Самопроизвольное движение транспортного средства
Подборка наиболее важных документов по запросу Самопроизвольное движение транспортного средства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2024 N 07АП-3519/2024 по делу N А45-15821/2023
Требование: О взыскании страхового возмещения, неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Решение: Требование удовлетворено в части.Соответственно, Правила дорожного движения не исключают правомерное оставление водителем транспортного средства при условии принятия им мер, в обычных условиях исключающих самопроизвольное движение транспортного средства.
Требование: О взыскании страхового возмещения, неустойки по день фактического исполнения обязательства.
Решение: Требование удовлетворено в части.Соответственно, Правила дорожного движения не исключают правомерное оставление водителем транспортного средства при условии принятия им мер, в обычных условиях исключающих самопроизвольное движение транспортного средства.
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 28.05.2024 N 88-10664/2024 (УИД 38RS0036-01-2022-007843-95)
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба в связи с причинением вреда в ДТП.
Обстоятельства: Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии необходимых мер для исключения самопроизвольного движения транспортного средства и последующего наезда на автомобиль истца, не находится в прямой причинно-следственной связи с полученными автомобилем истца повреждениями.
Решение: Отказано.Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), оценив в совокупности представленные доказательства, приняв в качестве допустимого, достоверного доказательства заключение судебной экспертизы, пришел к выводу, что бездействия водителя Б., выразившиеся в непринятии необходимых мер для исключения самопроизвольного движения транспортного средства и последующем наезде на автомобиль истца, не находятся в прямой причинно-следственной связи с полученными автомобилем Тойота Виш, государственный регистрационный N, повреждениями в виде повреждения бампера заднего деформация в средней части, отрыв нижнего крепления с утратой, залом внутреннего крепления - замена; дверь задняя залом нижней части площадью 15%, загиб каркаса двери - ремонт и окраска; панель задка в нижней части. Распределил судебные расходы.
Категория спора: Причинение вреда имуществу.
Требования потерпевшего: О возмещении ущерба в связи с причинением вреда в ДТП.
Обстоятельства: Бездействие ответчика, выразившееся в непринятии необходимых мер для исключения самопроизвольного движения транспортного средства и последующего наезда на автомобиль истца, не находится в прямой причинно-следственной связи с полученными автомобилем истца повреждениями.
Решение: Отказано.Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении, суд первой инстанции руководствуясь положениями статей 15, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), оценив в совокупности представленные доказательства, приняв в качестве допустимого, достоверного доказательства заключение судебной экспертизы, пришел к выводу, что бездействия водителя Б., выразившиеся в непринятии необходимых мер для исключения самопроизвольного движения транспортного средства и последующем наезде на автомобиль истца, не находятся в прямой причинно-следственной связи с полученными автомобилем Тойота Виш, государственный регистрационный N, повреждениями в виде повреждения бампера заднего деформация в средней части, отрыв нижнего крепления с утратой, залом внутреннего крепления - замена; дверь задняя залом нижней части площадью 15%, загиб каркаса двери - ремонт и окраска; панель задка в нижней части. Распределил судебные расходы.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Административная ответственность за невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием: вопросы квалификации
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)При применении положений ч. 1 и 2 ст. 12.27 КоАП РФ сложным для практики оказался вопрос о том, отвечает ли признакам ДТП наезд на стоящий автомобиль, препятствие или пешехода в результате самопроизвольного движения транспортного средства с неработающим двигателем, в котором на момент случившегося сам водитель за рулем не находился.
(Панкова О.В.)
("Безопасность дорожного движения", 2024, N 3)При применении положений ч. 1 и 2 ст. 12.27 КоАП РФ сложным для практики оказался вопрос о том, отвечает ли признакам ДТП наезд на стоящий автомобиль, препятствие или пешехода в результате самопроизвольного движения транспортного средства с неработающим двигателем, в котором на момент случившегося сам водитель за рулем не находился.
Статья: Управление транспортным средством как признак преступления, предусмотренного ст. 264.1 УК РФ
(Питецкий В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)По этому пути в целом идет и судебная практика. Под управлением транспортным средством в смысле ст. 264.1 УК РФ необходимо понимать непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Для состава оконченного преступления не имеет значения, как долго управлял виновный транспортным средством. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привел в движение транспортное средство <21>. Однако с учетом длящегося характера данного преступления начало перемещения транспорта в пространстве образует лишь юридический момент его окончания. Фактический же момент окончания данного преступления следует связывать с прекращением лицом функций и исполнения обязанностей водителя в смысле п. 12.8 Правил дорожного движения: "Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя". В связи с этим следует признать необоснованной практику привлечения к ответственности лиц, находящихся в состоянии опьянения или отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования уже после прекращения функций управления (переносят вещи, находятся в другом месте и т.д.) <22>.
(Питецкий В.В.)
("Уголовное право", 2023, N 4)По этому пути в целом идет и судебная практика. Под управлением транспортным средством в смысле ст. 264.1 УК РФ необходимо понимать непосредственное выполнение лицом функций водителя во время движения транспорта. Для состава оконченного преступления не имеет значения, как долго управлял виновный транспортным средством. Преступление окончено уже в тот момент, когда субъект, будучи в состоянии опьянения, привел в движение транспортное средство <21>. Однако с учетом длящегося характера данного преступления начало перемещения транспорта в пространстве образует лишь юридический момент его окончания. Фактический же момент окончания данного преступления следует связывать с прекращением лицом функций и исполнения обязанностей водителя в смысле п. 12.8 Правил дорожного движения: "Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя". В связи с этим следует признать необоснованной практику привлечения к ответственности лиц, находящихся в состоянии опьянения или отказавшихся от прохождения медицинского освидетельствования уже после прекращения функций управления (переносят вещи, находятся в другом месте и т.д.) <22>.
Нормативные акты
Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090
(ред. от 19.04.2024)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
(ред. от 19.04.2024)
"О Правилах дорожного движения"
(вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")12.8. Водитель может покидать свое место или оставлять транспортное средство, если им приняты необходимые меры, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства или использование его в отсутствие водителя.
Приказ Минтруда России от 19.11.2020 N 815н
"Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61647)21. Во избежание самопроизвольного движения транспортного средства при его осмотре водитель должен выключить двигатель, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобилях с автоматической коробкой передач - в положение "Паркинг") и затормозить транспортное средство стояночным тормозом, по требованию работника охраны заглушить двигатель.
"Об утверждении Правил по охране труда при осуществлении охраны (защиты) объектов и (или) имущества"
(Зарегистрировано в Минюсте России 21.12.2020 N 61647)21. Во избежание самопроизвольного движения транспортного средства при его осмотре водитель должен выключить двигатель, поставить рычаг переключения передач в нейтральное положение (на автомобилях с автоматической коробкой передач - в положение "Паркинг") и затормозить транспортное средство стояночным тормозом, по требованию работника охраны заглушить двигатель.