Режим налогового мониторинга
Подборка наиболее важных документов по запросу Режим налогового мониторинга (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
"Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 31.07.1998 N 146-ФЗ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ
(ред. от 15.10.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.11.2025)Раздел V.2. НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ В ФОРМЕ
Статья: Чем хорош налоговый мониторинг
(Штукмастер И.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 10)Третьим несравненным преимуществом является возможность в ускоренном порядке возмещать НДС и акцизы. Для компаний - участников налогового мониторинга действует особый режим возмещения НДС и акцизов без банковских гарантий или договора поручительства. Законом N 389-ФЗ предусмотрена возможность участникам мониторинга направлять заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС и акцизов в электронной форме по ТКС или через свою информационную систему, к которой предоставлен доступ инспекции. Участник налогового мониторинга, согласно Закону N 389-ФЗ, вправе отказаться от заявительного порядка и возмещать НДС и акциз в общем порядке.
(Штукмастер И.)
("Юридический справочник руководителя", 2023, N 10)Третьим несравненным преимуществом является возможность в ускоренном порядке возмещать НДС и акцизы. Для компаний - участников налогового мониторинга действует особый режим возмещения НДС и акцизов без банковских гарантий или договора поручительства. Законом N 389-ФЗ предусмотрена возможность участникам мониторинга направлять заявления о применении заявительного порядка возмещения НДС и акцизов в электронной форме по ТКС или через свою информационную систему, к которой предоставлен доступ инспекции. Участник налогового мониторинга, согласно Закону N 389-ФЗ, вправе отказаться от заявительного порядка и возмещать НДС и акциз в общем порядке.
Статья: Документы для налогового мониторинга в 2024 году: более лояльный подход ФНС. Комментарии
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)С точки зрения бизнеса банкам стоит понять, что сейчас это необязательные инвестиции, но в момент, когда режим налогового мониторинга станет обязательным, стоимость подключения может резко подрасти в связи с ограниченностью предложения. Пока мы видим появление новых игроков на рынке, что формирует большее количество предложений и, соответственно, снижает их стоимость, а решения год от года становятся все более зрелыми.
(Князев А.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2024, N 4)С точки зрения бизнеса банкам стоит понять, что сейчас это необязательные инвестиции, но в момент, когда режим налогового мониторинга станет обязательным, стоимость подключения может резко подрасти в связи с ограниченностью предложения. Пока мы видим появление новых игроков на рынке, что формирует большее количество предложений и, соответственно, снижает их стоимость, а решения год от года становятся все более зрелыми.
Типовая ситуация: Налоговый контроль: основные определения
(Издательство "Главная книга", 2025)Налоговый мониторинг - форма налогового контроля, при которой организация предоставляет ИФНС онлайн-доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета. Инспекторы контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщают организации об ошибках (ст. 105.26 НК РФ).
(Издательство "Главная книга", 2025)Налоговый мониторинг - форма налогового контроля, при которой организация предоставляет ИФНС онлайн-доступ к данным своего бухгалтерского и налогового учета. Инспекторы контролируют расчет налогов в режиме реального времени и сообщают организации об ошибках (ст. 105.26 НК РФ).
Статья: Система внутреннего контроля для налогового мониторинга
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Адаптация требований для вступления в режим налогового мониторинга, высокая оценка и позитивный опыт взаимодействия с ФНС России позволяют все большему числу налогоплательщиков рассматривать переход на налоговый мониторинг как наиболее оптимальный метод налогового контроля. Это же подтверждается заявочной кампанией ФНС России 2023 г., по результатам которой к налоговому мониторингу в 2024 г. присоединятся 128 компаний, что на 17% больше, чем в 2022 г.
(Сотников А., Зырянова Д.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 3)Адаптация требований для вступления в режим налогового мониторинга, высокая оценка и позитивный опыт взаимодействия с ФНС России позволяют все большему числу налогоплательщиков рассматривать переход на налоговый мониторинг как наиболее оптимальный метод налогового контроля. Это же подтверждается заявочной кампанией ФНС России 2023 г., по результатам которой к налоговому мониторингу в 2024 г. присоединятся 128 компаний, что на 17% больше, чем в 2022 г.
Статья: Как повысить привлекательность налогового мониторинга?
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Российскому режиму налогового мониторинга уже почти 10 лет, им пользуются 569 компаний (на долю которых тем не менее приходится 37% налоговых поступлений в бюджет). К юбилею режима эксперты ДРТ провели опрос о том, что волнует налогоплательщиков в регулировании режима налогового мониторинга и как сделать данный режим взаимодействия с налоговым мониторингом еще более привлекательным для бизнеса.
(Орлова Ю., Рыбалко А.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 23)Российскому режиму налогового мониторинга уже почти 10 лет, им пользуются 569 компаний (на долю которых тем не менее приходится 37% налоговых поступлений в бюджет). К юбилею режима эксперты ДРТ провели опрос о том, что волнует налогоплательщиков в регулировании режима налогового мониторинга и как сделать данный режим взаимодействия с налоговым мониторингом еще более привлекательным для бизнеса.
Статья: Основные принципы управления налоговым мониторингом как проектом
(Орлова Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Налоговый мониторинг является сложным междисциплинарным проектом, для реализации которого требуется участие различных подразделений компании. Для успешного вступления в режим налогового мониторинга требуется последовательная совместная работа кросс-функциональной команды в разрезе следующих направлений:
(Орлова Ю.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 23)Налоговый мониторинг является сложным междисциплинарным проектом, для реализации которого требуется участие различных подразделений компании. Для успешного вступления в режим налогового мониторинга требуется последовательная совместная работа кросс-функциональной команды в разрезе следующих направлений:
Статья: Налоговый мониторинг в контексте правоприменительной практики
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Налоговый мониторинг не относится к числу налоговых проверок, поскольку предстает скорее как "аудит системы налогового комплаенса", который доступен только технологически зрелым организациям ввиду того, что строится "на внедрении новейших информационных технологий электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов" <2>. Контрольные функции выполняются при налоговом мониторинге в режиме реального времени благодаря тому, что налоговая инспекция получает онлайн-доступ к учетной системе налогоплательщика. Раскрывая необходимые для исчисления налогов сведения, которые "вне рамок мониторинга... по большей части закрыты для налогового органа" <3>, налогоплательщик может заранее, до наступления момента уплаты налога, согласовать позицию по какому-либо спорному вопросу о налоговых последствиях сделки или хозяйственной операции и тем самым избежать начисления пеней и штрафов, т.е. тех неблагоприятных финансовых последствий, которые охватываются понятием налогового риска, или, другими словами, риска "применения мер государственного принуждения за нарушение налогового законодательства" <4>. В связи с этим налоговый мониторинг относится к категории "внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров" <5>, а его прикладное значение как составной части налогового администрирования заключается в том, чтобы "избежать негативных для налогоплательщика и бюджета последствий, исправить ошибки без применения мер принуждения" <6>.
(Громов В.В.)
("Закон", 2024, N 11)Налоговый мониторинг не относится к числу налоговых проверок, поскольку предстает скорее как "аудит системы налогового комплаенса", который доступен только технологически зрелым организациям ввиду того, что строится "на внедрении новейших информационных технологий электронного взаимодействия налогоплательщиков и налоговых органов" <2>. Контрольные функции выполняются при налоговом мониторинге в режиме реального времени благодаря тому, что налоговая инспекция получает онлайн-доступ к учетной системе налогоплательщика. Раскрывая необходимые для исчисления налогов сведения, которые "вне рамок мониторинга... по большей части закрыты для налогового органа" <3>, налогоплательщик может заранее, до наступления момента уплаты налога, согласовать позицию по какому-либо спорному вопросу о налоговых последствиях сделки или хозяйственной операции и тем самым избежать начисления пеней и штрафов, т.е. тех неблагоприятных финансовых последствий, которые охватываются понятием налогового риска, или, другими словами, риска "применения мер государственного принуждения за нарушение налогового законодательства" <4>. В связи с этим налоговый мониторинг относится к категории "внесудебных механизмов урегулирования налоговых споров" <5>, а его прикладное значение как составной части налогового администрирования заключается в том, чтобы "избежать негативных для налогоплательщика и бюджета последствий, исправить ошибки без применения мер принуждения" <6>.
Статья: Резиденты ТОРов, свободного порта Владивосток, Арктической зоны - добро пожаловать в налоговый мониторинг!
(Орлова Ю., Ткаченко Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Преимущества режима налогового мониторинга
(Орлова Ю., Ткаченко Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 49)Преимущества режима налогового мониторинга
Статья: Налоговый мониторинг станет доступнее
(Орлова Ю., Ткаченко Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 18)По опыту компании, с несоответствием сталкиваются организации, которые не уделяют должного внимания реальному состоянию систем внутреннего контроля в ходе оценки своей готовности к вступлению в режим налогового мониторинга. В связи с тем что ранее ФНС России не рассматривала несоответствие по системе внутреннего контроля в качестве основания для исключения из налогового мониторинга, вполне возможно, что на первых порах будет применяться подход "исправление ошибок", то есть после первичного аудита участнику налогового мониторинга дадут время на внесение исправлений, а исключение из режима налогового мониторинга может применяться уже при повторных нарушениях.
(Орлова Ю., Ткаченко Н.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2025, N 18)По опыту компании, с несоответствием сталкиваются организации, которые не уделяют должного внимания реальному состоянию систем внутреннего контроля в ходе оценки своей готовности к вступлению в режим налогового мониторинга. В связи с тем что ранее ФНС России не рассматривала несоответствие по системе внутреннего контроля в качестве основания для исключения из налогового мониторинга, вполне возможно, что на первых порах будет применяться подход "исправление ошибок", то есть после первичного аудита участнику налогового мониторинга дадут время на внесение исправлений, а исключение из режима налогового мониторинга может применяться уже при повторных нарушениях.