Регулирование торговой надбавки
Подборка наиболее важных документов по запросу Регулирование торговой надбавки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ: Государственное регулирование цен возможно только на основании федерального закона
Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2010 N 81-Г10-12 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 424 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗСтатья 424 ГК РФ, пп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ свидетельствуют о том, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона.
Определение Верховного Суда РФ от 04.08.2010 N 81-Г10-12 и другие акты высших судов
Применимые нормы: п. 1 ст. 424 ГК РФ, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗСтатья 424 ГК РФ, пп. 55 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, ст. 8 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ свидетельствуют о том, что государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона.
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 10 Конституции РФ"Из мотивировочной части апелляционного определения следует, что в соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. По смыслу приведенной правовой нормы органы исполнительной и судебной власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. Как видно из административного иска, требования ПАО "Т Плюс" направлены на понуждение РЭК Свердловской области, как уполномоченного исполнительного органа государственной власти Свердловской области в сфере государственного регулирования цен (тарифов, расценок, наценок, надбавок, индексов, ставок, сборов, размеров платы) (Положение о Региональной энергетической комиссии Свердловской области, утверждено указом Губернатора Свердловской области N 1067-УГ от 13 ноября 2010 года), к внесению изменений (дополнений) в тарифное регулирование в указанном субъекте Российской Федерации, что не относится к компетенции суда исходя из принципа разделения властей - суды не вправе обязывать орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимать какие-либо нормативные правовые акты."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Цена гражданско-правового договора: монография"
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона (правовая позиция, приведенная в Определении СКГД ВС РФ от 25 августа 2010 г. N 81-Г10-14, Определении СКГД ВС РФ от 4 августа 2010 г. N 81-Г10-12, Решении ВС РФ от 6 июля 2010 г. N ГКПИ10-498 и т.д.). Возможность и необходимость государственного регулирования цен прямо вытекают из предписаний Конституции РФ, согласно которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34, ч. 2), а установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находится в ведении России (ст. 71, пункт "ж") (правовая позиция, сформулированная в Определении КС РФ от 8 февраля 2007 г. N 288-О-П).
(Томтосов А.А.)
("Юстицинформ", 2023)Государственное регулирование цен и торговых надбавок (наценок) к ценам возможно только на основании федерального закона (правовая позиция, приведенная в Определении СКГД ВС РФ от 25 августа 2010 г. N 81-Г10-14, Определении СКГД ВС РФ от 4 августа 2010 г. N 81-Г10-12, Решении ВС РФ от 6 июля 2010 г. N ГКПИ10-498 и т.д.). Возможность и необходимость государственного регулирования цен прямо вытекают из предписаний Конституции РФ, согласно которым не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34, ч. 2), а установление правовых основ единого рынка и основы ценовой политики находится в ведении России (ст. 71, пункт "ж") (правовая позиция, сформулированная в Определении КС РФ от 8 февраля 2007 г. N 288-О-П).
Статья: Защита и обеспечение устойчивости рубля: отдельные вопросы правового регулирования
(Саттарова Н.А., Бойко Н.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Сохранение ценовой стабильности - процесс длительный и постоянный. Во-первых, необходимо учитывать воздействие экономических законов, внешние и внутренние факторы, определяющие вектор поведения хозяйствующих субъектов, требующие оперативного реагирования и адаптации к стремительно изменяющимся экономическим условиям. Во-вторых, данный процесс должен обеспечиваться правовыми средствами, способствующими максимальному снижению инфляционных рисков. Например, необходимо учитывать социальный фактор и регулировать торговые наценки, сократить количество торговых посредников. Правовое регулирование указанного процесса возможно при наличии эффективного механизма, где не последнюю роль играют четкая организация и обратная связь. Так, для целей поддержания ценовой стабильности органам государственной власти необходимо ужесточить контроль за рыночным ценообразованием и при этом усилить ответственность нарушителей ценовой дисциплины.
(Саттарова Н.А., Бойко Н.Н.)
("Юрист", 2023, N 4)Сохранение ценовой стабильности - процесс длительный и постоянный. Во-первых, необходимо учитывать воздействие экономических законов, внешние и внутренние факторы, определяющие вектор поведения хозяйствующих субъектов, требующие оперативного реагирования и адаптации к стремительно изменяющимся экономическим условиям. Во-вторых, данный процесс должен обеспечиваться правовыми средствами, способствующими максимальному снижению инфляционных рисков. Например, необходимо учитывать социальный фактор и регулировать торговые наценки, сократить количество торговых посредников. Правовое регулирование указанного процесса возможно при наличии эффективного механизма, где не последнюю роль играют четкая организация и обратная связь. Так, для целей поддержания ценовой стабильности органам государственной власти необходимо ужесточить контроль за рыночным ценообразованием и при этом усилить ответственность нарушителей ценовой дисциплины.
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
(ред. от 25.12.2023)
"Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024)4. В случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Федеральный закон от 04.08.2023 N 411-ФЗ
"О северном завозе"1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза грузов на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, тарифов на отдельные услуги.
"О северном завозе"1. Целью настоящего Федерального закона является создание правовых и организационных основ для осуществления завоза грузов на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, и государственного регулирования цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, тарифов на отдельные услуги.