С какого периода действует закон о защите потерпевших и свидетелей
Подборка наиболее важных документов по запросу С какого периода действует закон о защите потерпевших и свидетелей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Верховного Суда РФ от 22.12.2008 N 89-О08-67
Приговор по делу о разбое, грабеже, вымогательстве, незаконном обороте оружия, незаконном лишении свободы, похищении человека, применении насилия в отношении представителя власти в отношении троих осужденных изменен: исключено осуждение по п. "а" ч. 3 ст. 127, ч. 3 ст. 127 УК РФ, действия осужденных в этой части обвинения квалифицированы по ч. 3 ст. 127 УК РФ (в ред. ФЗ от 08.12.2003), осужденным снижено назначенное наказание.По мнению адвоката, судом в приговоре приведены недопустимые доказательства: протоколы опознания с участием потерпевшей С., протоколы очных ставок между обвиняемым Магомедовым и потерпевшим С. свидетелем С., т.к. указанные следственные действия проводились с нарушениями уголовно-процессуального закона: без участия адвоката обвиняемого, с которым на тот период времени уже было заключено соглашение.
Приговор по делу о разбое, грабеже, вымогательстве, незаконном обороте оружия, незаконном лишении свободы, похищении человека, применении насилия в отношении представителя власти в отношении троих осужденных изменен: исключено осуждение по п. "а" ч. 3 ст. 127, ч. 3 ст. 127 УК РФ, действия осужденных в этой части обвинения квалифицированы по ч. 3 ст. 127 УК РФ (в ред. ФЗ от 08.12.2003), осужденным снижено назначенное наказание.По мнению адвоката, судом в приговоре приведены недопустимые доказательства: протоколы опознания с участием потерпевшей С., протоколы очных ставок между обвиняемым Магомедовым и потерпевшим С. свидетелем С., т.к. указанные следственные действия проводились с нарушениями уголовно-процессуального закона: без участия адвоката обвиняемого, с которым на тот период времени уже было заключено соглашение.
Определение Верховного Суда РФ от 09.10.2002 N 5-о02-152сс
Судебный акт по уголовному делу отменен, дело направлено на новое судебное разбирательство со стадии предварительного слушания, так как, принимая решение, обязывающее прокурора обеспечить устранение нарушений, судья не учел того обстоятельства, что отсутствие в ныне действующем уголовно-процессуальном законе института дополнительного расследования допускает возможность устранения нарушений закона, имевших место только при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта.В кассационной жалобе представители потерпевших приводят доводы, аналогичные изложенным прокурором в представлении, при этом дополняя, что судья был не вправе руководствоваться требованиями уголовно-процессуального закона, введенного в действие с 1 июля сего года, в то время как обвинительное заключение было составлено в период действия прежнего закона. Неуказание в списке к обвинительному заключению свидетелей защиты, показаний которых в деле нет, не является нарушением закона. Кроме того, возможность вызова в судебное заседание свидетелей защиты, не утрачена. Считая вынесение судьей постановления затягиванием рассмотрения дела по существу и нарушением прав потерпевших, просят постановление отменить.
Судебный акт по уголовному делу отменен, дело направлено на новое судебное разбирательство со стадии предварительного слушания, так как, принимая решение, обязывающее прокурора обеспечить устранение нарушений, судья не учел того обстоятельства, что отсутствие в ныне действующем уголовно-процессуальном законе института дополнительного расследования допускает возможность устранения нарушений закона, имевших место только при составлении обвинительного заключения или обвинительного акта.В кассационной жалобе представители потерпевших приводят доводы, аналогичные изложенным прокурором в представлении, при этом дополняя, что судья был не вправе руководствоваться требованиями уголовно-процессуального закона, введенного в действие с 1 июля сего года, в то время как обвинительное заключение было составлено в период действия прежнего закона. Неуказание в списке к обвинительному заключению свидетелей защиты, показаний которых в деле нет, не является нарушением закона. Кроме того, возможность вызова в судебное заседание свидетелей защиты, не утрачена. Считая вынесение судьей постановления затягиванием рассмотрения дела по существу и нарушением прав потерпевших, просят постановление отменить.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Законодательные основы Канады по возмещению потерпевшим вреда, причиненного преступлением
(Кобец П.Н.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)Канадским федеральным правительством и правительствами территорий и провинций осуществляется совместная ответственность: по обеспечению и защите прав потерпевших; устанавливаются виды и порядки по возмещению материального ущерба, понесенного потерпевшими из-за совершенного в отношении них преступления; определяются виды оказываемой жертвам преступлений нематериальной помощи и функционирования различных программ, которые восстанавливают социальную справедливость. Также территориями и провинциями Канады оказываются услуги жертвам преступлений, связанные с возмещением преступного вреда, в соответствии с разработанными и принятыми каждой провинцией и территорией собственного законодательного акта, регулирующего общественные отношения в рассматриваемой сфере. Как правило, такие нормативные правовые акты называются "Законами о жертвах преступлений". Кроме законодательных актов властями провинций и территорий принимаются разнообразные программы по оказанию помощи потерпевшим, которые определяют, каким способом и видом данная помощь будет оказана жертвам.
(Кобец П.Н.)
("Международное публичное и частное право", 2022, N 2)Канадским федеральным правительством и правительствами территорий и провинций осуществляется совместная ответственность: по обеспечению и защите прав потерпевших; устанавливаются виды и порядки по возмещению материального ущерба, понесенного потерпевшими из-за совершенного в отношении них преступления; определяются виды оказываемой жертвам преступлений нематериальной помощи и функционирования различных программ, которые восстанавливают социальную справедливость. Также территориями и провинциями Канады оказываются услуги жертвам преступлений, связанные с возмещением преступного вреда, в соответствии с разработанными и принятыми каждой провинцией и территорией собственного законодательного акта, регулирующего общественные отношения в рассматриваемой сфере. Как правило, такие нормативные правовые акты называются "Законами о жертвах преступлений". Кроме законодательных актов властями провинций и территорий принимаются разнообразные программы по оказанию помощи потерпевшим, которые определяют, каким способом и видом данная помощь будет оказана жертвам.
Статья: Некоторые проблемные вопросы государственной защиты потерпевшего и свидетеля
(Крайнов В.И.)
("Российский следователь", 2008, N 9)Изучение теоретических источников и правоприменительной практики свидетельствует о том, что среди участников уголовного судопроизводства свидетель и потерпевший испытывают максимальное давление в форме противоправного воздействия со стороны подозреваемых, обвиняемых и их окружения, имеющее целью понудить их в идеальном случае отказаться от участия в уголовном судопроизводстве, а как минимум дать показания, устраивающие подозреваемых, обвиняемых. Такое понимание подтверждается и статистическими данными практики применения Федерального закона "О государственной защите, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", действующего с 1 января 2005 г. За период 2006 - 2007 гг. меры безопасности были применены в отношении 1019 человек, из них 355 - потерпевшие, 522 - свидетели, а остальные 112 человек пришлись на всех остальных участников уголовного судопроизводства <1>.
(Крайнов В.И.)
("Российский следователь", 2008, N 9)Изучение теоретических источников и правоприменительной практики свидетельствует о том, что среди участников уголовного судопроизводства свидетель и потерпевший испытывают максимальное давление в форме противоправного воздействия со стороны подозреваемых, обвиняемых и их окружения, имеющее целью понудить их в идеальном случае отказаться от участия в уголовном судопроизводстве, а как минимум дать показания, устраивающие подозреваемых, обвиняемых. Такое понимание подтверждается и статистическими данными практики применения Федерального закона "О государственной защите, потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства", действующего с 1 января 2005 г. За период 2006 - 2007 гг. меры безопасности были применены в отношении 1019 человек, из них 355 - потерпевшие, 522 - свидетели, а остальные 112 человек пришлись на всех остальных участников уголовного судопроизводства <1>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024)30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
(ред. от 08.08.2024)
"О полиции"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 19.08.2024)30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
Проект Федерального закона N 446526-5
"О полиции"
(окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 28.01.2011)30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;
"О полиции"
(окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 28.01.2011)30) применять на условиях и в порядке, предусмотренных федеральным законом, меры государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;