Режим повышенной готовности КоАП
Подборка наиболее важных документов по запросу Режим повышенной готовности КоАП (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 6.3 "Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения" КоАП РФ"Вывод судебных инстанций о наличии в деянии ИП С. состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 6.3 названного кодекса, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам. Вопреки доводам жалобы оснований для квалификации действий ИП С. по ч. 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ не имеется, так как правонарушение выразилось в нарушении действующих санитарных правил, а не правил поведения при введении режима повышенной готовности."
Постановление Верховного Суда РФ от 05.06.2024 N 45-АД24-13-К7 (УИД 66RS0037-01-2021-001299-43)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого в частности следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса), а также с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку состав правонарушения доказан, процедура и сроки привлечения к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в установленных пределах.Изложенное в настоящем постановлении согласуется с правовой позицией, выраженной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 17 февраля 2021 года (вопрос N 22), из которого в частности следует, что отмена нормативного правового акта, принятого уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации и содержащего обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности, или исключение из такого акта отдельных правовых норм, закрепляющих те или иные правила поведения, являются основанием для прекращения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном соответствующей частью статьи 20.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, либо отмены состоявшегося по делу об указанном правонарушении постановления о назначении административного наказания, если оно не было исполнено (пункт 5 части 1 статьи 24.5 настоящего Кодекса), а также с судебной практикой Верховного Суда Российской Федерации.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемы определения субъектов административной юрисдикции по делам об административных правонарушениях, структурированных в КоАП РФ и Кодексе города Москвы об административных правонарушениях в период пандемии коронавируса
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
(Куракин А.В., Карпухин Д.В.)
("Современное право", 2020, N 12)Структуры новых составов КоАП города Москвы, устанавливающих ответственность за нарушение режима повышенной готовности, отличаются бланкетным характером, так как отсылают к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения граждан и юридических лиц в условиях введенного режима повышенной готовности. Кроме того, КоАП города Москвы оперирует категорией "режим самоизоляции", зафиксированной в Указе Мэра Москвы от 05.03.2020 N 12-УМ (далее - Указ N 12-УМ), содержащем жесткий перечень ограничительных мер в условиях пандемии коронавируса.
Статья: (Анти)социальный мониторинг: право и (или) целесообразность?
(Савельев А.И.)
("Закон", 2020, N 8)<25> На мой взгляд, данный вопрос имеет вполне однозначный ответ: положения КоАП г. Москвы не могут противоречить положениям КоАП РФ. Последним предусмотрены конкретные виды правонарушений, которые могут фиксироваться техническими средствами и по которым производство может осуществляться в упрощенном порядке: правонарушения в области дорожного движения и в области благоустройства территории. Состав ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы находится в главе 3 "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" и не относится к указанным в КоАП РФ исключениям. Никакие указы Президента РФ, постановления Государственного санитарного врача РФ и прочие подзаконные акты не способны изменить федеральный закон. Равным образом дополнение Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" положением о праве региональных властей устанавливать "обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности" (подп. "у" п. 1 ст. 11) не является индульгенцией для несоблюдения ими требований федерального законодательства, а также нормой, устанавливающей примат принятого в рамках режима повышенной готовности регионального законодательства над федеральным. Определенное подтверждение этим очевидным тезисам можно найти в Обзоре ВС РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 21.04.2020 N 1, в п. 17 которого Суд явно обозначил, что нарушения введенных регионами правил поведения в рамках режима повышенной готовности должны квалифицироваться по КоАП РФ, несмотря на то что дублирующие положения уже содержались на тот момент в КоАП г. Москвы.
(Савельев А.И.)
("Закон", 2020, N 8)<25> На мой взгляд, данный вопрос имеет вполне однозначный ответ: положения КоАП г. Москвы не могут противоречить положениям КоАП РФ. Последним предусмотрены конкретные виды правонарушений, которые могут фиксироваться техническими средствами и по которым производство может осуществляться в упрощенном порядке: правонарушения в области дорожного движения и в области благоустройства территории. Состав ст. 3.18.1 КоАП г. Москвы находится в главе 3 "Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность" и не относится к указанным в КоАП РФ исключениям. Никакие указы Президента РФ, постановления Государственного санитарного врача РФ и прочие подзаконные акты не способны изменить федеральный закон. Равным образом дополнение Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" положением о праве региональных властей устанавливать "обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности" (подп. "у" п. 1 ст. 11) не является индульгенцией для несоблюдения ими требований федерального законодательства, а также нормой, устанавливающей примат принятого в рамках режима повышенной готовности регионального законодательства над федеральным. Определенное подтверждение этим очевидным тезисам можно найти в Обзоре ВС РФ по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) от 21.04.2020 N 1, в п. 17 которого Суд явно обозначил, что нарушения введенных регионами правил поведения в рамках режима повышенной готовности должны квалифицироваться по КоАП РФ, несмотря на то что дублирующие положения уже содержались на тот момент в КоАП г. Москвы.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 08.09.2024)1. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, -
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с коронавирусом"
(КонсультантПлюс, 2024)Гражданина, находящегося без уважительных причин (без документов, удостоверяющих личность, или с пропуском от работодателя с истекшим сроком действия) не по месту своего проживания (на улице, в общественном месте) в нарушение правил "самоизоляции" в условиях режима повышенной готовности, привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2024)Гражданина, находящегося без уважительных причин (без документов, удостоверяющих личность, или с пропуском от работодателя с истекшим сроком действия) не по месту своего проживания (на улице, в общественном месте) в нарушение правил "самоизоляции" в условиях режима повышенной готовности, привлекли к ответственности по ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ.