Регламент выездных налоговых проверок
Подборка наиболее важных документов по запросу Регламент выездных налоговых проверок (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Соразмерна ли ответственность налогоплательщика за контрагента?
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 12)Как свидетельствует практика, выгодоприобретателем признается не тот, кто присвоил налоговую выгоду, а тот, к кому налоговые органы вышли на выездную проверку. Регламентом выявления выгодоприобретателя (утв. письмом ФНС от 29.10.2019 N ЕД-5-2/3755 ДСП) предусмотрено, что налоговый выгодоприобретатель - это "сущностная" компания. Критериями "сущностности" выступают размер внеоборотных активов, среднесписочная численность и фонд оплаты труда, наличие в собственности материальных объектов, информация по расчетным счетам, доля вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС) и т.п. Статус выгодоприобретателя закрепляется инспекцией за конкретным налогоплательщиком на основе системы баллов и по согласованию с региональным управлением. По сути, налоговые органы произвольно "назначают крайней" реальную наделенную имуществом компанию-покупателя, с которой можно без труда взыскать "недоимку", что, несомненно, противоречит принципу недопустимости произвольного налогообложения, закрепленному в п. 3 ст. 3 НК РФ.
(Зарипов В.М.)
("Закон", 2021, N 12)Как свидетельствует практика, выгодоприобретателем признается не тот, кто присвоил налоговую выгоду, а тот, к кому налоговые органы вышли на выездную проверку. Регламентом выявления выгодоприобретателя (утв. письмом ФНС от 29.10.2019 N ЕД-5-2/3755 ДСП) предусмотрено, что налоговый выгодоприобретатель - это "сущностная" компания. Критериями "сущностности" выступают размер внеоборотных активов, среднесписочная численность и фонд оплаты труда, наличие в собственности материальных объектов, информация по расчетным счетам, доля вычетов по налогу на добавленную стоимость (НДС) и т.п. Статус выгодоприобретателя закрепляется инспекцией за конкретным налогоплательщиком на основе системы баллов и по согласованию с региональным управлением. По сути, налоговые органы произвольно "назначают крайней" реальную наделенную имуществом компанию-покупателя, с которой можно без труда взыскать "недоимку", что, несомненно, противоречит принципу недопустимости произвольного налогообложения, закрепленному в п. 3 ст. 3 НК РФ.
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 15.12.2017 N ММВ-7-3/1065@
(ред. от 28.12.2021)
"Об утверждении Регламента взаимодействия межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и центрального аппарата Федеральной налоговой службы при составлении мотивированного мнения налогового органа, поступлении разногласий организации на мотивированное мнение налогового органа, проведении взаимосогласительной процедуры и оформлении результатов окончания налогового мониторинга"
(вместе с "Регламентом взаимодействия межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной налоговой службы при составлении мотивированного мнения налогового органа, поступлении разногласий организации на мотивированное мнение налогового органа, проведении взаимосогласительной процедуры и оформлении результатов окончания налогового мониторинга")24. В случае невыполнения организацией мотивированного мнения (мнений) структурное подразделение налогового органа, проводящее налоговый мониторинг не позднее 10 дней со дня уведомления организации в соответствии с пунктом 23 настоящего Регламента, направляет информацию о данном факте в структурное подразделение налогового органа, отвечающее за анализ и планирование выездных налоговых проверок, для рассмотрения вопроса о включении организации в план проведения выездных налоговых проверок за период, за который проводился налоговый мониторинг.
(ред. от 28.12.2021)
"Об утверждении Регламента взаимодействия межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и центрального аппарата Федеральной налоговой службы при составлении мотивированного мнения налогового органа, поступлении разногласий организации на мотивированное мнение налогового органа, проведении взаимосогласительной процедуры и оформлении результатов окончания налогового мониторинга"
(вместе с "Регламентом взаимодействия межрегиональных инспекций ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам и структурных подразделений центрального аппарата Федеральной налоговой службы при составлении мотивированного мнения налогового органа, поступлении разногласий организации на мотивированное мнение налогового органа, проведении взаимосогласительной процедуры и оформлении результатов окончания налогового мониторинга")24. В случае невыполнения организацией мотивированного мнения (мнений) структурное подразделение налогового органа, проводящее налоговый мониторинг не позднее 10 дней со дня уведомления организации в соответствии с пунктом 23 настоящего Регламента, направляет информацию о данном факте в структурное подразделение налогового органа, отвечающее за анализ и планирование выездных налоговых проверок, для рассмотрения вопроса о включении организации в план проведения выездных налоговых проверок за период, за который проводился налоговый мониторинг.
Приказ ФНС России от 02.11.2021 N ЕД-7-10/952@
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"по вопросам регламентного и сервисного обслуживания технических средств
(ред. от 23.04.2025)
"Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков их хранения"по вопросам регламентного и сервисного обслуживания технических средств
Вопрос: О вычетах по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) и о проведении выездной налоговой проверки.
(Письма Минфина России от 12.05.2025 N 03-02-08/46353, от 30.04.2025 N 03-02-08/43836)Вопрос: О вычетах по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) и о проведении выездной налоговой проверки.
(Письма Минфина России от 12.05.2025 N 03-02-08/46353, от 30.04.2025 N 03-02-08/43836)Вопрос: О вычетах по НДС при приобретении товаров (работ, услуг) и о проведении выездной налоговой проверки.
Статья: Внепроверочные мероприятия налогового контроля: проблемы и практика правоприменения
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Согласно второму подходу предпроверочный анализ является инструментом аналитической работы налоговых органов по отбору налогоплательщиков для проведения проверок. На аналитический характер предпроверочного анализа прямо указывается во внутриведомственных актах налоговых органов, в частности в Письме ФНС России от 26.12.2019 N ЕД-4-15/26827, в котором предусмотрено, что предпроверочный анализ представляет собой построение аналитических таблиц по показателям налоговых обязательств, налоговой отчетности, результатов налоговых проверок, которые используются в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
(Сулейманов Р.М. оглы)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)Согласно второму подходу предпроверочный анализ является инструментом аналитической работы налоговых органов по отбору налогоплательщиков для проведения проверок. На аналитический характер предпроверочного анализа прямо указывается во внутриведомственных актах налоговых органов, в частности в Письме ФНС России от 26.12.2019 N ЕД-4-15/26827, в котором предусмотрено, что предпроверочный анализ представляет собой построение аналитических таблиц по показателям налоговых обязательств, налоговой отчетности, результатов налоговых проверок, которые используются в процессе отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)По мнению налоговых органов, указанные полномочия реализуются ими в рамках предпроверочного анализа в целях реализации концепции риск-ориентированного подхода в отношении проведения контрольных мероприятий, провозглашенного в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок <19>. Раздел 3 указанной Концепции устанавливает основные подходы к структуре отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на базе всестороннего анализа всей поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников информации в отношении как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом. В частности, налоговыми органами должен проводиться анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков (в том числе сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей, показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности, противоречия и искажения между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган, и др.). Изначально предпроверочный анализ как раз и должен был стать аналитической работой по оценке состояния расчетов налогоплательщиков с бюджетом <20>. По крайней мере именно такое понимание усматривается из Административного регламента по осуществлению налоговыми органами валютного контроля.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)По мнению налоговых органов, указанные полномочия реализуются ими в рамках предпроверочного анализа в целях реализации концепции риск-ориентированного подхода в отношении проведения контрольных мероприятий, провозглашенного в Концепции системы планирования выездных налоговых проверок <19>. Раздел 3 указанной Концепции устанавливает основные подходы к структуре отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок на базе всестороннего анализа всей поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников информации в отношении как отдельной сделки, так и деятельности налогоплательщика в целом. В частности, налоговыми органами должен проводиться анализ финансово-экономических показателей деятельности налогоплательщиков (в том числе сумм исчисленных и уплаченных налоговых платежей, показателей налоговой и (или) бухгалтерской отчетности, противоречия и искажения между сведениями, содержащимися в представленных документах, и (или) несоответствие информации, которой располагает налоговый орган, и др.). Изначально предпроверочный анализ как раз и должен был стать аналитической работой по оценке состояния расчетов налогоплательщиков с бюджетом <20>. По крайней мере именно такое понимание усматривается из Административного регламента по осуществлению налоговыми органами валютного контроля.
Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-02-08/4632)Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 21.01.2025 N 03-02-08/4632)Вопрос: О проверяемых периодах и мероприятиях налогового контроля в рамках выездной налоговой проверки.
Статья: Документы для налогового мониторинга в 2024 году: более лояльный подход ФНС. Комментарии
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Хотелось бы развеять миф о том, что налоговые органы будут "мониторить" информацию налогоплательщика в режиме 24/7. Во-первых, налоговые органы смогут подключиться к информационным системам налогоплательщика строго в тот период, который укажет сам налогоплательщик в регламенте информационного взаимодействия, и ни в какой другой. Во-вторых, налоговые органы будет интересовать только раскрытие информации, которая отражена в налоговой декларации. А разве не ту же самую информацию мы раскрываем в ходе камеральной или выездной налоговой проверки? Только теперь не придется тратить время на подготовку документов, так как ссылка на них уже будет в информационных системах налогоплательщиков.
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)Хотелось бы развеять миф о том, что налоговые органы будут "мониторить" информацию налогоплательщика в режиме 24/7. Во-первых, налоговые органы смогут подключиться к информационным системам налогоплательщика строго в тот период, который укажет сам налогоплательщик в регламенте информационного взаимодействия, и ни в какой другой. Во-вторых, налоговые органы будет интересовать только раскрытие информации, которая отражена в налоговой декларации. А разве не ту же самую информацию мы раскрываем в ходе камеральной или выездной налоговой проверки? Только теперь не придется тратить время на подготовку документов, так как ссылка на них уже будет в информационных системах налогоплательщиков.
Статья: Можно ли убежать от налоговой проверки, переехав в другой регион
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 16)- в момент назначения проверки сотрудники районной ИФНС не могли знать о внесении записи о новом адресе в ЕГРЮЛ, поскольку в Москве регистрацией занимается отдельный орган. Ввиду особенностей технологических процессов внедрявшейся тогда АИС "Налог-3" данные о миграции компании отобразились в подсистеме "Выездные налоговые проверки" 27.12.2019 только в 18:05, уже после вынесения оспариваемого решения. А в полном объеме, в том числе в подсистеме "Урегулирование задолженности", миграция была завершена 28.12.2019. По карточке миграции юрлица регламентная дата передачи информации о плательщике в новую инспекцию - 20.01.2020. Это подтверждает доводы налоговой, что процесс снятия плательщика с налогового учета является длящимся во времени;
(Никитин А.Ю.)
("Главная книга", 2025, N 16)- в момент назначения проверки сотрудники районной ИФНС не могли знать о внесении записи о новом адресе в ЕГРЮЛ, поскольку в Москве регистрацией занимается отдельный орган. Ввиду особенностей технологических процессов внедрявшейся тогда АИС "Налог-3" данные о миграции компании отобразились в подсистеме "Выездные налоговые проверки" 27.12.2019 только в 18:05, уже после вынесения оспариваемого решения. А в полном объеме, в том числе в подсистеме "Урегулирование задолженности", миграция была завершена 28.12.2019. По карточке миграции юрлица регламентная дата передачи информации о плательщике в новую инспекцию - 20.01.2020. Это подтверждает доводы налоговой, что процесс снятия плательщика с налогового учета является длящимся во времени;
Статья: Может ли акт проверки подписать не проводившее ее лицо
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)В рассматриваемой ситуации сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, составил справку о проведенной выездной налоговой проверке, а после этого уволился. В связи с этим акт проверки был подписан уже другим сотрудником. При этом в акте налоговой проверки имеется примечание, что сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, уволен. При таких обстоятельствах сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки, не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не влечет безусловного признания судом соответствующего решения инспекции недействительным. Факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, может указывать на нарушение требований внутреннего регламента, а не на нарушение прав проверяемого налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ право принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу, подписавшему акт налоговой проверки, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, уполномоченному принимать решение по вопросу о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения на основе анализа собранных материалов и предварительных предложений, изложенных в акте налоговой проверки.
(Мокрецов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 28)В рассматриваемой ситуации сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, составил справку о проведенной выездной налоговой проверке, а после этого уволился. В связи с этим акт проверки был подписан уже другим сотрудником. При этом в акте налоговой проверки имеется примечание, что сотрудник, которому было поручено проведение выездной проверки, уволен. При таких обстоятельствах сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не указанным в решении о проведении выездной налоговой проверки, не является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и не влечет безусловного признания судом соответствующего решения инспекции недействительным. Факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, может указывать на нарушение требований внутреннего регламента, а не на нарушение прав проверяемого налогоплательщика, поскольку в соответствии с положениями ст. 101 НК РФ право принятия решения о привлечении к налоговой ответственности принадлежит не лицу, подписавшему акт налоговой проверки, а руководителю (заместителю руководителя) налогового органа, уполномоченному принимать решение по вопросу о наличии в действиях налогоплательщика состава налогового правонарушения на основе анализа собранных материалов и предварительных предложений, изложенных в акте налоговой проверки.
Вопрос: О проведении выездных налоговых проверок и документах, на основании которых осуществляется доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица.
(Письмо Минфина России от 27.09.2024 N 03-02-08/93937)Вопрос: О проведении выездных налоговых проверок и документах, на основании которых осуществляется доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица.
(Письмо Минфина России от 27.09.2024 N 03-02-08/93937)Вопрос: О проведении выездных налоговых проверок и документах, на основании которых осуществляется доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение проверяемого лица.
Вопрос: О сроках проведения и приостановления выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 22.08.2025 N 03-02-08/82666)Вопрос: О сроках проведения и приостановления выездной налоговой проверки.
(Письмо Минфина России от 22.08.2025 N 03-02-08/82666)Вопрос: О сроках проведения и приостановления выездной налоговой проверки.
Готовое решение: Как составить и подать налоговую, бухгалтерскую и другую отчетность при ликвидации учреждения
(КонсультантПлюс, 2025)вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки в отношении ликвидируемого учреждения, если такая проверка проводилась;
(КонсультантПлюс, 2025)вступления в силу итогового документа по результатам выездной налоговой проверки в отношении ликвидируемого учреждения, если такая проверка проводилась;