Реконструкция и создание нового объекта
Подборка наиболее важных документов по запросу Реконструкция и создание нового объекта (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиция ВС РФ, ВАС РФ: Имущество может быть истребовано из чужого незаконного владения, если оно существует в натуре, а также если есть возможность его индивидуализировать и идентифицировать
Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2014 N 4-КГ13-35 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 301 ГК РФОдним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации. Если проведена полная реконструкция и создан новый имущественный комплекс, обладающий качественно иными инженерно-техническими и архитектурными свойствами, и реализация планов реконструкции подтверждается сведениями из ЕГРП об исключении истребуемого имущества из названного реестра, то указанные обстоятельства исключают возможность виндикации имущественного комплекса, уже не существующего в натуре вследствие полной реконструкции и создания нового объекта, несмотря на сохранение его наименования и целевого назначения.
Определение Верховного Суда РФ от 11.02.2014 N 4-КГ13-35 и другие акты высших судов
Применимые нормы: ст. 301 ГК РФОдним из условий истребования имущества из чужого незаконного владения является возможность его индивидуализации и идентификации. Если проведена полная реконструкция и создан новый имущественный комплекс, обладающий качественно иными инженерно-техническими и архитектурными свойствами, и реализация планов реконструкции подтверждается сведениями из ЕГРП об исключении истребуемого имущества из названного реестра, то указанные обстоятельства исключают возможность виндикации имущественного комплекса, уже не существующего в натуре вследствие полной реконструкции и создания нового объекта, несмотря на сохранение его наименования и целевого назначения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Создание нового объекта недвижимости: публичное и гражданское законодательство
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Даже высшие судебные инстанции расходятся во мнении по этому вопросу. Например, ВАС РФ не согласился с решениями трех нижестоящих инстанций, которые указали, что реконструкция представляет собой изменение параметров ОКС, а не создание нового объекта, и констатировал, что реконструкция не исключает создание нового объекта недвижимого имущества, с иными индивидуально-определенными характеристиками <12>. ВС РФ делает прямо противоположный вывод, в соответствии с которым новые объекты недвижимости при осуществлении реконструкции существующих объектов недвижимости не создаются <13>. С выводом ВС РФ согласиться невозможно, что же касается Президиума ВАС РФ, то его позиция изложена предельно корректно. Действительно, в отличие от строительства, реконструкция лишь "не исключает" создание нового объекта недвижимости. Несмотря на то, что по завершении реконструкции, так же как и по завершении строительства, выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, для застройщика само по себе разрешение на ввод интереса не представляет. Оно ему нужно лишь для целей постановки на кадастровый учет и регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости по правилам ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ. Для постановки на кадастровый учет нового объекта недвижимости в разделе Реестра недвижимости "Кадастр недвижимости" должны быть отражены новые основные характеристики созданного объекта. Применительно к зданию это прежде всего высота, площадь и площадь застройки. То есть вопрос создания нового объекта недвижимости, а не нового ОКС в результате реконструкции должен решаться в контексте Закона N 218-ФЗ.
(Жаркова О.А.)
("Закон", 2022, N 4)Даже высшие судебные инстанции расходятся во мнении по этому вопросу. Например, ВАС РФ не согласился с решениями трех нижестоящих инстанций, которые указали, что реконструкция представляет собой изменение параметров ОКС, а не создание нового объекта, и констатировал, что реконструкция не исключает создание нового объекта недвижимого имущества, с иными индивидуально-определенными характеристиками <12>. ВС РФ делает прямо противоположный вывод, в соответствии с которым новые объекты недвижимости при осуществлении реконструкции существующих объектов недвижимости не создаются <13>. С выводом ВС РФ согласиться невозможно, что же касается Президиума ВАС РФ, то его позиция изложена предельно корректно. Действительно, в отличие от строительства, реконструкция лишь "не исключает" создание нового объекта недвижимости. Несмотря на то, что по завершении реконструкции, так же как и по завершении строительства, выдается разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, для застройщика само по себе разрешение на ввод интереса не представляет. Оно ему нужно лишь для целей постановки на кадастровый учет и регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости по правилам ч. 10 ст. 40 Закона N 218-ФЗ. Для постановки на кадастровый учет нового объекта недвижимости в разделе Реестра недвижимости "Кадастр недвижимости" должны быть отражены новые основные характеристики созданного объекта. Применительно к зданию это прежде всего высота, площадь и площадь застройки. То есть вопрос создания нового объекта недвижимости, а не нового ОКС в результате реконструкции должен решаться в контексте Закона N 218-ФЗ.
Статья: Обзор правовых позиций Верховного Суда Российской Федерации по вопросам частного права за декабрь 2020 г.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Мороз А.И., Сафонова М.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)При рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Эта позиция направлена на то, чтобы воспрепятствовать явным злоупотреблениям правом легализовать постройку, которое предусмотрено п. 3 ст. 222 ГК РФ (ст. 10 ГК РФ). Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей. Обращение предпринимателя в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже после завершения реконструкции и создания нового объекта недвижимости не свидетельствует о добросовестности его поведения и не служит основанием для легализации правонарушения, которым является самовольное строительство. Иной подход ставил бы добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства (реконструкции) документы в установленном порядке, в худшее положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
(Автонова Е.Д., Карапетов А.Г., Матвиенко С.В., Мороз А.И., Сафонова М.В., Фетисова Е.М.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 2)При рассмотрении исков о признании права собственности на самовольную постройку суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Эта позиция направлена на то, чтобы воспрепятствовать явным злоупотреблениям правом легализовать постройку, которое предусмотрено п. 3 ст. 222 ГК РФ (ст. 10 ГК РФ). Такой иск не может быть использован для упрощения регистрации прав на вновь созданный объект недвижимости с целью обхода норм специального законодательства, предусматривающего разрешительный порядок создания и ввода в гражданский оборот новых недвижимых вещей. Обращение предпринимателя в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче разрешения на строительство уже после завершения реконструкции и создания нового объекта недвижимости не свидетельствует о добросовестности его поведения и не служит основанием для легализации правонарушения, которым является самовольное строительство. Иной подход ставил бы добросовестного застройщика, получающего необходимые для строительства (реконструкции) документы в установленном порядке, в худшее положение по сравнению с самовольным застройщиком, который не выполнял предусмотренные законом требования.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.04.2020 N 69-ФЗ
(ред. от 21.11.2022)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"3) на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для реализации инвестиционного проекта в части создания (строительства) новых либо реконструкции и (или) модернизации существующих объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) в части создания результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации, если уплата таких процентов была осуществлена на инвестиционной стадии, при условии, что в отношении таких кредитов и займов, включая облигационные займы, не предоставляются иные меры государственной поддержки;
(ред. от 21.11.2022)
"О защите и поощрении капиталовложений в Российской Федерации"3) на уплату процентов по кредитам и займам, купонного дохода по облигационным займам, привлеченным для реализации инвестиционного проекта в части создания (строительства) новых либо реконструкции и (или) модернизации существующих объектов недвижимого имущества и (или) комплекса объектов движимого и недвижимого имущества, связанных между собой, и (или) в части создания результатов интеллектуальной деятельности и (или) приравненных к ним средств индивидуализации, если уплата таких процентов была осуществлена на инвестиционной стадии, при условии, что в отношении таких кредитов и займов, включая облигационные займы, не предоставляются иные меры государственной поддержки;