Реконструкция газопровода
Подборка наиболее важных документов по запросу Реконструкция газопровода (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 381 "Налоговые льготы" главы 30 "Налог на имущество организаций" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения на основании п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении объектов основных средств - систем вентиляции и кондиционирования (СВИК), признанных обществом движимым имуществом, в действительности обладающих признаками недвижимости. Сославшись на письмо Минфина России от 16.10.2012 N 07-02-06/247, налоговый орган приравнял СВИК к недвижимому имуществу, а именно к системам коммуникаций внутри зданий (теплотрасса, газопровод, водопровод, канализация и т.д.), также отметив, что СВИК смонтированы в рамках реконструкции зданий, до реконструкции учитывались в составе здания, что свидетельствует о невозможности отделения СВИК без нарушения их целостности и целостности зданий. Налогоплательщик квалифицировал СВИК как движимое имущество, поскольку указанные объекты: не имеют прочной связи с землей; в соответствии с классификатором основных фондов относятся к категории "Оборудование"; приняты на учет ранее срока окончания реконструкции зданий, в которых монтировались; по своей конструкции предусматривают возможность перемещения. Суд признал неправомерным доначисление налога на имущество, поскольку спорное имущество обеспечивает эксплуатацию оборудования, а не функционирование зданий, соответственно, оно не может являться частью зданий, в пределах которых оно находится. Суд также отметил, что при квалификации СВИК как относящихся к движимому или недвижимому имуществу общество правомерно учитывало нормы Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (далее - ОКОФ). СВИК общества в соответствии с ОКОФ не относятся к зданиям и сооружениям, в том числе не относятся к коммуникациям зданий, формируя самостоятельную группу основных средств. Суд также принял во внимание, что сроки полезного использования спорных СВИК (91 месяц) и зданий установок, к которым их относит налоговый орган (от 181 до 1000 месяцев), существенно различаются.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган пришел к выводу о необоснованном применении налогоплательщиком освобождения от налогообложения на основании п. 25 ст. 381 НК РФ в отношении объектов основных средств - систем вентиляции и кондиционирования (СВИК), признанных обществом движимым имуществом, в действительности обладающих признаками недвижимости. Сославшись на письмо Минфина России от 16.10.2012 N 07-02-06/247, налоговый орган приравнял СВИК к недвижимому имуществу, а именно к системам коммуникаций внутри зданий (теплотрасса, газопровод, водопровод, канализация и т.д.), также отметив, что СВИК смонтированы в рамках реконструкции зданий, до реконструкции учитывались в составе здания, что свидетельствует о невозможности отделения СВИК без нарушения их целостности и целостности зданий. Налогоплательщик квалифицировал СВИК как движимое имущество, поскольку указанные объекты: не имеют прочной связи с землей; в соответствии с классификатором основных фондов относятся к категории "Оборудование"; приняты на учет ранее срока окончания реконструкции зданий, в которых монтировались; по своей конструкции предусматривают возможность перемещения. Суд признал неправомерным доначисление налога на имущество, поскольку спорное имущество обеспечивает эксплуатацию оборудования, а не функционирование зданий, соответственно, оно не может являться частью зданий, в пределах которых оно находится. Суд также отметил, что при квалификации СВИК как относящихся к движимому или недвижимому имуществу общество правомерно учитывало нормы Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94 (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 N 359) (далее - ОКОФ). СВИК общества в соответствии с ОКОФ не относятся к зданиям и сооружениям, в том числе не относятся к коммуникациям зданий, формируя самостоятельную группу основных средств. Суд также принял во внимание, что сроки полезного использования спорных СВИК (91 месяц) и зданий установок, к которым их относит налоговый орган (от 181 до 1000 месяцев), существенно различаются.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Споры о возмещении убытков, причиненных правообладателю ограничением прав на земельный участок в связи с установлением зоны с особыми условиями использования территорий
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А40-252327/2017 суды согласились с позицией истца о том, что в рамках строительства автомобильной дороги ответчиком была произведена реконструкция газопровода, что вызвало необходимость установления охранных зон и зон минимальных расстояний и повлекло за собой ограничение прав истца в отношении земельного участка. В результате с ответчика было взыскано более 280 млн руб. убытков (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2021).
(Лысенкова Е.Н.)
("Арбитражные споры", 2025, N 1)При рассмотрении дела N А40-252327/2017 суды согласились с позицией истца о том, что в рамках строительства автомобильной дороги ответчиком была произведена реконструкция газопровода, что вызвало необходимость установления охранных зон и зон минимальных расстояний и повлекло за собой ограничение прав истца в отношении земельного участка. В результате с ответчика было взыскано более 280 млн руб. убытков (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.09.2021).
Нормативные акты
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)14.1) реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
(ред. от 31.07.2025)14.1) реконструкция линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов (мощности, грузоподъемности и других) или при котором требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов;
Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 N 870
(ред. от 14.12.2018)
"Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления"V. ТРЕБОВАНИЯ К СЕТИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И СЕТИ
(ред. от 14.12.2018)
"Об утверждении технического регламента о безопасности сетей газораспределения и газопотребления"V. ТРЕБОВАНИЯ К СЕТИ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ И СЕТИ
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из ст. 51 ГрК РФ, строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в п. 17 ст. 51 ГрК РФ. Необходимо отметить, что согласно пп. 5 п. 17 указанной статьи данный перечень является открытым. Правительству РФ, а также региональным властям предоставлено право формировать дополнительные перечни случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 <1> получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи; объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно <2>; трамвайных путей, контактных сетей трамвайных линий <3>. Примером использования данной нормы региональными властями является Закон Ленинградской области <4>. Согласно данному Закону, в частности, не требуется получение разрешения на строительство при реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов с давлением свыше 1,2 мегапаскаля, тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением свыше 1,6 мегапаскаля или горячую воду с температурой выше 150 °C, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты. Данная норма существенно упрощает жизнь для сетевых компаний. Схожие по регулированию законы имеются в Московской области, где пошли еще дальше, допустив, к примеру, строительство контрольно-пропускных пунктов, зданий административно-бытового назначения общей площадью не более 300 кв. м <5>, а также в ряде других регионов <6>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исходя из ст. 51 ГрК РФ, строительство проводится на основании разрешения на строительство. Перечень случаев, когда разрешение на строительство при выполнении строительных работ не требуется, приведен в п. 17 ст. 51 ГрК РФ. Необходимо отметить, что согласно пп. 5 п. 17 указанной статьи данный перечень является открытым. Правительству РФ, а также региональным властям предоставлено право формировать дополнительные перечни случаев, в которых получение разрешения на строительство не требуется. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 12.11.2020 N 1816 <1> получение разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции линий связи и сооружений связи, не являющихся особо опасными, технически сложными объектами связи; объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением до 1,2 мегапаскаля включительно <2>; трамвайных путей, контактных сетей трамвайных линий <3>. Примером использования данной нормы региональными властями является Закон Ленинградской области <4>. Согласно данному Закону, в частности, не требуется получение разрешения на строительство при реконструкции линейных объектов капитального строительства: линий электропередачи, связи, газопроводов с давлением свыше 1,2 мегапаскаля, тепловых сетей, транспортирующих водяной пар с рабочим давлением свыше 1,6 мегапаскаля или горячую воду с температурой выше 150 °C, не требующей увеличения размеров земельных участков, на которых расположены такие объекты. Данная норма существенно упрощает жизнь для сетевых компаний. Схожие по регулированию законы имеются в Московской области, где пошли еще дальше, допустив, к примеру, строительство контрольно-пропускных пунктов, зданий административно-бытового назначения общей площадью не более 300 кв. м <5>, а также в ряде других регионов <6>.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения о подряде.
Являются ли сроки выполнения работ существенным условием договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела, 18.12.2008 истец и ответчик заключили договор N 1, в соответствии с которым ООО "Ярославская строительная корпорация" обязалось в срок не позднее 01.04.2009 выполнить работы по реконструкции газопровода низкого давления в МКР-5 ЗЖР г. Ярославля, а ОАО "Яргазсервис" обязалось принять газопровод и оплатить работы в сумме 780 000 рублей.
Являются ли сроки выполнения работ существенным условием договора подряда
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела, 18.12.2008 истец и ответчик заключили договор N 1, в соответствии с которым ООО "Ярославская строительная корпорация" обязалось в срок не позднее 01.04.2009 выполнить работы по реконструкции газопровода низкого давления в МКР-5 ЗЖР г. Ярославля, а ОАО "Яргазсервис" обязалось принять газопровод и оплатить работы в сумме 780 000 рублей.
"Обзор практики рассмотрения жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа (учреждения), специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при проведении закупок в соответствии с положениями Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (апрель 2025 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- договор субподряда от 19.07.2021 N 1-ГСП-2021/Моздок на выполнение строительно-монтажных работ по объектам, входящим в состав стройки: реконструкция магистрального газопровода "Кази-Магомед-Моздок" на участке 600 - 610 км, код стройки 051-2001936 для нужд ПАО "Газпром", с ценой 1 891 532 340,77 руб., заключенный между ООО "ССК "Газрегион" и победителем (далее - Договор);
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- договор субподряда от 19.07.2021 N 1-ГСП-2021/Моздок на выполнение строительно-монтажных работ по объектам, входящим в состав стройки: реконструкция магистрального газопровода "Кази-Магомед-Моздок" на участке 600 - 610 км, код стройки 051-2001936 для нужд ПАО "Газпром", с ценой 1 891 532 340,77 руб., заключенный между ООО "ССК "Газрегион" и победителем (далее - Договор);
Статья: Вопросы правового регулирования социальной газификации
(Ульянов А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)2) фактическое подключение индивидуального жилого дома гражданина-потребителя к газораспределительной сети - технологическое присоединение до и в пределах границ земельного участка, проектирование сети газопотребления, установка газоиспользующего оборудования, строительство или реконструкция внутреннего газопровода, установка прибора учета газа и собственно пуск газа. Оказание услуг по подключению регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. N 1547 <5> (Правилами подключения). По Правилам подключения организационные и технические действия исполнителя услуг подключения, совершаемые до границ земельного участка собственника-потребителя, признаются для последнего безвозмездными, а остальные действия оплачиваются им по установленным тарифам (в соответствии с абз. 2 п. 2 и п. 13). В принципе, такие условия газификации являются для потребителей выгодными и должны побуждать к активному заказу работ (услуг).
(Ульянов А.В.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2025, N 3)2) фактическое подключение индивидуального жилого дома гражданина-потребителя к газораспределительной сети - технологическое присоединение до и в пределах границ земельного участка, проектирование сети газопотребления, установка газоиспользующего оборудования, строительство или реконструкция внутреннего газопровода, установка прибора учета газа и собственно пуск газа. Оказание услуг по подключению регулируется Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 2021 г. N 1547 <5> (Правилами подключения). По Правилам подключения организационные и технические действия исполнителя услуг подключения, совершаемые до границ земельного участка собственника-потребителя, признаются для последнего безвозмездными, а остальные действия оплачиваются им по установленным тарифам (в соответствии с абз. 2 п. 2 и п. 13). В принципе, такие условия газификации являются для потребителей выгодными и должны побуждать к активному заказу работ (услуг).
Информация: Ростехнадзор разъясняет: эксплуатация газопроводов
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)Ответ: В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ перенос трассы наружного газопровода, являющегося сооружением, относится к реконструкции линейных объектов. В соответствии с ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертизу проектной документации на реконструкцию вышеуказанного сооружения проводить не требуется.
("Официальный сайт Ростехнадзора", 2025)Ответ: В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ перенос трассы наружного газопровода, являющегося сооружением, относится к реконструкции линейных объектов. В соответствии с ч. 3 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ экспертизу проектной документации на реконструкцию вышеуказанного сооружения проводить не требуется.