Рекультивация коап
Подборка наиболее важных документов по запросу Рекультивация коап (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести рекультивацию земель
(КонсультантПлюс, 2025)За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность в следующих случаях (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)За невыполнение рекультивации земель (ее выполнение не вовремя) предусмотрена административная ответственность в следующих случаях (ч. 1 ст. 8.7 КоАП РФ):
"Рекультивация земель: особенности и проблемы правового регулирования"
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, за ненадлежащее исполнение обязанностей по рекультивации земель или нарушение природоохранных требований при рекультивации земель виновные лица могут быть привлечены к юридической ответственности. Так, можно выделить следующие составы административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
(Тихомирова Л.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, за ненадлежащее исполнение обязанностей по рекультивации земель или нарушение природоохранных требований при рекультивации земель виновные лица могут быть привлечены к юридической ответственности. Так, можно выделить следующие составы административных правонарушений, предусмотренных КоАП РФ.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
(ред. от 04.11.2025)Статья 8.7. Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв
Постановление Конституционного Суда РФ от 12.11.2024 N 51-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области"Так, в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2023 года N 81-АД23-18-К8 указано, что по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв" КоАП Российской Федерации, подсудность рассмотрения жалобы определяется местом совершения административного правонарушения, которым является место, где допущено совершение противоправного деяния. Этот же подход отражен в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2015 года N 5-АД15-26, от 30 мая 2016 года N 34-АД16-3, а также, например, в постановлениях Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2019 года N 16-356/2019 и от 8 мая 2020 года N 16-2266/2020, Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2021 года N 16-5326/2021.
"По делу о проверке конституционности пункта 3 части 1 статьи 30.1 и иных положений о подсудности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Подольского городского суда Московской области"Так, в постановлении Верховного Суда Российской Федерации от 1 декабря 2023 года N 81-АД23-18-К8 указано, что по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 "Невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв" КоАП Российской Федерации, подсудность рассмотрения жалобы определяется местом совершения административного правонарушения, которым является место, где допущено совершение противоправного деяния. Этот же подход отражен в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации от 31 августа 2015 года N 5-АД15-26, от 30 мая 2016 года N 34-АД16-3, а также, например, в постановлениях Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2019 года N 16-356/2019 и от 8 мая 2020 года N 16-2266/2020, Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 2 ноября 2021 года N 16-5326/2021.
Статья: Правовой режим природных ресурсов, используемых в сельском хозяйстве: вопросы теории и практики
(Рыженков А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 6)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых (ст. 8.13), а также невыполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке полезных ископаемых, в том числе общераспространенных (ст. 8.7).
(Рыженков А.Я.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2021, N 6)Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусматривает административную ответственность за незаконную добычу общераспространенных полезных ископаемых (ст. 8.13), а также невыполнение обязанностей по рекультивации земель при разработке полезных ископаемых, в том числе общераспространенных (ст. 8.7).
Вопрос: Нужно ли малому предприятию сдавать отчетность в Росприроднадзор?
(Консультация эксперта, 2025)Стоит отметить, что нарушение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля влечет административную ответственность по ст. 8.51 КоАП РФ.
(Консультация эксперта, 2025)Стоит отметить, что нарушение требований к оснащению стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ системами автоматического контроля влечет административную ответственность по ст. 8.51 КоАП РФ.
Вопрос: Какая ответственность установлена за нарушение природоохранного законодательства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В судебной практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции наиболее часто встречается привлечение к ответственности за следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2); нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); порча земель (ст. 8.6); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8); нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32); причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений или других организмов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ, в том числе их уничтожение (ст. 8.35); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 8.38); нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39); нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 8.51); нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов (ст. 8.55).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В судебной практике арбитражных судов и судов общей юрисдикции наиболее часто встречается привлечение к ответственности за следующие правонарушения, предусмотренные КоАП РФ: несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов (ст. 8.1); несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления (ст. 8.2); нарушение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами (ст. 8.3); сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5); порча земель (ст. 8.6); невыполнение обязанностей по рекультивации земель, обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст. 8.7); использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст. 8.8); нарушение требований по рациональному использованию недр (ст. 8.10); нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах (ст. 8.12); нарушение правил охраны водных объектов (ст. 8.13); нарушение правил водопользования (ст. 8.14); нарушение правил охраны атмосферного воздуха (ст. 8.21); нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24); нарушение правил использования лесов (ст. 8.25); самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26); незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28); уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29); уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30); нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31); нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32); причинение вреда редким и находящимся под угрозой исчезновения видам животных, растений или других организмов, занесенных в Красную книгу РФ и (или) охраняемых международными договорами РФ, в том числе их уничтожение (ст. 8.35); нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 8.38); нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях (ст. 8.39); нарушение законодательства в области охраны окружающей среды (ст. 8.51); нарушение требований в области охраны окружающей среды при эксплуатации и выводе из эксплуатации (консервации или ликвидации) отдельных производственных объектов (ст. 8.55).
Последние изменения: Административная ответственность единоличного исполнительного органа юридического лица
(КонсультантПлюс, 2025)установлена отдельная ответственность за непроведение контроля за состоянием объекта размещения отходов и его воздействием на окружающую среду, невыполнение работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации указанного объекта, применение ТКО для рекультивации земель и карьеров со штрафами для должностных лиц от 15 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 3, 4 ст. 8.7 КоАП РФ);
(КонсультантПлюс, 2025)установлена отдельная ответственность за непроведение контроля за состоянием объекта размещения отходов и его воздействием на окружающую среду, невыполнение работ по восстановлению (рекультивации или консервации) нарушенных земель после окончания эксплуатации указанного объекта, применение ТКО для рекультивации земель и карьеров со штрафами для должностных лиц от 15 тыс. до 30 тыс. руб. (ч. 3, 4 ст. 8.7 КоАП РФ);
Вопрос: Какой порядок возмещения вреда, причиненного почвам?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- сначала привлекает природопользователя к административной ответственности по ст. ст. 8.6, 8.7, 8.8 КоАП РФ;
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- сначала привлекает природопользователя к административной ответственности по ст. ст. 8.6, 8.7, 8.8 КоАП РФ;
Статья: Определение Судебной коллегии ВС РФ по делу N 306-ЭС20-16219
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за нарушение требований ч. 1 ст. ст. 13, 42 ЗК РФ, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", п. п. 6, 8, 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 в связи с обустройством дороги на землях сельскохозяйственного назначения.
(Юридическая фирма "Щекин и партнеры")
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Общество было привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ за нарушение требований ч. 1 ст. ст. 13, 42 ЗК РФ, ст. 8 ФЗ от 16.07.1998 N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения", п. п. 6, 8, 11 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации и Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству от 22.12.1995 N 525/67 в связи с обустройством дороги на землях сельскохозяйственного назначения.
Статья: Снятие плодородного слоя почвы недропользователем: концептуальные правовые вопросы
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Рассмотрение снятия плодородного слоя почвы недропользователем как его обязанности по выполнению мер охраны земель в соответствии с проектной документацией и как необходимого этапа в подготовке работ по осуществлению пользования недрами способно существенно повлиять на остроту проблемы самовольного снятия плодородного слоя почвы и привлечения недропользователей к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ. Констатация самовольности, следующая согласно сложившейся судебной практике из одного только факта отсутствия у недропользователя разрешения на снятие плодородного слоя почвы в период его снятия <22>, не учитывает ситуации, когда осуществление соответствующей деятельности прямо следует из предписания законодательного акта, а практические вопросы детально разрешены на уровне проектной документации. Получение разрешения в случаях наличия у недропользователя необходимой проектной документации и проекта рекультивации становится фактически лишь формально требуемой стадией, существование которой не обусловлено, как правило, ни специальной квалификацией ответственных лиц, ни проведением специальных исследований и экспертиз перед выдачей разрешения.
(Игнатьева И.А.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Рассмотрение снятия плодородного слоя почвы недропользователем как его обязанности по выполнению мер охраны земель в соответствии с проектной документацией и как необходимого этапа в подготовке работ по осуществлению пользования недрами способно существенно повлиять на остроту проблемы самовольного снятия плодородного слоя почвы и привлечения недропользователей к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ. Констатация самовольности, следующая согласно сложившейся судебной практике из одного только факта отсутствия у недропользователя разрешения на снятие плодородного слоя почвы в период его снятия <22>, не учитывает ситуации, когда осуществление соответствующей деятельности прямо следует из предписания законодательного акта, а практические вопросы детально разрешены на уровне проектной документации. Получение разрешения в случаях наличия у недропользователя необходимой проектной документации и проекта рекультивации становится фактически лишь формально требуемой стадией, существование которой не обусловлено, как правило, ни специальной квалификацией ответственных лиц, ни проведением специальных исследований и экспертиз перед выдачей разрешения.
Статья: Политико-правовые аспекты реализации экологических требований органами местного самоуправления
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)В случае нарушения надлежащего состояния земель, в частности в результате несоблюдения требований в области их охраны, ответственность возлагается на лицо, совершившее соответствующее деяние. Виновные в совершении правонарушения в области охраны земель привлекаются к различным видам юридической ответственности в соответствии со статьями 74 - 76 ЗК РФ, статьями 8.6, 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <15> (далее - КоАП РФ), другими федеральными законами.
(Галиновская Е.А.)
("Российская юстиция", 2024, N 2)В случае нарушения надлежащего состояния земель, в частности в результате несоблюдения требований в области их охраны, ответственность возлагается на лицо, совершившее соответствующее деяние. Виновные в совершении правонарушения в области охраны земель привлекаются к различным видам юридической ответственности в соответствии со статьями 74 - 76 ЗК РФ, статьями 8.6, 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях <15> (далее - КоАП РФ), другими федеральными законами.
Статья: Правовая проблема изменения видов разрешенного использования на землях лесного фонда и сельскохозяйственного назначения в целях развития внутреннего туризма
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)КоАП РФ [7] содержит состав правонарушения по статье 8.7, который предусматривает наказание в размере 700 тысяч рублей штрафа для предпринимателей, фермеров, которые не проводят работы по рекультивации земель. Работы по рекультивации земель - работы, связанные восстановлением земельных участков. Невыполнение работ по рекультивации земель наказывается штрафом для фермеров в размере от 400 до 700 тысяч рублей. Таким образом, государство привлекает к ответственности за непроведение работ по рекультивации земель. Для государства работы по рекультивации земель представляют особую важность и необходимость.
(Владимиров И.А., Гиззатуллин Р.Х., Иксанов Р.А.)
("Право и экономика", 2025, N 10)КоАП РФ [7] содержит состав правонарушения по статье 8.7, который предусматривает наказание в размере 700 тысяч рублей штрафа для предпринимателей, фермеров, которые не проводят работы по рекультивации земель. Работы по рекультивации земель - работы, связанные восстановлением земельных участков. Невыполнение работ по рекультивации земель наказывается штрафом для фермеров в размере от 400 до 700 тысяч рублей. Таким образом, государство привлекает к ответственности за непроведение работ по рекультивации земель. Для государства работы по рекультивации земель представляют особую важность и необходимость.
"Комментарий к Закону Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах"
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Результаты химического анализа проб почвы отражают, что рекультивационный материал, которым засыпан карьер, содержит нефтепродукты в количестве, превышающем предельно-допустимую концентрации содержания нефтепродуктов в земле.
(Пешкова (Белогорцева) Х.В., Аверина К.Н., Бергер Е.В., Борисов А.А., Ведышева Н.О., Гаевская Е.Ю., Иванова Ж.Б., Камынина Н.Р., Коновальчикова С.С., Левочко В.В., Марьин Е.В., Налетов К.И., Чернусь Н.Ю., Вагина (Шихалева) О.В., Бабич А.А., Котухов С.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)Результаты химического анализа проб почвы отражают, что рекультивационный материал, которым засыпан карьер, содержит нефтепродукты в количестве, превышающем предельно-допустимую концентрации содержания нефтепродуктов в земле.