Риски привлечения иностранных граждан к работе
Подборка наиболее важных документов по запросу Риски привлечения иностранных граждан к работе (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ: Организация (ИП) оспаривает привлечение к ответственности по ст. 18.16 КоАП РФ за нарушение правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на розничных рынках
(КонсультантПлюс, 2024)Например, когда в действиях Организации (ИП) отсутствует состав вменяемого правонарушения, так как она не привлекала иностранного гражданина к работам и не предоставляла ему место в павильоне для осуществления торговой деятельности
(КонсультантПлюс, 2024)Например, когда в действиях Организации (ИП) отсутствует состав вменяемого правонарушения, так как она не привлекала иностранного гражданина к работам и не предоставляла ему место в павильоне для осуществления торговой деятельности
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания в РФ иностранных граждан или лиц без гражданства: Организация (ИП, Должностное лицо, Гражданин) обжалует привлечение к ответственности за незаконное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
(КонсультантПлюс, 2024)не доказано, что привлекаемое к ответственности лицо допустило к работе иностранного гражданина, не имевшего разрешения (патента) на выполнение работ (у привлекаемого лица не было необходимости найма рабочих для уборки, т.к. такая обязанность возложена на субарендаторов)
(КонсультантПлюс, 2024)не доказано, что привлекаемое к ответственности лицо допустило к работе иностранного гражданина, не имевшего разрешения (патента) на выполнение работ (у привлекаемого лица не было необходимости найма рабочих для уборки, т.к. такая обязанность возложена на субарендаторов)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие документы при приеме на работу затребовать у соискателя
(КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, для работодателя существуют иные риски. Например, за привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина, у которого отсутствует разрешение на работу либо патент, требующиеся согласно федеральному закону, работодатель может быть подвергнут административному наказанию по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
(КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, для работодателя существуют иные риски. Например, за привлечение к трудовой деятельности в России иностранного гражданина, у которого отсутствует разрешение на работу либо патент, требующиеся согласно федеральному закону, работодатель может быть подвергнут административному наказанию по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, а если нарушение совершено в Москве или Санкт-Петербурге либо в Московской или Ленинградской области - по ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ.
Статья: Миграционные нарушения: обзор судебной практики
(Балдынова А.)
("Трудовое право", 2020, N 6)В первую очередь важно определиться с кругом субъектов, привлечение которых к административной ответственности является возможным. Кто же несет ответственность в случае нелегального допуска к работе иностранного гражданина - заказчик, подрядчик или субподрядчик? Привлечение к трудовой деятельности не равно оформлению трудового или другого договора с иностранцем. Это фактический доступ такого лица к работам в интересах определенного заказчика (работодателя) (об этом прямо сказано в п. 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ). Следовательно, риск привлечения к административной ответственности несут в равной мере как подрядчик или субподрядчик, которые наняли иностранцев без разрешения на работу, так и заказчик, который допустил таких лиц к работе. Аналогичную правовую позицию поддержал и ВАС РФ (см. Определение ВАС РФ от 05.06.2012 N 17221/11 по делу N А40-13149/11-94-120). Разделяет такое мнение и Верховный Суд РФ. В своем Постановлении от 29.06.2016 N 308-АД16-2457 ВС РФ отметил, что возложение ответственности и обязанности на субподрядчиков не заменяет и не исключает обязанности генподрядчика по контролю за надлежащим исполнением строительных работ, а также по недопущению к трудовой деятельности на объекте иностранных граждан, привлеченных к работам незаконно. Генеральный подрядчик должен был самостоятельно проверить законность привлечения к трудовой деятельности субподрядчиками иностранных работников для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление строительных работ. Но по иному делу Верховный суд пришел к другим выводам. В ситуации, когда субподрядчик привлек к работам нелегально иностранных граждан, суды трех инстанций привлекли к ответственности генерального подрядчика, но ВС РФ отменил предшествующие судебные акты, указав следующее. Верховный суд постановил, что в данном деле надлежит учесть буквальное толкование ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подвергается, в частности, лицо, осуществившее непосредственное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина в отсутствие необходимых документов. В данном случае таким лицом, которое непосредственно привлекло к труду иностранного работника, генподрядчик не являлся. Также ВС РФ отметил, что наличие в контракте условий о необходимости соблюдения генподрядчиком требований миграционного законодательства не свидетельствует о том, что он является субъектом административного правонарушения, поскольку материалами дела достоверно не подтверждено, что именно он допустил к выполнению работ либо использовал труд иностранного работника (Постановление ВС РФ от 21.02.2018 N 38-АД17-5).
(Балдынова А.)
("Трудовое право", 2020, N 6)В первую очередь важно определиться с кругом субъектов, привлечение которых к административной ответственности является возможным. Кто же несет ответственность в случае нелегального допуска к работе иностранного гражданина - заказчик, подрядчик или субподрядчик? Привлечение к трудовой деятельности не равно оформлению трудового или другого договора с иностранцем. Это фактический доступ такого лица к работам в интересах определенного заказчика (работодателя) (об этом прямо сказано в п. 1 примечания к ст. 18.15 КоАП РФ). Следовательно, риск привлечения к административной ответственности несут в равной мере как подрядчик или субподрядчик, которые наняли иностранцев без разрешения на работу, так и заказчик, который допустил таких лиц к работе. Аналогичную правовую позицию поддержал и ВАС РФ (см. Определение ВАС РФ от 05.06.2012 N 17221/11 по делу N А40-13149/11-94-120). Разделяет такое мнение и Верховный Суд РФ. В своем Постановлении от 29.06.2016 N 308-АД16-2457 ВС РФ отметил, что возложение ответственности и обязанности на субподрядчиков не заменяет и не исключает обязанности генподрядчика по контролю за надлежащим исполнением строительных работ, а также по недопущению к трудовой деятельности на объекте иностранных граждан, привлеченных к работам незаконно. Генеральный подрядчик должен был самостоятельно проверить законность привлечения к трудовой деятельности субподрядчиками иностранных работников для обеспечения исполнения публично-правовой обязанности как лица, ответственного за осуществление строительных работ. Но по иному делу Верховный суд пришел к другим выводам. В ситуации, когда субподрядчик привлек к работам нелегально иностранных граждан, суды трех инстанций привлекли к ответственности генерального подрядчика, но ВС РФ отменил предшествующие судебные акты, указав следующее. Верховный суд постановил, что в данном деле надлежит учесть буквальное толкование ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ, согласно которой административной ответственности подвергается, в частности, лицо, осуществившее непосредственное привлечение к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина в отсутствие необходимых документов. В данном случае таким лицом, которое непосредственно привлекло к труду иностранного работника, генподрядчик не являлся. Также ВС РФ отметил, что наличие в контракте условий о необходимости соблюдения генподрядчиком требований миграционного законодательства не свидетельствует о том, что он является субъектом административного правонарушения, поскольку материалами дела достоверно не подтверждено, что именно он допустил к выполнению работ либо использовал труд иностранного работника (Постановление ВС РФ от 21.02.2018 N 38-АД17-5).
Нормативные акты
Федеральный закон от 19.05.2010 N 86-ФЗ
(ред. от 03.07.2016)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.
(ред. от 03.07.2016)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"3. Работодатель и заказчик работ (услуг) самостоятельно осуществляют оценку компетентности и уровня квалификации иностранных граждан, которых они желают привлечь в качестве высококвалифицированных специалистов, и несут соответствующие риски.
Федеральный закон от 29.12.2006 N 258-ФЗ
(ред. от 21.12.2021)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;
(ред. от 21.12.2021)
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023)содействие гражданам в переселении для работы в сельской местности;