Резидент Кипра
Подборка наиболее важных документов по запросу Резидент Кипра (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Филиал иностранной организации в РФ по решению головной организации - резидента Кипра выплачивает дивиденды учредителю с расчетного счета в банке РФ. Получатель дивидендов - физлицо, не налоговый резидент РФ, не имеет гражданства РФ, вида на жительство. Возникает ли у филиала обязанность налогового агента по НДФЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Филиал иностранной организации в РФ по решению головной организации - резидента Кипра выплачивает дивиденды учредителю с расчетного счета в банке РФ. Получатель дивидендов - физлицо, не налоговый резидент РФ, не имеет гражданства РФ, вида на жительство. Возникает ли у филиала обязанность налогового агента по НДФЛ?
(Консультация эксперта, 2025)Вопрос: Филиал иностранной организации в РФ по решению головной организации - резидента Кипра выплачивает дивиденды учредителю с расчетного счета в банке РФ. Получатель дивидендов - физлицо, не налоговый резидент РФ, не имеет гражданства РФ, вида на жительство. Возникает ли у филиала обязанность налогового агента по НДФЛ?
Тематический выпуск: Договоры с иностранными организациями: налогообложение
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Налогообложение дохода организации - резидента Кипра
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 6)Налогообложение дохода организации - резидента Кипра
Нормативные акты
"Обзор практики разрешения судами споров, связанных с защитой иностранных инвесторов"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Как указано в преамбуле Соглашения, целью его заключения является поощрение экономического сотрудничества между государствами. С учетом названной цели согласно статье 1 и пункту 1 статьи 2 Соглашения оно применяется к лицам, которые являются резидентами Российской Федерации и Республики Кипр в отношении взимаемых с них налогов на доходы и капитал.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 12.07.2017)Как указано в преамбуле Соглашения, целью его заключения является поощрение экономического сотрудничества между государствами. С учетом названной цели согласно статье 1 и пункту 1 статьи 2 Соглашения оно применяется к лицам, которые являются резидентами Российской Федерации и Республики Кипр в отношении взимаемых с них налогов на доходы и капитал.
Обзор: "Обзор судебной практики в связи с антикризисными мерами"
(КонсультантПлюс, 2025)Суд не признал незаконным решение Управления Росреестра об отказе в госрегистрации ипотеки по заявлениям АО - залогодателя, единственный акционер которого учрежден на Кипре и залогодержателя - резидента РФ (банка), один из владельцев которого банк из Венгрии. Суд учел установленный Указами Президента РФ запрет займов резидентов нерезидентам в иностранной валюте, кроме специально разрешенных. Доказательств выдачи разрешения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ не представлено. Регистрация ипотеки может повлечь нарушение Указа Президента РФ от 01.03.2022 N 81. Залогодатель не доказал, что контролируется российским юрлицом, т.к. не раскрыл актуальную финансовую отчетность и не направил в ФНС согласно ст. 25.14 НК РФ актуальные уведомления об участии в иностранных организациях (о контролируемых иностранных компаниях). Кассация поддержала данные выводы.
(КонсультантПлюс, 2025)Суд не признал незаконным решение Управления Росреестра об отказе в госрегистрации ипотеки по заявлениям АО - залогодателя, единственный акционер которого учрежден на Кипре и залогодержателя - резидента РФ (банка), один из владельцев которого банк из Венгрии. Суд учел установленный Указами Президента РФ запрет займов резидентов нерезидентам в иностранной валюте, кроме специально разрешенных. Доказательств выдачи разрешения Правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ не представлено. Регистрация ипотеки может повлечь нарушение Указа Президента РФ от 01.03.2022 N 81. Залогодатель не доказал, что контролируется российским юрлицом, т.к. не раскрыл актуальную финансовую отчетность и не направил в ФНС согласно ст. 25.14 НК РФ актуальные уведомления об участии в иностранных организациях (о контролируемых иностранных компаниях). Кассация поддержала данные выводы.
Вопрос: Об НДФЛ в отношении доходов по операциям с ценными бумагами, полученных резидентом Республики Кипр до 08.08.2023.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-04-05/126990)Вопрос: Об НДФЛ в отношении доходов по операциям с ценными бумагами, полученных резидентом Республики Кипр до 08.08.2023.
(Письмо Минфина России от 16.12.2024 N 03-04-05/126990)Вопрос: Об НДФЛ в отношении доходов по операциям с ценными бумагами, полученных резидентом Республики Кипр до 08.08.2023.
Статья: Развитие института контролируемых иностранных компаний в налоговом праве России и зарубежных государств
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Что касается критериев установления налогового резидентства организаций, они более современные и полнее охватывают разнообразие связей субъекта с юрисдикцией, поскольку учитывается не только место инкорпорации (место регистрации), но и место управления компанией. Вместе с тем и здесь практика выявила сферы отношений, требующие более точного регуляторного решения (взаимосвязь правил налогообложения дохода (прибыли) и НДС). В силу статьи 246.2 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации "в целях данного Кодекса" признаются наряду с российскими организациями иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. Место управления является фактором, который используется не только при установлении резидентства организации, но и в целях обложения НДС некоторых трансграничных операций (при определении места осуществления деятельности) <13>. В результате возникает вопрос о правовых последствиях в части налога на прибыль (или НДФЛ) вывода о фактическом управлении, сделанного при контроле правильности исчисления и уплаты НДС. Отсутствие надлежащей взаимосвязи правил НК РФ, в частности, проявилось в деле ООО "Группа ОНЭКСИМ". В 2019 году Арбитражный суд г. Москвы поддержал налоговую инспекцию в вопросе доначисления НДС в отношении консультационных и юридических услуг, местом реализации которых, по ее мнению, являлась Российская Федерация <14>. Услуги были оказаны иностранным организациям (Кипр, Британские Виргинские острова), местом управления которыми, по мнению налогового органа, являлась Российская Федерация. Данный вывод был сделан после того, как было установлено, что печати иностранных компаний хранились в помещениях общества, оформление и подготовка документов от их имени осуществлялись в России (также в помещениях общества) и т.д. Решение суда породило дискуссию, и некоторые эксперты высказали опасения, что в отношении иностранных компаний может получить развитие вопрос об их признании резидентами <15>: "В рамках дела Группы ОНЭКСИМ налоговые органы использовали ранее не находившую применения в других... судебных делах концепцию "фактического места управления покупателем услуг" для оспаривания правомерности неисчисления налогоплательщиком сумм НДС в отношении услуг, оказываемых в пользу иностранных компаний" <16>. Устояв в апелляционной инстанции <17>, решение налогового органа было признано недействительным Арбитражным судом Московского округа в части привлечения общества к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ <18>. Суд постановил исключить из мотивировочных частей судебных актов нижестоящих инстанций выводы о месте фактического управления иностранными компаниями <19>. Данный вывод, при условии его сохранения в мотивировочной части, мог стать основой для последующей разработки налоговыми органами версии о наличии у российского резидента на Кипре и Британских Виргинских Островах контролируемых иностранных компаний. Потенциал для спора здесь очевиден, и, по нашему мнению, требуется согласование положений законодательства; сохранение неопределенности подобного рода (НК РФ не содержит ясного разрешения данной коллизии) не только несет неоправданные риски для бизнеса, но и негативно влияет на налоговое администрирование.
(Хаванова И.А.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 3)Что касается критериев установления налогового резидентства организаций, они более современные и полнее охватывают разнообразие связей субъекта с юрисдикцией, поскольку учитывается не только место инкорпорации (место регистрации), но и место управления компанией. Вместе с тем и здесь практика выявила сферы отношений, требующие более точного регуляторного решения (взаимосвязь правил налогообложения дохода (прибыли) и НДС). В силу статьи 246.2 НК РФ налоговыми резидентами Российской Федерации "в целях данного Кодекса" признаются наряду с российскими организациями иностранные организации, местом управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения. Место управления является фактором, который используется не только при установлении резидентства организации, но и в целях обложения НДС некоторых трансграничных операций (при определении места осуществления деятельности) <13>. В результате возникает вопрос о правовых последствиях в части налога на прибыль (или НДФЛ) вывода о фактическом управлении, сделанного при контроле правильности исчисления и уплаты НДС. Отсутствие надлежащей взаимосвязи правил НК РФ, в частности, проявилось в деле ООО "Группа ОНЭКСИМ". В 2019 году Арбитражный суд г. Москвы поддержал налоговую инспекцию в вопросе доначисления НДС в отношении консультационных и юридических услуг, местом реализации которых, по ее мнению, являлась Российская Федерация <14>. Услуги были оказаны иностранным организациям (Кипр, Британские Виргинские острова), местом управления которыми, по мнению налогового органа, являлась Российская Федерация. Данный вывод был сделан после того, как было установлено, что печати иностранных компаний хранились в помещениях общества, оформление и подготовка документов от их имени осуществлялись в России (также в помещениях общества) и т.д. Решение суда породило дискуссию, и некоторые эксперты высказали опасения, что в отношении иностранных компаний может получить развитие вопрос об их признании резидентами <15>: "В рамках дела Группы ОНЭКСИМ налоговые органы использовали ранее не находившую применения в других... судебных делах концепцию "фактического места управления покупателем услуг" для оспаривания правомерности неисчисления налогоплательщиком сумм НДС в отношении услуг, оказываемых в пользу иностранных компаний" <16>. Устояв в апелляционной инстанции <17>, решение налогового органа было признано недействительным Арбитражным судом Московского округа в части привлечения общества к ответственности по п. 3 ст. 122 НК РФ <18>. Суд постановил исключить из мотивировочных частей судебных актов нижестоящих инстанций выводы о месте фактического управления иностранными компаниями <19>. Данный вывод, при условии его сохранения в мотивировочной части, мог стать основой для последующей разработки налоговыми органами версии о наличии у российского резидента на Кипре и Британских Виргинских Островах контролируемых иностранных компаний. Потенциал для спора здесь очевиден, и, по нашему мнению, требуется согласование положений законодательства; сохранение неопределенности подобного рода (НК РФ не содержит ясного разрешения данной коллизии) не только несет неоправданные риски для бизнеса, но и негативно влияет на налоговое администрирование.
Вопрос: Об НДФЛ с доходов по операциям с ценными бумагами, полученных резидентом Республики Кипр до 08.08.2023.
(Письмо Минфина России от 30.01.2024 N 03-04-05/7082)Вопрос: Об НДФЛ с доходов по операциям с ценными бумагами, полученных резидентом Республики Кипр до 08.08.2023.
(Письмо Минфина России от 30.01.2024 N 03-04-05/7082)Вопрос: Об НДФЛ с доходов по операциям с ценными бумагами, полученных резидентом Республики Кипр до 08.08.2023.
Статья: Сравнительно-правовой анализ редомициляции в России и за рубежом: насколько эффективна российская модель?
(Ищенко И.Д.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)4) по истечении срока временной регистрации (шесть месяцев или девять, если срок продлевался) в случае отсутствия оснований для отказа регистратор принимает решение о регистрации компании на Кипре и выдает свидетельство о редомициляции. С даты, указанной в свидетельстве, компания считается официально зарегистрированной на Кипре. При этом редомицилировавшейся компании даже необязательно становиться налоговым резидентом Кипра, но если она этого хочет, то она может дополнительно подать заявление в налоговый департамент на регистрацию в качестве налогоплательщика <27>.
(Ищенко И.Д.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2021, N 9)4) по истечении срока временной регистрации (шесть месяцев или девять, если срок продлевался) в случае отсутствия оснований для отказа регистратор принимает решение о регистрации компании на Кипре и выдает свидетельство о редомициляции. С даты, указанной в свидетельстве, компания считается официально зарегистрированной на Кипре. При этом редомицилировавшейся компании даже необязательно становиться налоговым резидентом Кипра, но если она этого хочет, то она может дополнительно подать заявление в налоговый департамент на регистрацию в качестве налогоплательщика <27>.
Вопрос: Нужно ли российской организации, выплачивающей проценты по договору займа организации - резиденту Кипра, сдавать расчет сумм доходов, выплаченных иностранной организации, и сумм удержанных налогов?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Нужно ли российской организации, выплачивающей проценты по договору займа организации - резиденту Кипра, сдавать расчет сумм доходов, выплаченных иностранной организации, и сумм удержанных налогов?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Нужно ли российской организации, выплачивающей проценты по договору займа организации - резиденту Кипра, сдавать расчет сумм доходов, выплаченных иностранной организации, и сумм удержанных налогов?
Вопрос: Учитывая приостановление отдельных положений СОИДН, обязана ли организация при выплате дохода иностранной организации (резиденту Кипра) за оказанные юридические и консультационные услуги удерживать налог на прибыль по ставке 20% в качестве налогового агента?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Учитывая приостановление отдельных положений СОИДН, обязана ли организация при выплате дохода иностранной организации (резиденту Кипра) за оказанные юридические и консультационные услуги удерживать налог на прибыль по ставке 20% в качестве налогового агента?
(Консультация эксперта, 2023)Вопрос: Учитывая приостановление отдельных положений СОИДН, обязана ли организация при выплате дохода иностранной организации (резиденту Кипра) за оказанные юридические и консультационные услуги удерживать налог на прибыль по ставке 20% в качестве налогового агента?
Вопрос: О налогообложении доходов резидентов Республики Кипр от источников в РФ с 08.08.2023.
(Письмо Минфина России от 07.03.2024 N 03-04-06/20728)Вопрос: О налогообложении доходов резидентов Республики Кипр от источников в РФ с 08.08.2023.
(Письмо Минфина России от 07.03.2024 N 03-04-06/20728)Вопрос: О налогообложении доходов резидентов Республики Кипр от источников в РФ с 08.08.2023.
Вопрос: Возникает ли обязанность налогового агента у ООО при выплате процентов по займу резиденту Кипра?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Возникает ли обязанность налогового агента у ООО при выплате процентов по займу резиденту Кипра?
(Консультация эксперта, 2024)Вопрос: Возникает ли обязанность налогового агента у ООО при выплате процентов по займу резиденту Кипра?