Ротавирусная инфекция

Подборка наиболее важных документов по запросу Ротавирусная инфекция (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Историко-правовые аспекты развития иммунопрофилактики инфекционных заболеваний в России
(Ратникова В.И., Стрельникова Н.В., Стрельников И.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2024, N 5)
Впоследствии календари изменялись трижды: в 2011 <17>, 2014 <18> и 2021 гг. <19>. Это происходило в связи с появлениями новых технологий и сведений об иммунопрофилактике, появлением вакцин улучшенного качества, а также возникновением необходимости иммунизации населения от ряда заболеваний. Так, в 2011 г. в календари прививок стали входить вакцины против гемофильной инфекции b, гриппа и шигеллеза (бактериальной дизентерии). В дальнейшем в календарь добавили прививки против ротавирусной инфекции, ветряной оспы, новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2. Это показывает регулирование ситуаций, связанных не только с появлением новых, неизученных вирусных заболеваний, таких как COVID-19, но и с возвращением старых инфекций, уже решенных в РСФСР проблем. Спустя несколько десятилетий вновь появилась необходимость иммунизации против ветряной оспы. За последние три года - с 2020 по 2022 г. - число зарегистрированных случаев ветряной оспы выросло с 490 058 до 648 751 <20>.
Статья: Правовые модели регулирования вакцинопрофилактики в зарубежных странах: конституционно-правовая обоснованность и поиск баланса между частным и публичным интересом
(Чеснокова Е.А., Акулин И.М.)
("Закон", 2020, N 7)
Однако ввиду неблагоприятной эпидемиологической ситуации в 2017 г. правительством были приняты срочные меры, направленные на ужесточение политики в вопросах вакцинирования. Законодательным декретом от 07.06.2017 N 73 <22>, конвертированным с поправками в Закон от 31.07.2017 N 119 <23>, для несовершеннолетних от рождения до 16 лет, в том числе для всех несовершеннолетних иностранцев, находящихся в стране без сопровождения, была введена обязательная бесплатная вакцинация по возрастным группам в соответствии с национальным календарем для профилактики полиомиелита, дифтерии, столбняка, коклюша, гемофильной инфекции типа b, вирусного гепатита B, кори, краснухи, эпидемического паротита, ветряной оспы, пневмококковой инфекции, ротавирусной инфекции <24>. Предусмотрены и санкции для законных представителей несовершеннолетних в случае уклонения от обязательной вакцинации. Так, согласно ст. 4 названного Декрета при уклонении от вакцинации территориальный орган здравоохранения приглашает законных представителей для собеседования с целью предоставления дополнительной информации о вакцинопрофилактике. Если в установленные компетентным органом сроки после проведения собеседования вакцинация несовершеннолетнего так и не будет осуществлена, данное правонарушение влечет наложение административного штрафа на законного представителя несовершеннолетнего в размере от 100 до 500 евро. Интересно, что согласно циркуляру министерства здравоохранения от 16.08.2017 <25> оплата административного штрафа освобождает от обязанности вакцинации. По мнению некоторых представителей правовой доктрины, учитывая, что наложение административного штрафа за отказ от вакцинации применяется однократно, а не в начале каждого учебного года, данная санкция, по сути, представляет собой плату за освобождение от вакцинации и ставит родителей несовершеннолетних в неравное положение, давая возможности для свободного волеизъявления обеспеченным гражданам <26>. Однако важно то, что в соответствии с этим циркуляром оплата административного штрафа хотя и освобождает от обязанности вакцинации, но не позволяет несовершеннолетнему посещать детские образовательные организации независимо от их формы собственности не только в течение года установления факта невыполнения обязательства, но и в последующие годы, вплоть до выполнения родителем требования по вакцинации. Подобное решение является довольно спорным в свете соблюдения прав детей на получение образования. В данном аспекте следует отметить, что итальянские суды зачастую рассматривают уклонение от обязательной вакцинации детей в соответствии с национальным календарем как ненадлежащее исполнение родителями своих обязанностей, в том числе и ввиду наличия ограничительных мер, препятствующих невакцинированным несовершеннолетним посещать детские образовательные организации и затрудняющих их общение со сверстниками. Конституционно-правовая обоснованность полномочий суда заместить законных представителей в принятии решения о проведении вакцинопрофилактики была подтверждена Конституционным судом Итальянской Республики <27>, который в 1992 г. провел проверку положений Закона от 04.02.1966 N 51 "Обязательность вакцинации против полиомиелита" на предмет их соответствия ст. ст. 32 и 34 Конституции, провозглашающим права несовершеннолетних на медицинскую помощь и на образование. Основанием для проверки стало обращение Апелляционного суда Тренто, по мнению которого положения указанного Закона не были конституционными в части, устанавливающей в качестве единственной санкции для законного представителя, уклоняющегося от обязательной вакцинации несовершеннолетнего, административный штраф и не предусматривающей принудительную вакцинацию в целях защиты прав ребенка на здоровье и образование, а также общественного права на здоровье. По итогам рассмотрения дела Конституционный суд признал оспариваемые положения соответствующими Конституции, указав, что санкцию в виде административного штрафа следует рассматривать в контексте других мер, предусмотренных действующим законодательством в целях защиты общественного здоровья относительно рисков, связанных с неисполнением обязательства по вакцинации, а также принимая во внимание иные юридические инструменты, служащие для защиты прав ребенка в случае, если родители ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. В связи с этим Конституционный суд отметил, что введение административной ответственности за нарушение обязательства вакцинировать детей в соответствии с национальным календарем не исключает возможности применения положений Гражданского кодекса <28>, дающих суду право в случае, если поведение родителей представляется вредным для ребенка, принять с учетом обстоятельств дела решения, необходимые как в интересах самого ребенка, так и в общественных интересах.

Нормативные акты

Справочная информация: "Санитарно-эпидемиологическое нормирование"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)
Методические указания МУ 3.1.1.2957-11 "Эпидемиологический надзор, лабораторная диагностика и профилактика ротавирусной инфекции"