Роспуск представительного органа
Подборка наиболее важных документов по запросу Роспуск представительного органа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством
(Петров А.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Решение суда - это краеугольный камень в общей характеристике ответственности в соответствии со ст. 73, 74 Закона N 131-ФЗ, так как ответственность в любом случае наступает на основании решения суда и имеет не только "специфический субъектный состав, но и специфические форму, виды, санкции, налагаемые на виновных субъектов" [5, с. 119]. Неблагоприятным последствием наступления ответственности в данном случае будет являться роспуск представительного органа, а для депутатов - "лишение статуса тех лиц, которые были наделены им в результате избрания на должность населением муниципального образования" [5, с. 119]. Но при этом оценка непринятия мер в пределах полномочий ложится на суды.
(Петров А.А.)
("Современное право", 2025, N 7)Решение суда - это краеугольный камень в общей характеристике ответственности в соответствии со ст. 73, 74 Закона N 131-ФЗ, так как ответственность в любом случае наступает на основании решения суда и имеет не только "специфический субъектный состав, но и специфические форму, виды, санкции, налагаемые на виновных субъектов" [5, с. 119]. Неблагоприятным последствием наступления ответственности в данном случае будет являться роспуск представительного органа, а для депутатов - "лишение статуса тех лиц, которые были наделены им в результате избрания на должность населением муниципального образования" [5, с. 119]. Но при этом оценка непринятия мер в пределах полномочий ложится на суды.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом в ч. 7 ст. 208 КАС РФ указано, что административное исковое заявление о признании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия соответствующего закона.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)При этом в ч. 7 ст. 208 КАС РФ указано, что административное исковое заявление о признании закона субъекта РФ о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение 10 дней со дня принятия соответствующего закона.
Нормативные акты
"Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации" от 08.03.2015 N 21-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)7. Административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.
(ред. от 31.07.2025)7. Административное исковое заявление о признании закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования недействующим может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего нормативного правового акта.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.
(ред. от 23.05.2025)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3. Вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Федеральным законом может быть предусмотрена необходимость представления сведений о размере и об источниках доходов и имуществе супруга кандидата. Кандидат на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации также представляет сведения о размере и об источниках доходов и имуществе своих супруга и несовершеннолетних детей в порядке, предусмотренном законом. На выборах в представительный орган муниципального образования, назначенных в связи с роспуском представительного органа муниципального образования на основании части 2.1 статьи 73 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", кандидат в депутаты из числа лиц, которые являлись депутатами данного органа и в отношении которых судом установлен факт отсутствия вины за непроведение данным представительным органом муниципального образования правомочного заседания в течение трех месяцев подряд, представляет дополнительно указанное решение суда, вступившее в законную силу.
Статья: Муниципально-правовая ответственность в системе юридической ответственности
(Кирилловых А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Во-вторых, муниципально-правовая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности, обладающей самобытным характером <6>. Сегодня большинство ученых (И.А. Кеня, С.А. Солдатова, Н.Н. Неровной, Н.Л. Фролова, Е.С. Шугрина и др.) придерживаются позиции о самостоятельном, т.е. отраслевом характере муниципально-правовой ответственности. Речь идет об ответственности органов местной власти и их должностных лиц перед населением муниципального образования (удаление в отставку, отзыв депутатов (ст. 71 Закона об МСУ)) и государством (роспуск представительного органа (ст. 73 Закона об МСУ)).
(Кирилловых А.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2024, N 1)Во-вторых, муниципально-правовая ответственность - самостоятельный вид юридической ответственности, обладающей самобытным характером <6>. Сегодня большинство ученых (И.А. Кеня, С.А. Солдатова, Н.Н. Неровной, Н.Л. Фролова, Е.С. Шугрина и др.) придерживаются позиции о самостоятельном, т.е. отраслевом характере муниципально-правовой ответственности. Речь идет об ответственности органов местной власти и их должностных лиц перед населением муниципального образования (удаление в отставку, отзыв депутатов (ст. 71 Закона об МСУ)) и государством (роспуск представительного органа (ст. 73 Закона об МСУ)).
Статья: Какие поправки к Конституции Российской Федерации действительно нужны
(Голещихин В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Включив в Конституцию ряд полномочий президента, до того предусмотренных только федеральными законами, конституционный законодатель, к сожалению, "забыл" о таком важном вопросе, как применение мер ответственности в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ). Такие полномочия федеральных органов следовало бы закрепить в Основном Законе в первую очередь. Причем первое из указанных полномочий предпочтительнее передать Государственной Думе с тем, чтобы решение о роспуске представительного органа власти принимал бы "вышестоящий" представительный орган, а не единоличный орган - президент (тем более что Президент РФ явно не относится к законодательной ветви власти). Государственная Дума представляет интересы населения Российской Федерации в целом и больше (чем Президент и чем Совет Федерации) подходит на роль инстанции, применяющей меры ответственности к законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ за нарушение общефедеральных законов.
(Голещихин В.С.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 9)Включив в Конституцию ряд полномочий президента, до того предусмотренных только федеральными законами, конституционный законодатель, к сожалению, "забыл" о таком важном вопросе, как применение мер ответственности в отношении органов государственной власти субъектов Российской Федерации (роспуск законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ и отрешение от должности высшего должностного лица субъекта РФ). Такие полномочия федеральных органов следовало бы закрепить в Основном Законе в первую очередь. Причем первое из указанных полномочий предпочтительнее передать Государственной Думе с тем, чтобы решение о роспуске представительного органа власти принимал бы "вышестоящий" представительный орган, а не единоличный орган - президент (тем более что Президент РФ явно не относится к законодательной ветви власти). Государственная Дума представляет интересы населения Российской Федерации в целом и больше (чем Президент и чем Совет Федерации) подходит на роль инстанции, применяющей меры ответственности к законодательному (представительному) органу государственной власти субъекта РФ за нарушение общефедеральных законов.
Статья: Органы публичной власти в свете конституционной реформы - 2020: понятие и основные признаки
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Особенно активно и исключительно эффективно используются меры политической (конституционной) ответственности в сфере функционирования публичной государственной власти, где имеют место такие институты, как досрочный отзыв выборных должностных лиц, досрочное прекращение полномочий выборных органов, досрочный роспуск представительного органа власти, отказ в доверии выборному должностному лицу при переизбрании на второй срок и так далее.
(Югов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 6)Особенно активно и исключительно эффективно используются меры политической (конституционной) ответственности в сфере функционирования публичной государственной власти, где имеют место такие институты, как досрочный отзыв выборных должностных лиц, досрочное прекращение полномочий выборных органов, досрочный роспуск представительного органа власти, отказ в доверии выборному должностному лицу при переизбрании на второй срок и так далее.
Статья: Конституционная природа муниципальной власти
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Высшие должностные лица субъектов РФ вправе удалять в отставку глав муниципальных образований и местных администраций. Согласно ст. 73 Федерального закона N 131-ФЗ они могут инициировать роспуск представительного органа. Такое положение дел в кадровой сфере вызывает справедливую критику ученых-правоведов <14>. Более заметно ограничение самостоятельности местного самоуправления из-за необходимости получения муниципальными образованиями субвенций и субсидий из бюджетов субъектов РФ. Такая потребность обусловлена хронической нехваткой у муниципалитетов собственных финансовых средств для решения вопросов местного значения.
(Забелина Е.П.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 10)Высшие должностные лица субъектов РФ вправе удалять в отставку глав муниципальных образований и местных администраций. Согласно ст. 73 Федерального закона N 131-ФЗ они могут инициировать роспуск представительного органа. Такое положение дел в кадровой сфере вызывает справедливую критику ученых-правоведов <14>. Более заметно ограничение самостоятельности местного самоуправления из-за необходимости получения муниципальными образованиями субвенций и субсидий из бюджетов субъектов РФ. Такая потребность обусловлена хронической нехваткой у муниципалитетов собственных финансовых средств для решения вопросов местного значения.
Статья: О некоторых вопросах реализации конституционно-правовой ответственности законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации
(Тхабисимова Л.А., Ахъядов Э.С.-М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Примечательно, что до 2004 г. роспуск законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации мог осуществляться только на основании федерального закона, проект которого вносился в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Президентом РФ.
(Тхабисимова Л.А., Ахъядов Э.С.-М.)
("Конституционное и муниципальное право", 2022, N 10)Примечательно, что до 2004 г. роспуск законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации мог осуществляться только на основании федерального закона, проект которого вносился в Государственную Думу Федерального Собрания РФ Президентом РФ.
Статья: Проект реформы российского парламентаризма: муниципальный уровень
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)6. В ст. 73 ФЗ N 131 регулируются основания и порядок досрочного роспуска представительного органа законом субъекта Российской Федерации. Отметим, что все основания юридические и урегулированы четче, чем в случае роспуска законодательного органа субъекта Российской Федерации, о котором говорилось в предыдущей статье из данного цикла.
(Трубилов Г.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)6. В ст. 73 ФЗ N 131 регулируются основания и порядок досрочного роспуска представительного органа законом субъекта Российской Федерации. Отметим, что все основания юридические и урегулированы четче, чем в случае роспуска законодательного органа субъекта Российской Федерации, о котором говорилось в предыдущей статье из данного цикла.
Статья: Участие субъектов Российской Федерации в решении задач местного самоуправления
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Необходимо отметить, что органы власти субъекта РФ принимают участие в роспуске представительного органа муниципального образования. Законом предусмотрен закрытый перечень оснований, при наступлении которых возможно применение мер ответственности к представительному органу <15>. При этом важно отметить, что наличие обстоятельств, которые могут являться основанием для роспуска, устанавливается судом.
(Ежукова О.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2024, N 2)Необходимо отметить, что органы власти субъекта РФ принимают участие в роспуске представительного органа муниципального образования. Законом предусмотрен закрытый перечень оснований, при наступлении которых возможно применение мер ответственности к представительному органу <15>. При этом важно отметить, что наличие обстоятельств, которые могут являться основанием для роспуска, устанавливается судом.
Статья: Конституционализация правопорядка vs конституционный позитивизм в современной России
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)<14> См., напр.: Дзидзоев Р.М., Степаненко Д.М. Институт роспуска представительного органа государственной власти в России // Право и политика. 2006. N 9.
(Пресняков М.В.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 8)<14> См., напр.: Дзидзоев Р.М., Степаненко Д.М. Институт роспуска представительного органа государственной власти в России // Право и политика. 2006. N 9.
Статья: Новое "окно возможностей" государства для участия в делах местного самоуправления
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Опуская некоторые законодательные подробности, отметим, что роспуск представительного органа сопровождается довольно сложным порядком, в последовательных этапах которого участвует суд, подтверждающий наличие вины. Неисполнение судебного решения предполагает дальнейшие действия по реализации процедуры роспуска со стороны высшего должностного лица и законодательного органа субъекта РФ.
(Михеева Т.Н., Михеев Д.С.)
("Журнал российского права", 2025, N 2)Опуская некоторые законодательные подробности, отметим, что роспуск представительного органа сопровождается довольно сложным порядком, в последовательных этапах которого участвует суд, подтверждающий наличие вины. Неисполнение судебного решения предполагает дальнейшие действия по реализации процедуры роспуска со стороны высшего должностного лица и законодательного органа субъекта РФ.
Статья: Проблемы законодательного регулирования компетенции Конституционного Суда Российской Федерации
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)При этом тот же вопрос в отношении законов субъектов Федерации урегулирован иначе: пункт "б" ч. 2 ст. 125 Конституции и подпункт "б" п. 2 части первой ст. 3 Закона о КС устанавливают полномочия КС РФ по разрешению дел о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов субъектов Федерации. Тем самым исключается проверка конституционности положений законов субъектов Федерации, которые не являются нормативными (к таковым можно отнести, например, правоприменительные по своей природе предписания о роспуске представительных органов муниципальных образований, принимаемые на основании ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <27>).
(Петров А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 9)При этом тот же вопрос в отношении законов субъектов Федерации урегулирован иначе: пункт "б" ч. 2 ст. 125 Конституции и подпункт "б" п. 2 части первой ст. 3 Закона о КС устанавливают полномочия КС РФ по разрешению дел о соответствии Конституции законов и иных нормативных актов субъектов Федерации. Тем самым исключается проверка конституционности положений законов субъектов Федерации, которые не являются нормативными (к таковым можно отнести, например, правоприменительные по своей природе предписания о роспуске представительных органов муниципальных образований, принимаемые на основании ст. 73 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" <27>).