственность находящихся в пользовании земельных участков явилось удостоверение в абзаце третьем п. 9.1 ст. 3 Закона о введении в действие ЗК РФ права граждан, к которым в порядке наследования или по иным основаниям перешло право собственности на здания, строения и (или) сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, зарегистрировать право собственности на такие земельные участки, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такие земельные участки не могут предоставляться в частную собственность.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017)
Таким образом, в целях применения положений п. 5.1 ст. 10 Закона N 101-ФЗ и установления факта использования земельного участка могут быть учтены как договорные отношения, так и фактическое использование сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством земельного участка, находившегося в общей долевой собственности до государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом указанный порядок предоставления земли в порядке приведенной нормы права не должен позволять приобрести земельный участок недобросовестным лицом.
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2025)
1.1. Если иное не предусмотрено другими федеральными законами, земельный участок, от права собственности на который собственник отказался, является с даты государственной регистрации прекращения права собственности на него собственностью муниципального округа, городского округа, городского или сельского поселения либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории собственностью муниципального района по месту расположения земельного участка.