Резерв по сомнительным долгам в тариф

Подборка наиболее важных документов по запросу Резерв по сомнительным долгам в тариф (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 14.05.2024 N 66а-634/2024 (УИД 15OS0000-01-2021-000060-37)
Об изменении решения Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.10.2022, а именно исключении вывода суда об экономической обоснованности и документальной подтвержденности расходов на 2021 г. по статьям "Амортизация", "Аренда зданий и сооружений", "Аренда земельных участков, "Расходы на обеспечение коммерческого учета электрической энергии", "Корректировка необходимой валовой выручки (НВВ) по доходам от осуществления регулируемой деятельности", "Корректировка НВВ по прочим неподконтрольным расходам", за исключением выводов суда первой инстанции по статьям "Корректировка НВВ по прочим налогам, отраженным в операционных расходах"...
Вопреки доводам ответчика, изложенным в дополнительных пояснениях, последующее исключение тарифным органом из НВВ филиала на 2024 г. расходов по статье "Резерв по сомнительным долгам" не свидетельствует об ошибочности выводов суда первой инстанции, с учетом позиции ответчика о согласии с решением суда в данной части, добровольным исполнением решения суда, не обжалованием решения суда в части данных расходов.
Апелляционное определение Третьего апелляционного суда общей юрисдикции от 19.11.2021 N 66а-1618/2021
Об оставлении без изменения решения Ростовского областного суда от 19.07.2021 о признании недействующими пунктов 1 и 2 приложения к постановлению Региональной службы по тарифам Ростовской области от 18.12.2020 N 54/52 "О корректировке долгосрочных тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения государственного унитарного предприятия Ростовской области "Управление развития систем водоснабжения" на 2021 год".
Суд первой инстанции согласился с позицией тарифного органа, указав, что Предприятием не представлен расчет сумм, предложенных к включению в размере не более 2% необходимой валовой выручки, документы, подтверждающие наличие сомнительной задолженности, в том числе акт, сформированный по результатам инвентаризации дебиторской задолженности, приказ о создании резерва по сомнительным долгам, а также судебные акты и постановления судебных приставов-исполнителей, подтверждающих взыскание задолженности и процедуру исполнения.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Вопрос: О предложении по формированию резерва по сомнительным долгам в целях налога на прибыль в отношении задолженности в виде штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных (долговых) обязательств.
(Письмо Минфина России от 13.09.2022 N 03-03-06/1/88699)
Вместе с тем, учитывая предложенные обращением обоснования об учете штрафов, пеней и (или) иных санкций за нарушение договорных или долговых обязательств при формировании резерва по сомнительным долгам в соответствии с нормами статьи 266 НК РФ, считаем возможным рассмотреть такое предложение при подготовке проекта основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Вопрос: Какой порядок учета резерва по сомнительным долгам?
("Официальный сайт ФАС России", 2020)
Ответ: В отношении территориальных сетевых организаций, регулирование деятельности которых осуществляется с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, применяются положения в том числе Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных Приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), при регулировании сетевой организации методом доходности инвестированного капитала применяются положения Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденными Приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания N 228-э). Пунктами 33, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), установлено, что на основе долгосрочных параметров регулирования и планируемых значений параметров расчета тарифов, определяемых на долгосрочный период регулирования, регулирующие органы рассчитывают необходимую валовую выручку регулируемой организации на каждый год очередного долгосрочного периода регулирования. Методическими указаниями учет расходов на формирование резервов по сомнительным долгам при определении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на содержание электрических сетей не предусмотрен. В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон N 35-ФЗ) одним из основных принципов, который должен быть соблюден при государственном регулировании (цен) тарифов, является учет результатов деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, по итогам работы за период действия ранее утвержденных цен (тарифов). Пунктом 7 Основ ценообразования предусмотрено, что в случае если на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов выявлены экономически обоснованные расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доход, недополученный при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, указанные расходы (доход) учитываются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов при установлении регулируемых цен (тарифов) на следующий период регулирования. В обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в орган регулирования должны быть представлены следующие документы: акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме N ИНВ-17; справки к вышеуказанным актам (приложение к форме N ИНВ-17); сличительные ведомости по инвентаризации в соответствии с учетной политикой организации; ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, по форме в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.06.1995 N 49; протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации; акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений; акты о признании дебиторской задолженности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; перечень (реестр) потребителей услуг, по которым истек установленный срок исковой давности с указанием лицевых счетов, номеров договоров, сумм задолженностей по отчетным датам; акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения; постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 007, 51, 62, 63, 91, 91.2 с расшифровкой указанных сумм и другие документы. Дополнительно сообщаем, что Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1892 внесены изменения в п. 30 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178, которые предусматривают, что при расчете цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии при определении необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций расходы на формирование резерва по сомнительным долгам определяются в размере 1,5 процента валовой выручки от оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям, у которых заключены договоры на оказание услуг по передаче электрической энергии непосредственно с территориальными сетевыми организациями, за исключением организаций, осуществляющих энергосбытовую деятельность, в том числе гарантирующих поставщиков. При этом по заявлению территориальной сетевой организации расходы на формирование резерва по сомнительным долгам могут быть установлены на уровне менее 1,5 процента.

Нормативные акты

Постановление Правительства РФ от 29.12.2000 N 1021
(ред. от 16.04.2024)
"О государственном регулировании цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода"
(вместе с "Основными положениями формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода")
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
15(10). При определении экономически обоснованных затрат организаций, оказывающих снабженческо-сбытовые услуги, в составе прочих расходов учитываются расходы на формирование резервов по сомнительным долгам. Возврат сомнительных долгов, для погашения которых был создан резерв, включенный в регулируемую цену (тариф) в предшествующий период регулирования, признается доходом и учитывается с учетом уплаты налога на прибыль в составе прочих доходов в следующем периоде регулирования.
Постановление Правительства РФ от 15.07.2022 N 1275
(ред. от 10.09.2024)
"О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам совершенствования порядка проведения конкурсов на присвоение статуса гарантирующего поставщика и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации"
максимальные значения из возможных значений величины расчетной предпринимательской прибыли, величины расходов на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей (потребителей) электрической энергии, величины расходов на формирование резерва по сомнительным долгам, полученные от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, на территории которого находится зона деятельности заменяемого гарантирующего поставщика, в рамках которых в заявке на участие в конкурсе допустимо указывать соответствующие величины;